Основные права и свободы: понятие, система, особенности. Развитие их в России и СССР
Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, неотчуждаемые права и свободы учредительного характера, охватывающие важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.
Вместе с тем конституционные (основные) права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки, позволяющие выделить их в особый институт конституционного права:
а) основные (конституционные) права и свободы перечислены в Конституции - нормативном правовом акте, обладающем высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Причем положения соответствующей главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
б) основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину. Иные права и свободы, перечисленные, в частности, в федеральных законах, нередко имеют конкретный круг субъектов: военнослужащих, судей, депутатов представительных органов и т.д.;
в) основные права и свободы имеют учредительный характер, их система составляет основу правового статуса личности. Иные права и свободы, например, установленные законодательством о труде, о социальном обеспечении, базируются на соответствующих основных правах или свободах, закрепленных Конституцией; в то же время они служат юридическими гарантиями реализации основных прав и свобод;
г) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основные права и свободы гражданина неразрывно связаны с наличием у индивида гражданства Российской Федерации, утрата гражданства автоматически влечет и утрату личностью основных прав и свобод гражданина;
д) реализация основных прав и свобод человека и гражданина не связана с участием индивида в конкретном правоотношении. Они существуют постоянно, неизменно присутствуют в каждом правоотношении. Иные права и свободы нередко обусловлены участием лица в том или ином правоотношении и даже возникают вследствие такого участия. Например, право одного лица требовать от другого лица оплаты проданной вещи (товара) возникает только в случае заключения между ними договора купли-продажи. Нет данного договора - нет и соответствующих прав;
е) основные права и свободы охватывают важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной, частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в политической, социальной, экономической, культурной сферах.
Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические - наиболее распространенное основание их классификации. Однако основные права и свободы можно классифицировать и по другим признакам:
а) по субъекту - на права и свободы человека (для них характерна конституционная формулировка "каждый") и на права и свободы гражданина (осуществляются только гражданами Российской Федерации);
б) по форме осуществления - на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права и свободы реализуются личностью самостоятельно, без участия других лиц (право на жизнь, на личную неприкосновенность, свобода слова и т. д.). Коллективные права и свободы человек самостоятельно реализовать не может - необходимы согласованные действия по реализации аналогичных прав и свобод другими индивидами. К примеру, "каждый имеет право на объединение" (ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации), но воспользоваться этим правом должны не менее трех человек, иначе общественное объединение никогда не будет создано;
в) по механизму реализации - на права, свободы, реализуемые вне правоотношения (например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность), и права, свободы, реализуемые посредством участия лица в каком-либо правоотношении (например, право выбирать род деятельности и профессию, право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и др.);
г) по моменту возникновения - на права, свободы, возникающие у индивида с момента рождения (в частности, право на охрану достоинства личности), и права, свободы, момент возникновения которых специально оговорен в действующем законодательстве (к примеру, право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у гражданина России только по достижении им 18-летнего возраста).
Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появи лась в Конституции СССР 1936 г. Однако, она являлась одной из последних глав в Конституции.
Конституция 1977 г. внесла существенные изменения в структу ру закрепления прав и свобод граждан. Раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах обществен ного строя и политики, т. е. в начале Конституции. Было значитель но расширено конституционное закрепление прав, свобод и обязан ностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользование достижениями культуры, свобода научного твор чества, право на участие в управлении государством и другие. Од нако, как отмечается в литературе, в этом процессе отчетливо про являлась следующая закономерность: расширение прав, наполнение их новым содержанием происходило в основном за счет развития таких институтов как право на труд, на отдых, социальное обеспечение и т. п. На этом фоне явно недостаточное внимание уделялось полити ческим правам и свободам. После провозглашения курса на из "неук лонное" расширение не последовала разработка правовых механизмов их реализации. Юридический аспект проблемы постепенно был сведен к разветвленной системе запретов и ограничений, к надзору за соб людением которых в сущности и сводилась деятельность правоохрани тельных органов*.
Для обновления Конституционной доктрины Российской Федерации потребовалось переосмысление многих догм и стандартов мышления, утвердившихся в науке за прошлые десятилетия.
Во-первых, права и свободы понимались в узконормативистском ключе. Поскольку само понятие права даже в теоретическом плане строго сводилось к совокупности норм, то, следовательно, о приз нании естественных, прирожденных прав человека не могло быть и речи. Никаких заранее признанных величин не было и быть не могло. Индивидуум понимался главным образом как гражданин, статус кото рого зависел только от государства. О современном понимании конс титуционных взаимоотношений личности и государства и о ст. 17 Конституции РФ уже говорилось в первом разделе работы.
Во-вторых, развитию прав и свобод серьезно препятствовало принижение роли права в целом. Идеи верховенства закона, правово го государства встречали негативное отношение по той простой при чине, что несли с собой ограничения, лимиты власти авторитарной системы. Ныне в ст. 1 Конституции Россия признает сама себя правовым государством.
В-третьих, подход к правам и свободам человека сужался упро щенной трактовкой соотношения классовых и общечеловеческих инте ресов. Классовые интересы преподносились как некие нормативы эта лоны, предопределяющие права и свободы человека, его поведение в обществе. В Конституции РФ 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Ни какая идеология не может признаваться в качестве государственной или обязательной. Признается и политическое многообразие. В соот ветствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека и гражданина с его социальным статусом , приверженностью к тем или иным политическим взглядам и идеологическим ценностям.
В-четвертых, развитие прав и свобод человека серьезно сдер живалось концепциями и взглядами, исходившими из необходимости тотального огосударствления общественной жизни, тем самым обеспе чивался приоритет государственных интересов. Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство само всеобъем люще выражает общественные и личные интересы. Исходными же нача лами действующего конституционного законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государс тво теперь трактуется как представитель общества, несущим перед ним, гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность.
В-пятых, в советском государстве сфера прав человека счита лась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмеша тельство международных организаций в положение дел с правами че ловека в СССР. В Конституции 1993 г. впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека и гражданина. В ней закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе мы. Устанавливается, что если международным договором РФ установ лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.