Организация управления в особых условиях.
1. Чрезвычайные ситуации природного, технологического характера.
2. Чрезвычайное положение
3. Военное положение.
4. Иные обстоятельства, вызывающие нарушение нормальных условий жизни и необходимость формирования управления, приспособленного для их устранения.
Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и технологического характера предусмотрены Федеральным законом от 11 ноября 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера».
В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии как опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.
Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации. Так, при чрезвычайных ситуациях Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным законом, может ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные Силы России, других войск и воинских формирований.
МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе:— руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;— координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;— контроль за осуществлением мероприятий в этой области;— организует формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.
Чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством представляет собой режим, хотя и пересекающийся с чрезвычайными ситуациями, но имеет не полностью совпадающие основания.
Чрезвычайное положение в соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении» вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
На территории, где введено чрезвычайное положение, могут создаться особые формы управления. В соответствии с названным Законом особые формы управления предполагают:— возможность прямого подчинения органов исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, Президенту России или назначаемому им органу;— образование специальных временных органов для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также случаи ненадлежащего выполнения своих функций органами государственной власти на территориях, где введено чрезвычайное положение. При этом полномочия органов представительной и исполнительной власти территорий могут быть временно ограничены либо приостановлены органами, принявшими решение о введении чрезвычайного положения. Специальным временным органам могут быть переданы полностью или частично полномочия органов представительной и исполнительной власти территорий. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер по нормализации обстановки, восстановлению правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Исполнительные органы власти и временные органы вправе издавать обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.
Определенные законом чрезвычайные меры касаются не только прав и свобод граждан, но и предприятий, учреждений, организаций. Так, могут быть применены такие меры, как:
— введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;
— изменение в производственной деятельности предприятий, необходимых для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;
— мобилизация ресурсов предприятий и учреждений;
— изменение режима их работы;
— переориентация их на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и т. д.
Чрезвычайное положение нельзя путать с военным положением,
Органы представительной и исполнительной власти местности, объявленной на военном положении, обязаны оказывать содействие органам военного управления, военному командованию в использовании всех возможностей для осуществления государственной и общественной безопасности.
Режим военного положения предполагает введение определенных ограничений прав и свобод граждан, а также возложение на них обязанностей, которые не могут на них возлагаться в нормальных условиях, например, военно-квартирная обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений, введение трудовой повинности для военных целей, и т. д.
В условиях военного положения может изменяться организация управления различными объектами, не имеющими военного назначения; мобилизуются силы и средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и общественного порядка под руководством военного командования, у которого сосредоточиваются в этой области функции органов государственной власти.