Административное право как отрасль права: предмет метод система.

Предмет административного права представляет собой общественные отношения, связанные с государственно-управленческой деятельностью, т. е. управленческие. По отношению к предмету административного права его роль можно назвать регулятивной, что имеет огромное значение для эффективности функционирования системы исполнительной власти. Административное право упорядочивает управленческие общественные отношения, т. е. придает им характер, соответствующий интересам общества и государства. Административно-правовые отношения - отношения, которые непосредственно возникают в связи с выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.

В зависимости от особенностей участников выделяют следующие виды административно-правовых отношений: 1) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне; 2) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне; 3) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями и т. д. ; 4) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; 5) между субъектами исполнительной власти и негосударственными объединениями; 6) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; 7) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Управленческие отношения можно классифицировать и в зависимости от конкретных целей на внутренние, или внутриорганизационные, и внешние, связанные с воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти, а также с учетом государственного устройства РФ.

Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Характеристика административно-правового метода: a) представляет собой определенное соотношение средства предписания, запрета и дозволения; b) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа; c) чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения; d) не исключает использования диспозитивных средств; e) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой. Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения. Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

Система административного права. Система административного права – внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм. Признаки системы административного права: · обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений; · представляет собой объективное правовое явление; · характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм иинститутов; · включает определенные элементы; · изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

5.административное принуждение сущность и виды

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Особенности административного принуждения: • основывается на нормах административного права; • применяется как физическими, так и юридическими лицам; • применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права; • закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах; • применяется широким кругом уполномоченных субъектов; • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия); • применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке; • порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру; • применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения); • законность применения обеспечивается системой гарантий; • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности. Цели административного принуждения: 1) предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением; 2) пресечение правонарушений; 3) восстановление нарушенного состояния; 4) процессуальное обеспечение; 5) наказание (ответственность) правонарушителя.

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия. По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами. По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах. Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке. Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием). По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внешневластные меры. По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания. Стадии применения мер административного принуждения: • анализ правоохранительной ситуации; • выбор меры административного принуждения; • проверка действенности выбранной меры административного принуждения; • принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения; • реальное применение меры административного принуждения; • анализ эффективности применения меры административного принуждения; • внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.

Наши рекомендации