Комитет Конституционного надзора СССР прекратил свою деятельность 26 декабря 1991 года в связи с принятием декларации о прекращении существования СССР, - однако формально распущен не был.
Декабря 1991 года Горбачев М.С. подписал Указ Президента СССР № УП-3162 «О сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР» и в специальном телеобращении к народу объявил о своей отставке. Фактически, Горбачев М.С. передал дела, в том числе право на применение ядерного оружия, после самопровозглашенной отставки Президенту России Ельцину Б.Н., что было незаконно, ввиду того, что РСФСР являлась лишь одной из пятнадцати союзных республик.
Сложение Горбачевым М.С. полномочий Президента СССР не означало демонтаж союзного государства. Согласно статье 127 Конституции СССР «Если Президент СССР по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента СССР его полномочия переходят к Вице-президенту СССР, а если это невозможно — к Председателю Верховного Совета СССР». Но и Г. Янаев – вице-президент, и А. Лукьянов – Председатель Верховного Совета были отстранены от своих должностей. Разрешая сложившейся кризис, Верховный Совет СССР мог избрать из своего состава нового председателя, к которому, в соответствии с конституционной нормой, переходили бы функции и.о. президента.
Таким образом, отставка М.С. Горбачева носила уведомительный характер, ее никто не принимал. Под видом отставки проводилось упразднение должности Президента СССР. С отставкой М.С. Горбачева осуществился спуск Государственного флага СССР, хотя отказ от исполнения им должностных обязанностей, не означал юридически ликвидации государства. Статья 127.7. Конституции СССР предусматривала проведение выборов нового Президента СССР в трехмесячный срок. Однако выборов проведено не было, что являлось еще одним нарушением действовавшей Конституции СССР. М.С. Горбачев не имел права увязывать собственный отказ от исполнения должности президента с упразднением этой должности и ликвидацией государства.
Вопрос о законности решения о ликвидации СССР вносился в 1996 году в повестку обсуждения Государственной Думы Российской Федерации. Результатом обсуждения стало принятие Постановления от 15 марта 1996 года «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР». В пункте 3 принятого постановления, в частности, указывалось: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное президентом РСФСР Б.Н. Ельциным и государственным секретарем РСФСР Г.Э.Бурбулисом и не утвержденное Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР, - не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР». Другого решения, пересматривавшего, или отменявшего бы решение от 15 марта 1996 года по вопросу о ликвидации СССР на уровне какой-либо палат Федерального Собрания, не принималось. Соответственно, это решение имеет юридическую силу.
«Беловежские соглашения» и последующая ратификация со стороны Верховного Совета СССР были незаконны и юридически не могли упразднить СССР. В правовом плане Советский Союз имел все основания продолжать свое существование. Упразднение его и перераспределение властных полномочий было связано с осуществленным государственным переворотом. Политически распад СССР был инициирован сверху. Он был незаконным, противоречил действовавшей Конституции СССР, целому ряду Законов СССР и волеизъявлению народа, высказавшегося в подавляющем большинстве за сохранение СССР.
Установить факт незаконного прекращения существования Союза ССР как единого государства иным путем, кроме судебного, не представляется возможным, поскольку такой факт можно установить только путем допроса в судебном заседании свидетелей, очевидцев и экспертов, которые могут подтвердить указанные обстоятельства, а также исследовать иные доказательства, которым может дать надлежащую оценку только суд.
Подпункт 1 пункта 1 ст.262 ГПК РФ предусматривает, что суд в порядке особого производства рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В соответствии с п.1 ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.