Государство и право: проблема соотношения
Проблема соотношения государства и права сводится к вопросу о том, что первично: государство или право. Сформулированы две противоположные позиции по этой проблеме.
Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в советской науке.
Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в последние годы.
Взаимосвязь государства и права сложна, а потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга. Государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способом функционирования и т.д. Основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализация. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве. Государство придает праву важнейшие свойства – формальную определенность и общеобязательность.
Право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Право юридически оформляет государство, регулирует его основные стороны его функционирования и тем самым придает государству легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан. С помощью права определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно должно стать правовым и контролируемым.
56. Понятие и структура системы права. Критерии деления системы права на отрасли
Система права -это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности.
Структурными частями системы права являются: 1) норма права, 2) институт права 3) субинститут права, 4) отрасль права 5) подотрасль права.
1. Первичным элементом системы права является правовая норма.
2. Нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие определенную группу общественных отношений образуют институт права (институт Президента).
Крупные правовые институты могут подразделяться на субинституты. Так, в конституционном праве институт основ конституционного строя подразделяется на институты формы правления, формы устройства государства и т.д.
3. Отрасль права - совокупность юридических норм регулирующих определенную сферу общественных отношений. В рамках наиболее крупных отраслей права выделяют подотрасли. Так, в рамках конституционного права сегодня имеются подотрасли: парламентского, избирательного права; в гражданском праве – право собственности, наследственное право.
В качестве основных критериев отграничения отраслей права друг от друга выступает предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования - это те общественные отношения, которые право регулирует.
В структуру предмета правового регулирования входят: а) субъекты, б) объекты регулирования общественных отношений, в) социальные факты, с которыми связано возникновение соответствующих отношений.
Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
императивный - метод властных предписаний (характерен для уголовного, административного, финансового отраслей права);
диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (присущ гражданскому праву);
поощрительный - метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение (свойственен трудовому, административноу праву);
рекомендательный - метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения (используется государством при организации отношений с различными общественными организациями);
метод автономии и равенства сторонхарактерен для процессуальных отраслей права, где все участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном отношении друг перед другом, законом и судом; их отношениям присуща самостоятельность;
убеждение и принуждение
87. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности.
1. Изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным.
Под изменением обстановки понимаются значительные изменения жизненных условий по сравнению с теми, которые существовали к моменту совершения правонарушения.
2. Само лицо перестало быть общественно опасным в силу последующего безупречного поведения и добросовестного отношения к труду.
3. Замена уголовного наказания другим (административным, дисциплинарным)
4. Условно-досрочное освобождение от наказания. Эта мера заключается в освобождении осужденного при определенных, указанных в законе, основаниях от дальнейшего отбывания наказания до истечения срока, назначенного приговором суда, под условием несовершения преступления в течение оставшейся неотбытой части наказания, от отбытия которой осужденный освобождается. Условно-досрочное освобождение может быть применено к осужденному лишь в том случае, если он примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое исправление, но после фактического отбытия не менее половины назначенного срока наказания,
5. Освобождение от уголовной ответственности, особенно в отношении несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 90 УК РФ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения мер воспитательного воздействия.
6. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии.
7. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта помилования.
8. Освобождение от наказания за совершение деяния, преступность и наказуемость которого были после вступления в законную силу приговора суда, назначившего это наказание, устранены уголовным законом.
Презумпция невиновности гражданина – это предположение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности есть проявление общей добропорядочности гражданина.
Смысл и назначение презумпции невиновности состоит в требовании полной и несомненной доказанности твердо установленными фактами обвинения как основания выводов предварительного следствия в обвинительном заключении и суда в обвинительном приговоре. Из презумпции невиновности вытекает также правило, согласно которому всякое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Бремя доказывания виновности обвиняемого лежит на обвинителе.
Презумпция невиновности обвиняемого является гарантией установления истины по уголовному делу, сдерживающим фактором необоснованного осуждения гражданина, нарушения его законных прав, что весьма важно в условиях формирования правового государства