Организация работы по надзору за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений
Работа по надзору за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений должна быть организована таким образом, чтобы своевременно вскрывались любые нарушения закона и принимались радикальные меры к их устранению.
В Инструкции «Об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере» подробно регламентирована организация работы по осуществлению надзора за законностью в социальной сфере: надзора за применением законов в финансово-кредитной сфере; надзора за применением законов о собственности и защите предпринимательства, надзора за применением законов на транспорте; надзора за применением законов об охране окружающей среды, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, недрах и недропользовании, надзора за применением законодательства об общественных, религиозных объединениях и средствах массовой информации, надзора за применением законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией.
В стране функционирует множество различных министерств и ведомств, самостоятельных агентств и департаментов, инспекций, других организаций, которые выполняют контролирующие, а некоторые из них — надзорные функции. В частности, на Министерство финансов возложен контроль за эффективным и целевым использованием средств республиканского и местных бюджетов, проведением процедур банкротства (за исключением банков и страховых организаций), а также во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника, а Национальный банк осуществляет надзор и контроль за деятельностью банков второго Уровня, валютное регулирование и валютный контроль в республике, Комитет по чрезвычайным ситуациям — контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор. Аналогичные функции и у других ведомств.
Прокурор, осуществляя надзор за законностью в деятельности государственных, контролирующих органов, прежде всего, должен следить за правильным применением ими законов и тем самым активизировать их работу, объединять их усилия в укреплении законности, больше обращать внимание на то, почему конкретное нарушение не было выявлено до прокурорской проверки. В случае бездействия этих органов следует решать вопрос об ответственности их руководителей.
Организация предметной работы в органах прокуратуры представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на достижение эффективных результатов в ходе реализации стоящих перед ними целей и задач. Понятно, что правильная организация прокурорского надзора предполагает определение приоритетов надзора и умелого использования тактических приемов при осуществлении прокурорских полномочий.
При осуществлении прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина проверки планируются и ведутся на основе тщательного анализа состояния законности на поднадзорной территории. В этой связи прокуроры должны иметь постоянно обновляемый паспорт своего региона, содержащий полную характеристику состояния законности, располагать основными показателями социально-экономического развития, демографического положения, по общественной, религиозной и политической активности населения.
Для анализа ситуации в регионе и выявления наиболее проблемных сфер применения законов прокуроры должны оперировать данными о рассмотренных судами гражданских, уголовных и административных дел.
Проверки проводятся в пределах компетенции прокуроров в течение месяца. Проверка хозяйствующих субъектов в обязательном порядке должна начинаться при наличии постановления о производстве и с регистрацией в территориальном органе по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Как правило, проверки хозяйствующих субъектов должны проводиться для перепроверки законности решений и действий государственных органов. Говоря о прокурорском надзоре за законностью правовых актов и действий государственных органов и других организаций, прокурорам необходимо изучить соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность этих организаций и устанавливающие их правовой статус. Без этого практически невозможно выявить какие-либо нарушения законности в их деятельности.
Независимо от тематики проверки особое внимание должно уделяться применению законодательства о борьбе с коррупцией и законности правовых актов государственных органов.
Представляется необходимым с позиции защиты государственных и общественных интересов сосредоточить усилия на осуществлении надзора за применением законодательства, регламентирующего управление и распоряжение государственной собственностью. Практика прокурорского надзора показывает, что специально уполномоченные органы по управлению государственным имуществом не всегда на должном уровне выполняют возложенные на них функции.
Органы прокуратуры не могут охватить проверками все предприятия и учреждения. Однако они обязаны принять все меры, чтобы поставить заслон растаскиванию, разбазариванию и нерациональному использованию государственного имущества, финансовых средств. Необходимо усилить надзор за законностью в деятельности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных распоряжаться соответствующим имуществом и финансовыми средствами.
Реально сложившаяся ситуация в экономике страны, положение с исполнением бюджета требуют дальнейшего усиления прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства, при этом особое внимание следует уделять вопросам целевого использования бюджетных средств (в т.ч. выделенных на заработную плату, пенсии, пособия). Заслуживают серьезного внимания проверки полноты и законности мер, принимаемых контролирующими органами по фактам нарушения законов. При этом приоритетным является надзор за применением законов органами, напрямую связанными с прохождением и использованием бюджетных средств.
Учитывая, что достижение целей и выполнение задач прокуратуры обеспечивается такими конкретными видами деятельности, как прокурорский надзор за законностью в деятельности государственных органов, то организация работы включает в себя в первую очередь реализацию основных направлений деятельности данной отрасли надзора, перечисленных в ст. 28 Закона «О Прокуратуре».
Необходимо подчеркнуть, что организация прокурорского надзора рассматриваемой отрасли предполагает не только знание реальной ситуации с состоянием законности, не только способность выявить нарушения, но и умение правильно выработать и реализовать меры прокурорского реагирования, добиваться реального устранения выявленных нарушений закона, а также причин и условий, способствующих им.
Прокуроры должны обращать особое внимание на качество подготовки актов прокурорского надзора. Акты прокурора должны быть мотивированными, содержать четкое изложение существа допущенных нарушений со ссылкой на закон и конкретные требования об их устранении. Несоблюдение этих требований подрывает авторитет и престиж органов прокуратуры. Практика внесения актов прокурорского надзора имеет своей целью минимизацию нарушений законности, устранение причин и условий, способствующих этим нарушениям, несет предупредительную функцию. В этих целях только в 2009 году специально активизирована разъяснительная работа — увеличено количество внесенных разъяснений закона с 26 079 до 28.476.
Кроме того, усилилась праворазъяснительная работа непосредственно при встрече с населением, государственными органами и предпринимателями.
Важное значение в организации работы имеет своевременное распространение передового опыта, обобщение информации о деятельности нижестоящих прокуратур, подготовка информационных писем о положительном опыте работы, а также о недостатках и упущениях в работе.
Эффективность прокурорского надзора во многом зависит от организации контроля за выполнением принимаемых решений. Наряду с проверками на местах для обеспечения контроля должны широко использоваться отчеты подчиненных прокуроров о проделанной работе или по результатам проверок их работы вышестоящей прокуратурой, изучение поступающих от нижестоящих прокуратур актов прокурорского реагирования.
Занимаясь организацией надзора, прокуроры должны иметь в виду, что:
1. из-за многочисленных нарушений законности складывается неблагоприятная ситуация в важнейших сферах экономики, имеющих стратегическое значение. Это относится к энергетическому комплексу, транспорту, вопросам банкротства, государственным закупкам, добычи и реализации редкоземельных и драгоценных металлов, обороту оружия;
2. банкротство стало использоваться для передела собственности и незаконного использования финансовых потоков, хотя оно вводилось законом как инструмент оздоровления экономики;
3. в деятельности таможенных органов имеются грубые нарушения законности, в числе которых необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность, незаконное предоставление участникам внешнеэкономической деятельности различных льгот, злоупотребление служебным положением, незаконное получение вознаграждения, сокрытие нарушений таможенных правил и другие.
Совокупность всех названных нарушений законности создает такую ситуацию, при которой государство теряет рычаги управления; нарушаются права и свободы граждан, вызывая их справедливое возмущение и недовольство; из-за невыполнения бюджетных обязательств обостряются социальные проблемы, нарушаются конкурентные механизмы рынка, так как зачастую в выигрыше оказывается тот, кто смог получить преимущества и льготы за взятки, а не тот, кто конкурентоспособен; расширяются масштабы и объем коррупции. Поэтому, несмотря на многогранность направлений надзора за законностью в деятельности государственных органов, прокуроры должны избирать те, которые существенным образом повлияют на улучшение режима законности в конкретном регионе.
При проверке законности принимаемых решений государственными органами необходимо иметь в виду, что в каждом законодательном акте предусмотрены права и обязанности субъектов применения этих актов, в т ч обязанности государственных органов, должностных лиц и граждан. Так, в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) органы налоговой службы, наряду с другими обязанностями, должны также соблюдать права налогоплательщика, защищать интересы государства, осуществлять налоговый контроль.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» антимонопольный орган обязан принимать меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и порядка ценообразования, за доминирующим положением субъектов на товарных рынках.
По Закону «О банкротстве» уполномоченный государственный орган обязан выявлять признаки ложного и преднамеренного банкротства, осуществлять контроль за соблюдением гласности конкурентности при реализации конкурсной массы должника на конкурсных торгах.
В главе 10 Закона Республики Казахстан "О браке и семье" предусмотрены обязанности родителей, а гл 13 этого же закона обязанности защиты интересов детей, оставшихся без попечительства родителей, возложены на органы опеки и попечительства.
Такое же положение и в отношении других государственных органов, организаций и граждан, правовой статус которых определен законодательными актами (о Правительстве, об органах национальной безопасности, об органах внутренних дел, о Национальном банке, Таможенным кодексом и др.).
Наряду с правами, установленными Конституцией Республики Казахстан, человек и гражданин имеют и обязанности Согласно Конституции граждане Республики Казахстан и лица без гражданства обязаны соблюдать Конституцию и законодательство, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, оплачивать налоги, сборы и иные обязательные платежи, а защита Республики Казахстан является обязанностью ее граждан.
Граждане Казахстана обязаны заботиться о сохранении исторического и культурною наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Поэтому при поступлении сигналов, сообщений и обращений о нарушениях законов прокурор обязан организовать проверки и принять соответствующие меры в отношении государственных органов, их должностных лиц и граждан с целью приведения в соответствие с законом противоречащих ему нормативных правовых актов.
Контрольные вопросы
1. Какими нормативно-правовыми и ведомственными актами регулируется деятельность прокурора, осуществляющего надзор в этой сфере?
2. В чем состоят сущность и предмет надзора за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений?
3. Каковы полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов?
4. Каковы основания и порядок принесения прокурором протеста?
5. Какие полномочия предоставлены прокурору для выявления и устранения нарушений законности?[kgl]
[gl]ГЛАВА 10 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[:]
Цель:Рассмотреть содержание и задачи прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности и полномочия и организация работы прокурора при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности
Структура лекции: