Порядок формирования органов государственного управления
Порядок формирования органов государственного управления устанавливается различными нормативными правовыми актами: Конституцией, Законом «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь. В связи с этим любой орган может быть образован только тем органом, которому предоставлено такое право.
Образование органа государственного управления требует решения ряда вопросов:
1. обоснования потребности, необходимости подобного органа;
2. определения названия (наименования) органа;
3. определения, кем он может быть создан;
4. определения его места в системе механизма государственного управления;
5. установления его компетенции;
6. установления его взаимоотношений с другими органами как по вертикали, так и по горизонтали;
7. определения источников финансирования;
8. определения и утверждения организационной структуры и штатного расписания;
9. определения территориального масштаба деятельности;
10. подбора и зачисления работников — государственных служащих.
Все названные требования обусловлены самой сущностью и назначением органа государственного управления.
По действующему законодательству органы государственного управления образуются в распорядительном порядке. Суть его состоит в том, что должностное лицо или орган государственного управления посредством издания соответствующего решения повелевает, выражает свое властное волеизъявление об образовании органа. Например, в целях совершенствования деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел по исправлению лиц, которые совершили преступления,
и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами Указом Президента Республики Беларусь от 19 июня 2000 г. №349 «О мерах по совершенствованию деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел» был образован Комитет исполнения наказаний при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь,1 а Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных .государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» названный Комитет преобразован в Комитет исполнения наказаний Министерства внутренних дел с правами юридического лица.
Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования.
Коллегиальные органы формируются, а единоначальные — образуются. Так, в части 8 статьи 12 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» записано, что республиканские органы государственного управления образуются, а статья 19 имеет название «Порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь». Подобное содержится и в пункте 27 статьи 84 Конституции в отношении Совета Безопасности. Вероятно, следовало бы употребить термин «формирование» и в отношении местных исполнительных и распорядительных органов.
Государственные предприятия создаются (ч. 3 ст.13 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).
Президент Республики Беларусь обладает самыми широкими полномочиями в области образования и формирования органов государственного управления. Он формирует Правительство и Совет Безопасности и образует республиканские и иные органы государственного управления.
Совет Министров вправе утверждать состав коллегий республиканских органов, если иное не предусмотрено актами Президента (ч. 4 ст.14 указанного выше Закона).
Большое участие принимает Президент Республики Беларусь в формировании местных исполнительных и распорядительных органов: назначает на должность руководителей областных и Минского городского исполнительных комитетов, дает согласие на назначение
1Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 2000. № 17. Ст. 482.
руководителей районных и городских исполкомов, заместителей председателя, управляющего делами и членов областных и Минского городского исполнительных комитетов.