Правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. Содержащиеся в них нормы регулируют однотипные общественные отношения в сфере государственного управления, устанавливая определенные правила должного поведения, рассчитанные на длительное применение (исполнение) и неопределенный круг адресатов, в то время как индивидуальные акты применяют нормы права к конкретному лицу и исчерпываются однократным исполнением как юридические факты, вызывающие возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений.
Индивидуальные акты распространены в практике государственного управления и служат средством оперативного решения текущих вопросов. Индивидуальные акты также обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права.
Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм, а в некоторых случаях и норм других отраслей права (например, финансового, земельного, трудового).
Административно-правовые акты классифицируются также по ряду других оснований:
по форме внешнего выражения: словесные - выраженные словами письменно или устно. По вопросам оперативного управления, требующим немедленного исполнения, акты могут приниматься в устной форме; конклюдентные - выраженные посредством определенных жестов, знаков, сигналов;
по порядку принятия (коллегиальные, единоначальные);
по органам исполнительной власти, принимающим административные акты, или наименованию (каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права, например, положениями об органе): указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти; указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ;
в зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу: немедленно, с даты подписания, принятия; с даты, указанной в акте; с даты, указанной в другом акте; после государственной регистрации и официального опубликования;
по действию в пространстве (федеральные акты, субъектов РФ, локальные акты);
исходя из функциональной роли акта исполнительной власти (плановые, кадровые, финансовые и т.п.).
В зависимости от объема полномочий субъекта власти:
дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица);
принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;
принимаемые при отсутствии выбора.
По способу охраны: с дисциплинарной ответственностью; с административной санкцией.
Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям (критериям).
Процесс принятия правовых актов управления включает:
1-я стадия (обязательная) - подготовка решения
1-й этап: правовая инициатива субъекта исполнительной власти, поручение вышестоящего органа, обращение организации, заявление гражданина, иные
2-й этап: анализ ситуации и вариантов правового воздействия
3-й этап: подготовка проекта инициатором (органом, структурным подразделением, должностным лицом)
4-й этап (факультативный): согласование проекта заинтересованными органами, подразделениями в соответствии с действующим регламентом
2-я стадия - принятие решения
1-й этап (факультативный): возможное обсуждение и обязательное голосование в коллегиальных органах
2-й этап (факультативный): внесение изменений в проект
3-й этап (обязательный): оформление решения, редактирование, подписание акта, регистрация (внутренняя)
3-я стадия (факультативная) - государственная регистрация актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера
4-я стадия - доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц, включая обнародование и опубликование при необходимости.
Договор есть волевое соглашение двух и более субъектов права об установлении, изменении или прекращении субъективных прав и обязанностей.
В основе всех договоров лежат общие принципы:
диспозитивность правового регулирования (свобода условий договора);
автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон;
формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон;
эквивалентность;
взаимная ответственность сторон.
Существуют частноправовые и публичноправовые договоры. К последним относятся международные, федеративные, административные и другие договоры.
Административный договор есть нечто среднее между административным актом (односторонним властным волеизъявлением органа власти) и частноправовым договором, основанным на равноправии сторон.
Административный договор - это многосторонний акт, основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (или более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.
В качестве примеров можно назвать административные договоры о компетенции, договоры, обеспечивающие государственные нужды, контракты с военнослужащими, договоры о взаимодействии, сотрудничестве и пр.
Административный договор имеет следующие особенности:
обязательный субъект - орган исполнительной власти;
статус субъекта, в том числе право заключать договор, устанавливается нормой права;
орган исполнительной власти заключает договор в общественных интересах;
действует запретительный тип правового регулирования (запрещено все, что прямо не разрешено законом);
ниже уровень автономии воли (вступать в договорные отношения может быть обязанностью);
ниже уровень диспозитивности (детальное регламентирование поведения органа исполнительной власти в рамках договора);
содержание договора - госуправление.
Споры, связанные с заключением и исполнением административных договоров, разрешаются в административном, в обычном судебном порядке и путем так называемых «согласительных процедур», то есть посредством третейской формы разрешения споров.
Административный договор находится в следующих отношениях к административному акту:
административный договор заключается на основе норм законодательства и существует независимо от административных актов;
административный договор заключается на основе нормативного акта или на основании и во исполнение индивидуального административного акта;
административный договор может служить основанием для последующего принятия административных актов, причем как индивидуального, так и нормативного характера;
для реализации некоторых управленческих решений по усмотрению государственно-властного субъекта может быть выбран административный договор либо административный акт.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте юридическую характеристику актов управления, опубликованных в одном из номеров «Российской газеты».
Нормы каких отраслей права содержаться в соответствующих актах?
2. В районной администрации в течение рабочего дня были совершены следующие служебные действия:
— принят регламент работы аппарата администрации;
— утверждены две должностные инструкции;
— наложено дисциплинарное взыскание на заведующую общим отделом;
— руководителям структурных подразделений отдано 20 устных распоряжений по вопросам организации работы администрации;
— издано распоряжение главы администрации об отпуске сотрудника;
— зарегистрирована поступившая корреспонденция;
— проведен семинар;
Какие из указанных действий являются актами управления?
3. Что понимается под неправовой формой управления? Верно ли утверждение, что неправовая форма управления не основана на законе?
4. К какой форме управления относится издание приказа о приеме на работу?
5. Где должны быть опубликованы нормативные правовые акты министерств и ведомств? В каких случаях ведомственные нормативные акты должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции РФ?
6. Решите тестовые задания.
1. Многосторонний акт, основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (или более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников – это:
А) трудовой договор
Б) административный договор
В) коллективный договор
Г) публичный договор
2. По форме внешнего выражения правовые акты управления делятся на:
А) общие и конкретные
Б) коллегиальные и единоличные
В) дискреционные и принимаемые на основе альтернативных полномочий
Г) словесные и конклюдентные
3. К признакам правового акта управления не относится:
А) юридически-властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, реализация властной природы государственного управления
Б) наличие одностороннего волеизъявления субъекта исполнительной власти
В) обязательность для адресата, императивность
Г) принятие органом законодательной власти
4. К этапам правоприменительной деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти не относится:
А) выбор соответствующей нормы права
Б) разработка проекта нормативного акта
В) толкование нормы права;
Г) принятие индивидуального акта
5. К ненормативным актам управления относится:
А) положение о Департаменте
Б) распоряжение о выплате компенсации
В) приказ об увольнении государственного служащего
Г) приказ об утверждении инструкции о порядке рассмотрения обращений