Правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. Содержащиеся в них нормы регулируют однотипные общественные отношения в сфере государственного управления, устанавливая определенные правила должного поведения, рассчитанные на длительное применение (исполнение) и неопределенный круг адресатов, в то время как индивидуальные акты применяют нормы права к конкретному лицу и исчерпываются однократным исполнением как юридические факты, вызывающие возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений.

Индивидуальные акты распространены в практике государственного управления и служат средством оперативного решения текущих вопросов. Индивидуальные акты также обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм, а в некоторых случаях и норм других отраслей права (например, финансового, земельного, трудового).

Административно-правовые акты классифицируются также по ряду других оснований:

по форме внешнего выражения: словесные - выраженные словами письменно или устно. По вопросам оперативного управления, требующим немедленного исполнения, акты могут приниматься в устной форме; конклюдентные - выраженные посредством определенных жестов, знаков, сигналов;

по порядку принятия (коллегиальные, единоначальные);

по органам исполнительной власти, принимающим административные акты, или наименованию (каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права, например, положениями об органе): указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти; указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ;

в зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу: немедленно, с даты подписания, принятия; с даты, указанной в акте; с даты, указанной в другом акте; после государственной регистрации и официального опубликования;

по действию в пространстве (федеральные акты, субъектов РФ, локальные акты);

исходя из функциональной роли акта исполнительной власти (плановые, кадровые, финансовые и т.п.).

В зависимости от объема полномочий субъекта власти:

дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица);

принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;

принимаемые при отсутствии выбора.

По способу охраны: с дисциплинарной ответственностью; с административной санкцией.

Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям (критериям).

Процесс принятия правовых актов управления включает:

1-я стадия (обязательная) - подготовка решения

1-й этап: правовая инициатива субъекта исполнительной власти, поручение вышестоящего органа, обращение организации, заявление гражданина, иные

2-й этап: анализ ситуации и вариантов правового воздействия

3-й этап: подготовка проекта инициатором (органом, структурным подразделением, должностным лицом)

4-й этап (факультативный): согласование проекта заинтересованными органами, подразделениями в соответствии с действующим регламентом

2-я стадия - принятие решения

1-й этап (факультативный): возможное обсуждение и обязательное голосование в коллегиальных органах

2-й этап (факультативный): внесение изменений в проект

3-й этап (обязательный): оформление решения, редактирование, подписание акта, регистрация (внутренняя)

3-я стадия (факультативная) - государственная регистрация актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера

4-я стадия - доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц, включая обнародование и опубликование при необходимости.

Договор есть волевое соглашение двух и более субъектов права об установлении, изменении или прекращении субъективных прав и обязанностей.

В основе всех договоров лежат общие принципы:

диспозитивность правового регулирования (свобода условий договора);

автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон;

формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон;

эквивалентность;

взаимная ответственность сторон.

Существуют частноправовые и публичноправовые договоры. К последним относятся международные, федеративные, административные и другие договоры.

Административный договор есть нечто среднее между административным актом (односторонним властным волеизъявлением органа власти) и частноправовым договором, основанным на равноправии сторон.

Административный договор - это многосторонний акт, основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (или более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

В качестве примеров можно назвать административные договоры о компетенции, договоры, обеспечивающие государственные нужды, контракты с военнослужащими, договоры о взаимодействии, сотрудничестве и пр.

Административный договор имеет следующие особенности:

обязательный субъект - орган исполнительной власти;

статус субъекта, в том числе право заключать договор, устанавливается нормой права;

орган исполнительной власти заключает договор в общественных интересах;

действует запретительный тип правового регулирования (запрещено все, что прямо не разрешено законом);

ниже уровень автономии воли (вступать в договорные отношения может быть обязанностью);

ниже уровень диспозитивности (детальное регламентирование поведения органа исполнительной власти в рамках договора);

содержание договора - госуправление.

Споры, связанные с заключением и исполнением административных договоров, разрешаются в административном, в обычном судебном порядке и путем так называемых «согласительных процедур», то есть посредством третейской формы разрешения споров.

Административный договор находится в следующих отношениях к административному акту:

административный договор заключается на основе норм законодательства и существует независимо от административных актов;

административный договор заключается на основе нормативного акта или на основании и во исполнение индивидуального административного акта;

административный договор может служить основанием для последующего принятия административных актов, причем как индивидуального, так и нормативного характера;

для реализации некоторых управленческих решений по усмотрению государственно-властного субъекта может быть выбран административный договор либо административный акт.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте юридическую характеристику актов управления, опубликованных в одном из номеров «Российской газеты».

Нормы каких отраслей права содержаться в соответствующих актах?

2. В районной администрации в течение рабочего дня были совершены следующие служебные действия:

— принят регламент работы аппарата администрации;

— утверждены две должностные инструкции;

— наложено дисциплинарное взыскание на заведующую общим отделом;

— руководителям структурных подразделений отдано 20 устных распоряжений по вопросам организации работы администрации;

— издано распоряжение главы администрации об отпуске сотрудника;

— зарегистрирована поступившая корреспонденция;

— проведен семинар;

Какие из указанных действий являются актами управления?

3. Что понимается под неправовой формой управления? Верно ли утверждение, что неправовая форма управления не основана на законе?

4. К какой форме управления относится издание приказа о приеме на работу?

5. Где должны быть опубликованы нормативные правовые акты министерств и ведомств? В каких случаях ведомственные нормативные акты должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции РФ?

6. Решите тестовые задания.

1. Многосторонний акт, основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (или более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников – это:

А) трудовой договор

Б) административный договор

В) коллективный договор

Г) публичный договор

2. По форме внешнего выражения правовые акты управления делятся на:

А) общие и конкретные

Б) коллегиальные и единоличные

В) дискреционные и принимаемые на основе альтернативных полномочий

Г) словесные и конклюдентные

3. К признакам правового акта управления не относится:

А) юридически-властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, реализация властной природы государственного управления

Б) наличие одностороннего волеизъявления субъекта исполнительной власти

В) обязательность для адресата, императивность

Г) принятие органом законодательной власти

4. К этапам правоприменительной деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти не относится:

А) выбор соответствующей нормы права

Б) разработка проекта нормативного акта

В) толкование нормы права;

Г) принятие индивидуального акта

5. К ненормативным актам управления относится:

А) положение о Департаменте

Б) распоряжение о выплате компенсации

В) приказ об увольнении государственного служащего

Г) приказ об утверждении инструкции о порядке рассмотрения обращений

Наши рекомендации