Порядок принятия и вступления в силу поправок к К РФ.
К присуще качество стабильности, и изменения в ней должны требовать серьёзного обоснования. Новая К внесла новую терминологию «пересмотр» К и «поправки» к ней. Гл 9 носит название Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Пересмотр – измен-е положений гл.1, 2 и 9.
Поправки - к главам 3-8.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить ПРФ, ФС, ПрРФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос. Думы (ст134).
Внесение поправок изменяет содержание гл.3-8, что входит в компетенцию российского парламента. Поправки к главам 3 - 8 КРФ принимаются и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Поправки требуют одобрения не менее 3\4 голосов от общего числа СФ и не менее 2\3 депутатов ГД. «Закон о внесении поправок в КРФ» «О порядке принятия поправок к КРФ» процесс рассмотрения в субъектах должен закончиться не позднее 1 года со дня принятия. Если закон не получит 2\3, то повторное внесение допускается не ранее чем через один год.
Внесение изменений в статью 65 К РФ.
Ст. 137.
1. Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ.
21. Соотнош-ие К РФ и К (уставов) субъектов РФ.
В респ. – Конституции (т.к. у респ. – статус гос-ва), в др. субъектах – уставы. Статус респ. определён ст. 66. Некоторые уставы именуются Основными законами. Эти акты закрепляют статус дан. субъекта в составе РФ, основы взаимоотнош-я с Ф, полномочия субъекта, систему его органов гос власти, избир систему, организ местного самоуправ-я.
Установлен и особый порядок принятия К и Уставов субъектов. Их пересмотр, изменение, внесение поправок. 1) Принятие отнесено к исключит. предмету ведения зак. органа субъекта (не менее 2\3 от общего числа депутатов (в ингушетии – референдум) 2) Определён круг субъектов, к-е м. вносить предлож-я об их пересмотре, поправках изменениях. Респ.: П депутаты (1\3 1\5), Пр, Конст и Арбитр суд. В Ингушетии – граждане – не менее 100000 подписей. Уставы: депутаты, глава исп власти, суд органы, прокурор области, выборные органы районного и городского самоупр-я. 3) Недопустимость измен-я ряда глав: основы конст строя, права и свободы личности, изменение К.
В совместном ведении находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик КРФ и ФЗ; б) защита прав и свобод личности, режим пограничных зон; в) вопросы земли; г) разграничение государственной собственности; д) окружающая среда, памятники истории; е) образование, наука, культура; ж) здравоохранение; з) катастрофы; и) налогообложение л) кадры суд. и правоохран. органов; н) общие принципы орг-и системы органов гос. власти и местного самоупр-я; о) координация международ. и внешнеэк. связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Ч. 5 ст. 66 5.
Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ.
Гарантии соответ-ия конституций и уставов субъектов РФ фед. К: 1. Верховенство КРФ и ФЗ на всей территории РФ; 2. Высшая юр. сила, прямое действие и применение на всей терр. России фед. К; 3. Формир-е субъектами Фед-и системы органов гос. власти в соотв-и с основами конст. строя РФ и общими принципами орг-ии представит. и исполн. органов гос. власти, установл-ми ФЗ; 4. Возможность проверки соотв-ия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конст. судопр-ва, осущ-го Конст. Судом РФ согласно ч.6 ст.125.
Правовая охрана К РФ.
В правовой охране К задействована вся система органов гос. власти, осущ-х эту охрану в различн. формах.
1) Ч. 2 Ст. 80 Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В своей присяге он обяз-ся соблюд. и защащать КРФ. През-т вправе приостановить действие актов оргпнов исполн. власти субъектов РФ, если они противореч. фед. К.
През-т, Совет Федерации и Гос. Дума м. инициир. процедуру разреш-ия дел в Конст. Суде о соотв-ии К-ии нормат. актов, указ-х в ст. 125.
2) Конст. Суд игр. важн. роль в охране К. Он рассматр. дела о соотв-ии КРФ законов и иных нормат. актов как фед. органов гос. власти, так и субъектов РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконст., утрач. силу, а не соотв-ий КРФ меджународ. договор не подлежит введению в действие и применению.
Толкование К РФ.
КРФ впервые ввела институт толкования К. здесь речь идёт об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.
Цель толкования - в том, чтобы юр-ки точно определить, как понимать норму К.
Причины толкования: 1. К не всегда м. учесть неординарность жизненных ситуаций; 2. В К исп-ся понятия и термины, могущие иметь различн. смысл; 3. В К есть прямые пробелы.
Ч.5 ст. 125. Конст. Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ, органов зак. власти субъектов РФ дает толкование КРФ. Это объясняется тем, что КРФ была принята референдумом поэтому её толкование осущ-ся особым образом – путём квалифицированной, юридической экспертизы.
Вопросы толкования рассм-ся только на пленарных заседаниях Конст. Суда (а не в его палатах).
Методы толкования: логич., грамматическ., системный, историч.,…
Давая толкование Конституции, Конституционный суд не создает новых конституционных норм. Он не является органом, принимающим новые правовые нормы. Суд выявляет смысл нормы, адекватный изначально заложенному в ее содержании.
Примеры толкования: вопрос о толковании «общее число депутатов» - общее число избран. депутатов (450).