Система КП как отрасли права.
Система КП - это внутр. строение отрасли, её структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конст-прав норм. Первичным звеном выступает правовая норма.
Совокупность норм, регулирующих относительно самостоятельные блоки – конст-прав институты. Основными критериями выделения институтов выступают признаки: круг общественных отношений, специфика правовых норм, круг источников, содержащих нормы правового института.
1) Институт основ Конст строя (делится на: основные принципы отношений чел и гос-ва, основные принципы устройства гос-ва и организ-и гос-й власти).
2) Институт прав и свобод человека и гражданина (самый крупный, в него входят: гражданство, права и свободы, механизм их реализации, пределы ограничения их в условиях чрезвычайного положения, гарантии реализации прав и свобод.
3) Институт федеративного устройства (гл 2 и ФЗ «Об общих принципах орг-ии зак. и испол. органов гос. власти субъектов РФ», в конст-прав договорах «О разграничении предметов ведения между между Федерацией и её субъектами»). Особ. хар-р охраны этих норм – путем конст. судопр-ва.
4) Институт системы органов гос власти и местного самоуправления (ПРФ, ФСРФ, ПрРФ, конст-прав основы организации органов гос. власти субъектов РФ (ФКЗ о Конст суде о Правит-ве).
Многие институты КП имеют межотраслевой хар-р (избирательный процесс – административное право).
Различия, отражающие специфику каждого института: по правовому воздействию на соотв. общест. отнош.; по особенностям конст.-прав. норм; по направленности регулир-ия; по субъектн. составу; по способу правовой защиты норм; по целенаправленности прав. регулирования; по функциям; по принципам.
Источники КП как отрасли права.
Источники - нпа, посредством к-х устанавливаются и получают юр. силу конст-прав нормы.
Виды источников: 1. нпа, действующие на всей территории РФ и 2. акты, действующие только на территории конкретного субъекта или муниципального образования.
НПА, действующие на всей территории РФ:
1) КРФ - принимается народом и от имени народа; устанавливает общие и основополагающие нормы; хар-ся широтой содержания своих норм; высшая юридическая сила, прямое действие; установленные нормы служат формой воплощения государственной воли народа; акт наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения.
2) ФКЗ, содержащие конст-прав нормы (о Конст. Суде, О референдуме РФ, Об Уполномоченном по правам чел-ка). ФЗ («О выборах»; «О гражданстве»). ФКЗ и ФЗ различ-ся по юр. силе; предметам ведения; порядку принятия; возможности применения Президентом отлагательного вето.
3) Закон РФ о поправках к КРФ.
4) Указы и др. нпа През-та, постановления палат Федерального собрания РФ, постановления Правит-ва РФ.
5) регламенты палат Фед. Собрания.
6) Декларации: например, Декларация о гос. суверенитете РСФСР от 12 июня 1990. В них формируются принципы, обяз-ые для всего конст-прав развития гос-ва.
7) Договоры: междунар. договоры и федеративные договоры с отдельными субъектами Федерации.
Акты, действующие на территории субъектов РФ:
1) К республик и уставы других субъектов Федерации. Они должны соответствовать КРФ.
2) законы, постановления, иные нпа, принимаемые органами зак. и испол. власти субъекта и содержащие конст.-прав. нормы.
3) правовые акты органов местного самоупр-ия, содержащие конст прав нормы - это в частности уставы.
Виды законов в РФ.
В РФ законы принимаются высшими органами гос. власти или в порядке референдума, к-рый применяется и исполняется в особом процедурном порядке, исключительно нормативен.
КРФ предусматривает след. виды законов, принимаемых ФС:
ФКЗ – они имеют приоритет перед фед. законами и последние не д. им противоречить. Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Выделяют след. сущ-ые черты этого типа законов:
1. ФКЗ развивают и дополняют Конституцию РФ.
2. Принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ.
3. Особ. положение этих актов, вызванное близостью к КРФ, приводит к надел-ю их больш. юр. силой, чем обычные законы.
4. Подготавливаются по специальной, усложненной и продолжительной процедуре в отличие от ФЗ. Для их принятия необходима активная позиция обеих палат СФ - голосование «за» 3/4 от общего числа членов СФ и 2/3 от общего числа депутатов ГД.
5. они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение. Глава гос-ва обязан их подписать и обнародовать.
Закон РФ о поправке к КРФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок КРФ». Вносятся поправки к гл. 3-8 КРФ. Предмет регулирования здесь ограничен только внесением поправки к КРФ. Такой закон пока ни разу не принимался.
ФЗ - принимаемые на основе обычной парламентской правотворч-ой процедуры. (О гражданстве РФ, О выборах ПРФ).
Законы субъектов РФ, принимаемые зак. органами гос. власти. Право принимать законы предоставлено им ст 5 и 76 КРФ. Законы субъектов не д. противоречить ФКЗ и ФЗ. Противоречия т-ко по вопросам, не отнесённым к ведению РФ.
ФКЗ.
Черты ФКЗ:
1. ФКЗ им. приоритет перед ФЗ, и последние не д. им противоречить.
2. ФКЗ развивают и дополняют Конституцию РФ.
3. Принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ.
4. Особое положение этих актов, вызванное близостью к КРФ, приводит к надел-ию их больш. юр. силой, чем обычные законы.
5. Подготавливаются по спец., усложненной и продолжительной процедуре в отличие от ФЗ.
Принимается по вопросам: о чрезвычайном положении (ст 56), о принятии нового субъекта в состав РФ (65), об изменении статуса субъекта (66), о гос флаге, гербе и гимне РФ (70), о референдуме РФ (84) о военном положении (87) об Уполномоченном по правам человека (103) О правит-ве РФ (114) О суд. системе РФ (118) о Конституционном судах (128) о К Собрании (ст 135).
Процедура принятия.
Для их принятия необходима активная позиция обеих палат ФС - голосование «за» 3/4 от общего числа членов СФ и 2/3 от общего числа депутатов ГД. Они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение. Глава государства безусловно обязан их подписать и обнародовать.
ФКЗ подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после дня их подписания ПРФ (Российская газета или Собрание законодательства РФ). Направляются на официальное опубликование ПРФ, по истечении 10 дней после официального опубликования вступает в силу. 21.07.94 (в редакции от 8 февраля 2001) «О Конституционном суде РФ», от 10.10.95 «О референдуме РФ». От 31.12.96. «О судебной системе РФ». От 26.02.97 «Об уполномоченном по правам человека в РФ» и т. д.