Понятие и предмет КП как отрасли права.
Понятие и предмет КП как отрасли права.
КПРФ как отрасль российского права – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяются организационное и функциональное единство общества: основы конст. строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему гос. власти и систему местного самоупр-я.
Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято называть предметом.
Предмет КП - те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, эк. и социального устройства.
Общественные отношения, являющиеся предметом КП:
1) Основополагающие обществ. отношения, определяющие устройство гос-ва, общества, и закрепляющие их нормы гл. 1 УКРФ обобщаются понятием «основы Конст. строя».
2) Основы правового статуса членов общества, которые составляют сущность каждого общества и касаются всех сторон жизнедеятельности человека. Они закреплены во 2 главе КРФ.
3) Федеративное устройство - сфера отношений между Федерацией и её субъектами.
4) Основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус, порядок образования, компетенция, издаваемые акты и прочее.
К предметы КП нужно также отнести регулирование всей сферы отношений, связанных с законодательными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Детальное регулирование деятельности органов исполнительной и судебной власти относится к предмету иных отраслей права.
КП нормы: понятие, классификация.
Нормы КП - установленные или санкционир-ые гос-вом общеобяз. правила поведения, регулирующие конст. отношения.
Свойства: норматив-ть, обобщ-ть, общеобязат-ть, формальная определ-ть (определённые акты, источники права). Характерно: круг обществ. отношений; источники (Конституция); учредительный характер предписания; разнообразие норм КП.
Классификация строится на нескольких основаниях:
1) По содержанию, по объекту(т.е. по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, и по принадлежности нормы к тому или иному конст.-правовому институту): нормы, регулирующие основные права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство; нормы, определяющие порядок осущ-я форм непосредственного народовластия; устанавл-щие основы организации гос. власти; закрепляющие систему местн. самоупр-ния; определяющие статус К.
2) По функциям: регулятивные; охранительные (гарантии меры юр ответ-ти и защиты субъективных прав); специализир-е (они носят дополнит. хар-р и присоед-ся к др. нормам) - общие (фиксирование в обобщенном виде определённых элементов); дефинитивные признаки определённой правовой категории); декларативные.
3)по хар-ру прав и обязанностей: управомачивающие, обязывающие, запрещающие («заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом».)
4) По степени определённости предписаний: императивные («Федеральные законы не могут противоречить федеральным конст законам ч.3 ст.76); диспозитивные (предполагают выбор; ч.1 ст.68 «Республики вправе устанавливать свои государственные языки»).
5) по роли в механизме правового регулирования: материальные; прооцессуальные (ст. 93 порядок отрешения от должности ПРФ).
6) По юр. силе: наивысш. силой обладает КРФ и нормы, содерж-ся в междунар. договорах.
7) по терр.: на действ-ие по всей России и действ-ие на части её терр.
Отличаются от др. отраслей права: содержание, источниками, своеобразием видов, учредительным хар-ром, особым мех-змом реализ-и, специфическим хар-ром субъектов, особенности структуры (санкция в отдельных случаях).
КП институты.
Определённый правовой результат достигается не одной нормой, а совокупностью кон-прав норм. Совокупности конст-прав норм именуются конст-прав институтами. Это может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм. И значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований.
Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отнош-ий, что влечёт за собой и правовое единство соответствующих норм, объединённых в институт и общую для них правовую специфику.
Высказываются суждения, что конст-прав институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Но в практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм. Например, м. говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.
В институте объединяются нормы самых различных видов с учётом их классификации. В него могут входить и нормы Конституции и нормы текущего законодательства. Например, институт гражданства образуют нормы, содержащиеся в КРФ, в К республик, в федеральных законах и законах республик. Имеются нормы управомачивающие и запрещающие и т. д. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм их реализации.
Пять ведущих отраслевых институтов:
1. основы конституционного строя;
2. основы правового статуса человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. система государственной власти;
5. система местного управления.
Субъекты КП отношений.
Субъекты КПО - это участники обществ. отношений, регулир-х конст. правом, к-ые по своим особ-тям фактически м.б. носителями юр. прав и обяз-ей и к-е приобрели св-ва субъекта в силу норм конст. права.
Способность выступать субъектом к-п отношений называется конст правосубъектностью.
3 большие группы: физ. лица, гос. образования и негос. объединения.
Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты.
Гос. образования: РФ, субъекты РФ, органы гос-ва.
Негос. объединения: общности людей (народ РФ, субъектов), органы местного самоуправления, ассоциации граждан (полит. партии, религ. объед.), группы граждан (собрания), собрания избирателей.
Объекты – высшие социальные ценности (блага) общества и индивида, социально политические ценности (суверенитет, выборы, республиканская форма правления. Федерализм, разделение властей); социально-экономические блага (собственность, земля); личные блага (жизнь, свобода, достоинство личности).
Виды законов в РФ.
В РФ законы принимаются высшими органами гос. власти или в порядке референдума, к-рый применяется и исполняется в особом процедурном порядке, исключительно нормативен.
КРФ предусматривает след. виды законов, принимаемых ФС:
ФКЗ – они имеют приоритет перед фед. законами и последние не д. им противоречить. Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Выделяют след. сущ-ые черты этого типа законов:
1. ФКЗ развивают и дополняют Конституцию РФ.
2. Принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ.
3. Особ. положение этих актов, вызванное близостью к КРФ, приводит к надел-ю их больш. юр. силой, чем обычные законы.
4. Подготавливаются по специальной, усложненной и продолжительной процедуре в отличие от ФЗ. Для их принятия необходима активная позиция обеих палат СФ - голосование «за» 3/4 от общего числа членов СФ и 2/3 от общего числа депутатов ГД.
5. они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение. Глава гос-ва обязан их подписать и обнародовать.
Закон РФ о поправке к КРФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок КРФ». Вносятся поправки к гл. 3-8 КРФ. Предмет регулирования здесь ограничен только внесением поправки к КРФ. Такой закон пока ни разу не принимался.
ФЗ - принимаемые на основе обычной парламентской правотворч-ой процедуры. (О гражданстве РФ, О выборах ПРФ).
Законы субъектов РФ, принимаемые зак. органами гос. власти. Право принимать законы предоставлено им ст 5 и 76 КРФ. Законы субъектов не д. противоречить ФКЗ и ФЗ. Противоречия т-ко по вопросам, не отнесённым к ведению РФ.
ФКЗ.
Черты ФКЗ:
1. ФКЗ им. приоритет перед ФЗ, и последние не д. им противоречить.
2. ФКЗ развивают и дополняют Конституцию РФ.
3. Принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ.
4. Особое положение этих актов, вызванное близостью к КРФ, приводит к надел-ию их больш. юр. силой, чем обычные законы.
5. Подготавливаются по спец., усложненной и продолжительной процедуре в отличие от ФЗ.
Принимается по вопросам: о чрезвычайном положении (ст 56), о принятии нового субъекта в состав РФ (65), об изменении статуса субъекта (66), о гос флаге, гербе и гимне РФ (70), о референдуме РФ (84) о военном положении (87) об Уполномоченном по правам человека (103) О правит-ве РФ (114) О суд. системе РФ (118) о Конституционном судах (128) о К Собрании (ст 135).
Процедура принятия.
Для их принятия необходима активная позиция обеих палат ФС - голосование «за» 3/4 от общего числа членов СФ и 2/3 от общего числа депутатов ГД. Они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение. Глава государства безусловно обязан их подписать и обнародовать.
ФКЗ подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после дня их подписания ПРФ (Российская газета или Собрание законодательства РФ). Направляются на официальное опубликование ПРФ, по истечении 10 дней после официального опубликования вступает в силу. 21.07.94 (в редакции от 8 февраля 2001) «О Конституционном суде РФ», от 10.10.95 «О референдуме РФ». От 31.12.96. «О судебной системе РФ». От 26.02.97 «Об уполномоченном по правам человека в РФ» и т. д.
КП ответственность.
Методы науки КП.
1) Исторический метод. Все конст-прав процессы в их историч. развитии. Это необх. для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его социальным ценностям. Сейчас наука КП должна заново осмыслить историю развития гос права дооктябрьской революции.
2) Широко используется сравнительно-правовой метод исслед-ия. Он заключается в сравнит. анализе конст-прав норм, регулирующих однородные сферы общест-х отношений в различных странах.
3) Системный подход. Изучает структуру науки, систему, составляющие элементы. Их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института.
4) Статистический метод. Помогает анализировать эффективность действия конст-прав норм. Их влияние на общественные процессы, анализ статистических данных всех сфер регулируемых одноимённой отраслью общественных отношений.
5) Метод конкретно-социалогических исследований используется для изучения социальной политической сфер, в которых происходит реализация норм. В задачу входит и обработка результатов экспериментов.
Юр. свойства К.
Черты К:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается (народ) - легитимность;
2) учредительный, первичный хар-р конст. установлений (для установления положений К не сущ. никаких правов. огранич-й);
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации (Конституция охватывает все сферы жизни общества);
4) особые юр. св-ва: верховенство, высшая юр. сила, порядок принятия, внесения поправок, специфическ. формы охраны и т.д.
Юр. св-ва - особенности, позволяющие рассматривать её в качестве основного закона государства.
1) Верховенство (ч.1 ст.15). С принципами, нормами, заложенными в К концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Верховенство обеспеч-тся особым порядком её принятия и изменения, приданием конст нормам высшей юридической силы, повышенной правовой защиты конст предписаний.
2) Высшая юр. сила, прямое действие КРФ и применение на всей терр. РФ (ч.2 ст.15) Являются непосредственно действующими, не требуют принятия дополнит., конкретизирующих отраслевых правовых норм. Согласно постановлению Пленума ВС РФ от 31.10.95 «О некоторых вопросах применения судами КРФ при осущ-я правосудия». Органы гос. власти, местн. самоупр-ия, должност. лица, граждане и ихз объединения обязаны соблюд. К.
3) К – ядро правов. системы. Отправная точка всех отраслей рос. права. Определяющ. значение К проявл-ся как в ее содержательн. возд-ии на основ. принципы, заложенные в текущ. зак-ве, так и в ее роли, связ-ой с установлением роли права.
4) Особая охрана. Президент - гарант Конституции. Конст. суд.
5) Особый усложн. порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.
6) Реальность. Соответствие конст. предписаний складывающимся в действительности обществ. отношений. К должна отражать степень развития обществ. отношений.
7) Программность. Сформулированные в ней принципы и цели опред. основные направления и задачи дальнейшего развития общ-ва и гос-ва.
8) Стабильность. Важн. качество устойчивости всей прав. системы, укрепления федеративных отнош-й, мех-змов осущ-ия гос. власти.
Структура К РФ.
Структура К - принятый в ней порядок посредством к-го устанавл-ся опред. система группировки однородных конституц. норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Сост. из преамбулы и двух разделов. Раздел 1 включает 9 глав.
Преамбула (важное политическое и идеологическое значение, способствует адекватному восприятию К).
Первый раздел: 1) Основы К строя; 2) Права и свободы человека и гражданина; 3) Федеративное устройство; 4) Президент РФ; 5) Федеральное собрание; 6) Прав-во РФ; 7) Судебная власть; 8) Местное самоуправление; 9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Второй раздел именуется «Заключительные и переходные положения». Во 2 разделе: 1) закрепляются положения о введении новой К в действие, 2) фиксируются прекращение действия прежней К, 3) соотношение К и Федеративного договора, 4) порядок применения законов, действовавших до вступления в силу настоящей К, 5) основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Идеи: 1) первый раздел; 2) зафиксирован переход на парламентскую систему 3) глава о статусе През-та РФ; 4) Последовательно и чётко проведён принцип разделения властей. 5) Закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов РФ, принципа разграничения полномочий. 6) Отсутствует раздел о гос. плане эк. и соц. развития; 7) Название 2 главы показывает самоценность личности как таковой, без увязки её статуса непосредственно с гос-вом.
Порядок пересмотра К РФ.
К присуще качество стабильности, и изменения в ней должны требовать серьёзного обоснования. Новая К внесла новую терминологию «пересмотр» К и «поправки» к ней. Гл 9 носит название Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Пересмотр – измен-е положений гл.1, 2 и 9.
Поправки - к главам 3-8.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить ПРФ, ФС, ПрРФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос. Думы (ст134).
1.Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2.Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 К РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. которое принимает одно из двух решений: а) подтвердить неизменность Конституции РФ, процедура заканчивается; б) разработать проект новой Конституции;
3.Проект новой К может быть принят двумя путями: а) при наличии квалифицированного большинства в 2/3 от общего числа членов КС; б) вынесение проекта на всенародное голосование (референдум состоялся если приняло участие более 50%. Принята, если проголосует более 50% принявших участие в голосовании).
Правовая охрана К РФ.
В правовой охране К задействована вся система органов гос. власти, осущ-х эту охрану в различн. формах.
1) Ч. 2 Ст. 80 Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В своей присяге он обяз-ся соблюд. и защащать КРФ. През-т вправе приостановить действие актов оргпнов исполн. власти субъектов РФ, если они противореч. фед. К.
През-т, Совет Федерации и Гос. Дума м. инициир. процедуру разреш-ия дел в Конст. Суде о соотв-ии К-ии нормат. актов, указ-х в ст. 125.
2) Конст. Суд игр. важн. роль в охране К. Он рассматр. дела о соотв-ии КРФ законов и иных нормат. актов как фед. органов гос. власти, так и субъектов РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконст., утрач. силу, а не соотв-ий КРФ меджународ. договор не подлежит введению в действие и применению.
Толкование К РФ.
КРФ впервые ввела институт толкования К. здесь речь идёт об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.
Цель толкования - в том, чтобы юр-ки точно определить, как понимать норму К.
Причины толкования: 1. К не всегда м. учесть неординарность жизненных ситуаций; 2. В К исп-ся понятия и термины, могущие иметь различн. смысл; 3. В К есть прямые пробелы.
Ч.5 ст. 125. Конст. Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ, органов зак. власти субъектов РФ дает толкование КРФ. Это объясняется тем, что КРФ была принята референдумом поэтому её толкование осущ-ся особым образом – путём квалифицированной, юридической экспертизы.
Вопросы толкования рассм-ся только на пленарных заседаниях Конст. Суда (а не в его палатах).
Методы толкования: логич., грамматическ., системный, историч.,…
Давая толкование Конституции, Конституционный суд не создает новых конституционных норм. Он не является органом, принимающим новые правовые нормы. Суд выявляет смысл нормы, адекватный изначально заложенному в ее содержании.
Примеры толкования: вопрос о толковании «общее число депутатов» - общее число избран. депутатов (450).
Вопросы референдума.
На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.
На референдум РФ не могут выноситься вопросы:
1) изменения статуса субъектов РФ;
2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо об отсрочке таких выборов (формирования);
3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Проведение референдума не допускается (за исключением случаев, когда референдум инициируется в соответствии с международными договорами РФ) в период избир. кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного фед. органа, или если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ, иных выборных фед. органов гос. власти., в усл-ях воен. или чрезвыч. положения и в теч. 3 мес. после его отмены.
КП статус пол. партий.
Деятельность полит. партий основывается на КРФ и регулируется ФКЗ-ми, ФЗ «О политических партиях» и иными ФЗ-ми.
1. Деят-ть ПП основ-ся на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. ПП свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим ФЗ «О ПП».
2. Деятельность ПП не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
3. ПП действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
РФ – светское гос-во.
В ч.1 ст. 14 К РФ определяется как светское гос-во, в к-ом никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от гос-ва.
ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях": религиозн. объедин-ия равны перед законом.Светское гос-во– не сущ. офиц., гос. религии и ни одно вероучение не признается обязательн. или предпочтительным.Светское государство - это такое государство, которое вообще безразлично по отношению к религии, если последняя остается в сфере духовной свободы и частной жизни, и безразлично к религиозному содержанию индивидуальной или коллективной деятельности, затрагивающей права и свободы других лиц. В то же время гос-во охран. закон. деят-ть религ. объедин-ий.Т.к. религ. объед-ия отделены от гос-ва, то они созд-ся и осущ. свою деят-ть в соотв-ии со своей собствен. иерарх. структурой и действ. на основе своих собствен. правил.Формы религ. объедин-й: религ. группа; религ. орг-ия.
КП основы дея-ти СМИ.
Закон РФ «О средствах массовой информации» 27.12.91.
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
СМИ - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
В РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным путем.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после регистрации (Министерство печати и информации РФ в месячный срок). Не требуется регистрация СМИ, учреждаемых 3, И и С власти; тираж менее 1000; аудио- и видеопрограмм тиражом не более 10.
Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.
Законодательство РФ о СМИ состоит из Закона «О СМИ» и издаваемых в соответствии с ним других зак. актов, зак-ва о СМИ республик в составе РФ.
Конституцией РФ,
ФЗ «О гражданстве РФ»,
Гражданство детей.
Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства РФ его родителей:
1. Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ.
2. Гражд-тво РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей:
1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.
2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.
4. Если один из родителей, приобретающий гражданство РФ, явл-ся лицом без гражданства, а др. родитель им. иное гражд-во, их ребенок м. приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
5. Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство РФ.
Гражданство РФ ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Право на жизнь.
Основным личным правом человека является право на жизнь. Не зависит от наличия или отсутствия гражданства, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
Это - естественное право человека, защита к-го охватывает широкий комплекс активных действий всех гос. и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.
К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч. Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохран-ем и восстановл-ем природ. среды обитания человека.
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство.
Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться ФЗ в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Вопросы ведения органов гос. власти субъектов в сост. РФ.
Республики обладают всей полнотой гос-й власти на своей тер-рии, кроме тех полномочий, кот-е переданы в ведение фед-х органов гос-й власти РФ. Терр-рия и статус республики не м. быть изменены без ее согласия.
Все полномочия гос-й власти, не отнес-е к ведению фед-х органов гос-й власти РФ и к совм-му ведению фед-х органов гос-й власти РФ и органов гос-й власти др. субъектов осущ-ся органами гос-й власти др. субъектов самост-но в соотв-и с К РФ.
Фед. органы гос. власти РФ по соглашению с органами гос. власти субъектов в составе РФ м. передавать друг другу осущ-е части своих полномочий, если это не противоречит К РФ и законам РФ.
Отнош-я между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами гос-й власти субъектов в составе РФ строятся на основе:
§ К РФ, К-ций республик, взаимоуважения и взаимной ответств-ти - для республик;
§ К РФ, взаимоуважения и взаимной ответств-ти - для краев, областей, городов Москвы и С-Петербурга;
§ К РФ и фед-х законов - для авт-й области, авт-х округов.
Споры разрешаются с обязат. использованием согласительных процедур в порядке, установленном К РФ и законами РФ.
Уст-е ФД разгр-е предметов ведения и полномочий не м. быть изменено в одностороннем порядке.
ФД "О разгр-и предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ" от 31.03.1992г. вступает в силу со дня его подписания. После его одобрения Съездом народных депутатов РФ он стан-ся частью (самостм разделом) К РФ. Изм-я и доп-я в этот раздел К РФ вносятся с согласия респ-к, подписавших Федеративный договор. Положения Федеративных договоров "О разгр-и предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и С-Петербурга РФ" и "О разгр-и предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами власти авт-й области, авт-х округов в составе РФ" внос-ся в порядке совместной законодат-й инициативы на Съезд нар-х депутатов РФ для их оформл-я в кач-ве раздела К РФ.
Гарантии суверенитета РФ.
Конституционно-правовой статус РФ устанавливается Декларацией о гос. суверенитете РСФСР от 12.06.1990г., Федеративным договором от 31.03.1992г., К. РФ от 12.12.1993г.
Выражая волю народов России, Декларация о гос. суверенитете РСФСР от 12.06.1990г. провозгласила гос. суверенитет РСФСР на всей ее территории, что впоследствии было закреплено в К. РФ от 12.12.1993г. Таким образом, суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ч.1 ст.4). Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ признается ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону .
Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.
Суверенитет государства проявляется в 3-х элементах:
1. Верховенство гос. власти выражается, прежде всего, в верховенстве К. и ФЗ на всей территории РФ.
2. Единство гос. власти (разделение властей по "горизонтали") выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую гос. власть.
3. Независимость гос. власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.
Гарантии суверенитета.Защита РФ и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной (ВС РФ), дипломатической (Президентом РФ и Правительством РФ, а также гос. органами, которые руководят различными отраслями управления), правоохранительной (правоохранительными органами), а также правовой (путем законодательной и другой нормотворческой деятельности гос. органов власти).
Способы обеспечения конституционно-правового статуса РФ как суверенного государства:
1) Территориальное единство РФ. Декларация о гос. суверенитете РСФСР от 12.06.1990г. закрепила, что терр. РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. В гл.1 К. закреплено, что РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч.3 ст.4).
2) Полная международная правоспособность РФ: в ведении РФ находится внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; внешнеэкономические отношения РФ. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
3) Единое гражданство РФ: гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002г. №62-ФЗ, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные К. РФ. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
4) Единство гос власти в РФ: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3). Гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на зак., исп. и суд.
5) Единство правовой системы в РФ: К. РФ и ФЗ имеют верховенство на всей терр. РФ. К. РФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей терр. РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К.
6) Гос. собственность РФ: в РФ признаются и защищаются равным образом частная, гос., муниципальная и иные формы собств-ти. Земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, гос-ной, муниципальной и иных формах собственности.
7) Единство экономического пространства, единство финансовой, денежной и кредитной системы РФ: в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности .
8) Единство Вооруженных сил РФ
9) Государственный язык РФ. В гл.3 Конституции "Федеративное устройство" (ч.1.ст.68), а также в Законе РСФСР "О языках народов РФ" от 25.10.1991г. №1807-1 закреплено, что гос. языком РФ на всей ее территории является русский язык.
Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн, столица.
КП статус республик.
К-П статус республик состоит из основ, кот-е уст-ся К РФ (ст.5, 11, гл.3), и особ-тей, кот-е уст-ся К-ми республик в составе РФ (ч.1, 2 ст.66).
В составе РФ находится 21 республика: Адыгея (Адыгея), Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан (Татарстан), Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская - Чувашия (ч.1 ст.65).
Общие основы конституционно-правового статуса субъектов РФ:
1) Субъекты РФ обладают собственными терр-ями в рамках терр-го единства РФ, самостоятельно уст-ют адм-но-терр-ное деление своих терр-рий. Гл.1 К РФ: суверенитет РФ распр-ся на всю ее терр-рию. Субъекты РФ не обладают гос-м суверенитетом и не имеют права выхода из состава РФ. Гл.9 К РФ "К-е поправки и пересмотр К-ции": изм-я в ст.65 К РФ, опред-щую состав РФ, вносятся на осн-нии ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изм-и к-но-правового статуса субъекта РФ (в настоящее время действует ФКЗ "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ" от 17.12.2001г. №6-ФКЗ). В случае изм-я наимен-я республики, края… новое наименование субъекта РФ подлежит вкл-ю в ст.65 К-РФ.
РФ состоит из республик, краев, областей, городов ф.з., авт-й области, авт-х округов - равноправных субъектов РФ. Во взаимоотношениях с федер-ми орг-ми гос-й власти все субъекты РФ между собой равноправны (ч.1, 4 ст.5).
2) Статус субъекта РФ не м. б. изменен в одностороннем порядке. Статус республики определяется К РФ и к-цией республики.
3) Субъекты РФ участвуют в международных и внешнеэк-х связях.
4) Субъекты РФ обл-ют собств-й гос-й властью в рамках единой гос-й власти в РФ, обл-ют собств-й и совместной с РФ компетенцией . Гл.1 К РФ: народ осущ-ет свою власть непосредственно, а также через органы гос-й власти и органы местного самоупр-я. Гос-я власть в РФ осущ-ся на основе разделения на законодат-ю, исп-ю и судебную. Органы трёх ветвей власти самост-ны (ст.10). Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется на основе К РФ, Федеративного дог-ра от 31.03.1992г. и т.п. (ч.2, 3 ст.11). Органы местного самоупр-я не входят в с-му органов гос-й власти (ст.12). Федеральные органы исп-й власти по соглашению с органами исп-й власти субъектов РФ м. передавать друг другу осущ-е части своих полномочий, если это не противоречит К РФ и фед-м законам (ч.2, 3 ст.7).
5) Субъекты РФ обл-ют собств-й правовой с-мой в рамках единой правовой с-мы РФ. Гл.1 К РФ: КРФ и федер-е законы имеют верховенство на всей терр-рии РФ (ч.2 ст.4). Гл. 3 К РФ: вне пределов ведения РФ, совм-го