Понятие и сущность административного права.
Административное право - это отрасль права, призванная регулировать общественные отношения, складывающиеся в связи и по поводу практической реализации решений органов исполнительной власти, т. е в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются:
-в сфере государственного управления;
-во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов;
-в процессе осуществления общественными организациями внешне властных управленческих функций.
Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Источники административного права – юридические акты государственных органов, в которых содержатся нормы административного права: законы, подзаконные акты, акты органов местного управления и самоуправления, международные акты.Основными источниками административного права являются:
-Конституция Республики Беларусь;
-Кодекс об административных правонарушениях, который определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а так же к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащим административной ответственности;
- Общепризнанные принципы международного права;
- Декреты Президента Республики Беларусь;
- Указы Президента Республики Беларусь;
- Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- Законы, принимаемые Парламентом Республики Беларусь;
- Воздушный Кодекс Республики Беларусь;
- Устав Вооружённых Сил Республики Беларусь;
- Устав внутреннего водного транспорта;
- Постановление и распоряжения Совета Министров республики и глав администрации;
- Акты органов местного самоуправления.
Административным правонарушением может быть деяние в виде:
- оконченного административного правонарушения;
- покушения на административное правонарушение.
Нормы административного права регулируют общественные отношения, направленные на:
а) установление, изменение, совершенствование системы государственных органов управления, их правового статуса и структуры;
б) закрепление наиболее рациональных, научно-обоснованных взаимосвязей между субъектами и объектами, управляющими и управляемыми (объединениями, предприятиями, учреждениями и др.);
в) охрану установленных правом общественных управленческих отношений, прав и законных интересов граждан;
г) развитие новых общественных отношений, соответствующих требованиям эффективного общества и государства.
Признаками административных правонарушений являются:общественная опасность, виновность, противоправность, наказуемость.
К обстоятельствам, исключающим административную ответственность относятся: необходимая оборона, причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение, крайняя необходимость, обоснованный риск.
Административное взыскание
Административное взыскание - это мера административной ответственности, применяемая к правонарушителю за совершение административного правонарушения. Цели административного взыскания, налагаемого на физическое лицо:
- воспитание правонарушителя в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
- предупреждение совершения новых правонарушений правонарушителем;
- предупреждение совершения правонарушений другими лицами.
Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.
За совершение административных правонарушений к физическим лицам могут применятьсяПредупреждениесостоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.
Штраф - это денежное взыскание.
Исправительные работы - отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности. Исправительные работы назначаются на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием из заработка 20% в доход государства. Данный вид административного взыскания не назначается: беременным; инвалидам 1,2-ой группы; лицам находящимся в отпуске по уходу за ребёнком; женщинам старше 55 лет; мужчинам старше 60 лет.
Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в специальных местах, на срок до 15 суток и не применяется: к беременным, инвалидам 1, 2-ой группы, к женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми достигшими 80 лет, к лицам имеющим на иждивении инвалидов 1-ой группы.
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учётом характера совершённого административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Данное лишение устанавливается на срок от 6 месяцев до одного года.
Конфискация- это принудительное, безвозмездное обращение в собственность государства дохода полученного в результате противоправной деятельности предмета административного правонарушения, а также орудия и средств совершения административное правонарушение.
Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь – применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.
Взыскание стоимостного предмета административного правонарушения - принудительное изъятие и обращение в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и транспортных средств.
В отношении юридических лиц применяются лишь штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения.Только судом могут налагаться исправительные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимостного предмета административного правонарушения.
Несовершеннолетним считается физическоелицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.
На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свой заработок, стипендию или иной собственный доход) или исправительных работ.
Под субъектами административных правоотношений необходимо понимать участников управленческих отношений, которых нормативно-правовые акты наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.
Индивидуальные субъектыадминистративных правоотношений – физические лица-граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. К ним также относятся государственные служащие, включая должностных лиц, а также руководители различного рода коммерческих структур негосударственного характера.
Коллективные субъектыадминистративных правоотношений – различного рода объединения граждан как государственного, так и негосударственного характера. К государственным субъектам административно-правовых отношений относятся органы исполнительной власти, органы управления организаций, структурные подразделения органов исполнительной власти. К негосударственным субъектам административных правоотношений – общественные объединения, партии, профсоюзы, органы местного самоуправления, некоммерческие организации, коммерческие организации, частные и иностранные организации.