Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).
Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором.
Отношения между властью, государством в лице его органов и личностью носят сложный многоаспектный характер. Государство, осуществляя политическуювласть, в отношениях со своими гражданами должно уважать права человека иобеспечить приоритет общечеловеческих ценностей.
Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека иосновных свобод, принятая в ноябре 1950 г., и другиемеждународныедокументы провозгласили необходимость обеспечения каждому человеку право нажизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, совести ирелигии, право на судебную защиту нарушенных прав и т.д.
Российская Федерация, как и многие страны мира, в качестве важнейшего принципа, определяющего правовое положение личности, признает, что человек,его права и свободы являются высшей ценностью. В ст.2 Конституции указано,что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Права и свободы россиян определяют смысл,содержание и цели применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваютсяправосудием.[1]
В жизни государства и общества возможны и неблагоприятные ситуации: локальные войны, межнациональные конфликты, экологические бедствия.Введение в таких ситуациях чрезвычайного положения на определенное времясвязано с установлением ограничений отдельных прав и свобод (например,право на свободное передвижение, на участие в митингах, шествиях и демонстрациях и др.). Однако ст.56 Конституции РФ запрещает даже в этих случаях ограничивать права граждан на личное достоинство, свободу и личную неприкосновенность, свободу экономической деятельности, право на жилище, на судебную защиту своих прав и свобод и др.
Конституция РФ провозгласила народ России носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Но если власть принадлежит народу, и он выступает носителем суверенитета, то государствоне может иметь приоритет над личностью. В его взаимоотношениях с личностью на первый план должны выступать отношения равенства и социальной справедливости между личностью и государством, а основным назначением государства должно быть служение народу, обеспечение благосостояния человека и его свободное развитие.
В Российской Федерации принцип равенства государства и личности устанавливается в гражданской, политической, экономической и социальной сфере. Ограничение прав человека допускается только на основании закона и в отдельных случаях в судебном порядке. Исключается установление какой бы то ни было идеологии в качестве общегосударственной или общеобязательной.Конституционно закреплена свобода экономической деятельности, равноправие форм собственности. Экономические отношения между государством и человекомстроятся на социальном партнерстве.
Взаимоотношения государства и личности должны пронизываться принципом социальной справедливости, которая формируется на базе норм нравственностии права, воплощает в себе принципы морали и права и является мериломповедения людей и коллективов, а также основой государственной и общественной оценки действий и иных социальных явлений с точки зрениясоответствия их интересам народа.
Права и ответственность человека и гражданина.
Права существуют лишь тогда, когда признаются другимигражданами государства. Свои требования к гражданамгосударство формирует в системе обязанностей иустанавливает мероприятия юридическойответственности за их невыполнение. Граждане - самихранители своей свободы, направления и пределывнешнего выражения которой предоставлены в правах.Именно для того, чтобы укрепить свои права, граждане вдемократическом обществе принимают на себяобязательство и исполняют свои обязанности. В Общейдекларации прав человека (п. 1 ст. 29) определенно:"Каждый человек имеет обязанности перед обществом, вкотором лишь и является возможным свободное иполное развитие ее личности". Так же, как и правачеловека, основные юридические обязанностификсируются в конституции и других законах государства.
Классификация обязанностей :
личные (гражданская), политические, экономические,социальные, культурные, экологические.
Личных обязанности можно разделить на физические(например, удерживать несовершеннолетних детей) идуховные (например, уважать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Степень гарантированности прав и свобод в государстве зависит не столько от их перечня, закрепленного в законодательстве, сколько от уровня развития механизмов и разработанности процедур, используемых при защите данных прав. В каждом обществе существует система гарантий, посредством которых и воплощаются в жизнь права человека, но не везде она одинакова.Однако мы можем говорить о существовании внутригосударственныхинститутов, в России главная задача которых – гарантировать защиту прав человека. Это судебная власть (Конституционный суд РФ, общие суды, мировые судьи), президент как гарант прав и свобод граждан, парламент, Уполномоченный по правам человека в РФ и субъектах РФ, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, средства массовой информации, формирующееся гражданское общество.Действие юридических механизмов защиты прав и свобод зависит от стабильности политической обстановки, развития экономики и уровня социальной защищенности населения. Для России становление правовой государственности – приоритетная цель, ибо Россия, как крупнейшая европейская страна, не может быть в стороне от процессов глобализации, происходящих в современном мире. В наше время на смену ушедшим идеологическим установкам должна прийти общенациональная идея, консолидирующая все российское общество, основанная на незыблемости, неотчуждаемости и естественном характере основных прав и свобод человека, которая подчеркнула бы их особую значимость и фундаментальный характер.Но для реализации прав человека не всегда достаточно наличия политических, экономических, социальных и юридических гарантий. Прежде всего, необходимо сформировать свободную личность, а это весьма сложная задача, включающая в себя целый комплекс мер правового воспитания. Одной из важнейших среди них является «воспитание законом» то есть, правильный, справедливый закон должен быть гарантом прав человека в государстве. Это закон, который не только ясен и понятен всем гражданам, но в нем четко описано, что им делать, если их права нарушаются и как восстановить нарушенное право.Для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве России надо, чтобы обеспечениегарантий основывалось на следующих принципах:1. Приоритет прав человека во взаимоотношениях «личность-государство» и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать их;2. Господства права в обеспечении законности и правопорядка; 3. Принцип взаимной ответственности личности и государства. Важнейшее место в системе гарантий прав и свобод занимает институт правовой ответственности государства, его органов. Должна существоватьэффективная система юридических средств позволяющих заставить государственные органы и должностных лиц соблюдать права человека, обеспечивающая восстановление нарушенных этими органами интересов граждан. А все принимаемые в стране законодательные акты требуют детальной проработки на соответствие нормам Конституции, касающихся гарантий прав человека и гражданина.
Список литературы