Перечислите и сравните субъектов правотворчества. Перечислите стадии правотворчества.

Субъекты правотворчества:

· Официальные. Официальными субъектами правотворчества являются те. Кому законом представлено право устанавливать соответствующие источники права или же проявлять законодательную инициативу, а так же те, кто осуществляет контроль и надзор за результатами права установления. К их числу относятся все представительные и исполнительные органы государственной власти, поскольку они вправе устанавливать НПА. Так же к ним относят все суды, поскольку они обязаны в процессе своей правоприменительной деятельности ставить вопросы об устранении пробелов в законодательстве, отмене норм противоречащих закону, органы прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью устанавливаемых источников права, а так же комитет государственного контроля. Особая роль и ответственность в правотворчестве возлагается на субъектов обладающих правом законодательной инициативы, потому что плодотворность их работы создает необходимые предпосылки для подготовки качественного законодательства. Смотри предыдущую лекцию (вопрос законотворчества). Или не менее 50000 гражданин.

· Официозные. К официозным субъектам относятся все государственные и общественные структуры, которые уполномочены устанавливать нормы права (за исключением субъектов, обладающих правом законодательной инициативы).

· Юридические – научно исследовательские структуры, которые занимаются исследованием проблем права и государства, а так же к ним относятся юридические учебные заведения, адвокатские коллегии, которые имеют непосредственное отношение к юриспруденции и юрисдикции.

· Научные субъекты правотворчества – все научно-исследовательские учреждения, организации, объединения во всех сферах жизни и деятельности людей, которые участвуют в разработке проектов источников права.

· Политические общественные объединения. Политические партии важное звено, поскольку их члены, как правило, выступают с правотворческой инициативой в парламенте.

· Личностные (персональные) субъекты – участие любого гражданина в правотворчестве выражается в том, что он в праве обратиться во всякий право установительный орган с предлагаемым им проектом нормативного акта.

Процесс создания закона достаточно сложный и трудоемкий. Достаточно отметит, что более двух лет требуется для прохождения всех стадий подготовки законопроекта. К числу основных стадий принятия закона относятся:

· Планирование подготовки проектов законов. Начиная с 1998 года, подготовка законопроекта осуществляется на основании планов ежегодно утверждаемых Президентом РБ. Планирование позволяет обдумано подойти к решению вопроса о необходимости разработки законопроекта и своевременно оценить возможные последствия его принятия.

· Стадия законодательной инициативы. Согласно Конституции РБ, право законодательно инициативы принадлежит Президенту РБ, депутатам палаты представителей, совету республики, правительству РБ, а так же гражданам, обладающим избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек. В РБ наиболее активным инициатором законодательного процесса являются президент РБ и совет министров РБ. Президентом РБ инициировано 10 законопроектов. А депутатами – 1.

· Подготовка проектов законов. Подготовка проекта закона это стадия нормотворческого процесса, на которой, к сожалению, чаще всего допускаются технико-юридические ошибки. Для того, чтобы не допустить подготовку некачественных законопроектов, необходимо рационально организовать работу над ними. В связи с этим работа по подготовке законопроектов предусматривает, как правило, ряд последовательных стадий, как то: составление плана работы над проектом закона и определение лиц, ответственных за его подготовку; создание рабочей группы; сбор необходимых материалов и информации; разработка концепции проекта закона; составление текста проекта закона; согласование проекта закона; внесение проекта закона субъекту права законодательной инициативы.

· Рассмотрение проектов законов палатами национального собрания Республики Беларусь. В Республике Беларусь законопроект становится законом после его принятия Палатой Представителей и одобрения Советом Республики, затем закон представляется в десятидневный срок на подпись Президенту Республики Беларусь.

· Подписание законов Президентом Республики Беларусь.

· Включение законов в национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

· Опубликование законов. Законы Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. С 1 июля 2012 официальным опубликованием законов является доведение их до всеобщего сведения путем размещения текстов законов на национальном правовом интернет портале Республики Беларусь. Действующее законодательство так же предусматривает возможность их обнародования (опубликования) в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», в газете «Звязда» (для законов, принятых на белорусском языке) и в Народной газете (для законов, принятых на русском языке).

Наши рекомендации