Ст. 72 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Для выхода из подобных ситуаций юридической наукой выработано средство по преодолению обнаруженных пробелов в праве. Таким средством и является применение аналогии в праве, т.е. рассмотрение дела или на основании норм, регулирующих наиболее близкие, родственные, аналогичные отношения (аналогия закона), или на основе общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Аналогия закона - это разрешение конкретного юридического дела на основе норм, которые рассчитаны не на данный, а на аналогичный, сходный случай. для этого вида аналогии характерно то, что при отсутствии правовой нормы, предусмотренной для регулирования рассматриваемого отношения, имеются и применяются нормы, регулирующие сходные отношения.

При аналогии права конкретное юридическое дело рассматривается на основе общих начал и смысла законодательства. Аналогия права допустима в тех случаях, когда отсутствуют не только нормы, регулирующие данные отношения, но и нормы, рассчитанные на сходные отношения.

Применение права по аналогии прямо предусмотрено законодательством. Так, в ст. 5 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что в случаях, когда отношения, входящие в сферу гражданского права, прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права). При этом не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность.

Систематизация нормативных правовых актов, ее виды

Систематизация нормативных правовых актов – целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную внутренне согласованную систему.

Различают следующие основные виды систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация - такое объединение действующих нормативных правовых актов по определенным признакам, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. При этом в первоначальные тексты нормативных актов вносятся официальные изменения (если они были), опускаются статьи, пункты, имевшие временное значение, потерявшие силу, делаются соответствующие отметки и др.

Инкорпорацию осуществляют государственные органы, негосударственные организации, отдельные лица. В зависимости от этого она подразделяется на официальную и неофициальную. Выделяется и официозная инкорпорация. Она осуществляется не правотворческими, а по их поручению иными компетентными органами, которые и являются ответственными за полноту и качество систематизации. Сборники в этих случаях издаются без официального их утверждения правотворческим органом. Обычно такую деятельность осуществляет Министерство юстиции, национальный центр правовой информации.

Свод законов Республики Беларусь – это инкорпорированное собрание законодательных актов. Он формируется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. № 34 «О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь» с 1 января 1999 года. Текущая работа по формированию Свода законов возложена на Национальный центр законодательства и правовых исследований, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь. В настоящее время Свод законов Республики Беларусь включает более 4000 актов законодательства ( актов национального законодательства, актов в сфере международных отношений).

Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и другими учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе.

Такого рода сборники издаются без специальных полномочий официальных правотворческих органов, поэтому на них нельзя официально ссылаться.

Кодификация - такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов.

Данный вид систематизации является одновременно разновидностью и правотворчества.

Наиболее распространенными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила.

Кодекс - это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке обновленные нормы права, регулирующие однородную группу общественных отношений.

Устав - кодифицированный акт, объединяющий нормы, регулирующие порядок деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений, объединений в определенной сфере.

Положение - нормативный правовой акт, регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции, т.е. определяющий статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права.

Правила - кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок какого-либо вида деятельности, конкретизирующий нормы более общего характера.

Кодификация может осуществляться только официальными органами, наделенными соответствующей правотворческой функцией, т.е. может быть только официальной.

Кодификация может быть общей, отраслевой и специальной.

Консолидация. В процессе консолидации происходит объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Особенность консолидации состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому она носит только официальный характер. В этом проявляется ее сходство с кодификацией.

Наши рекомендации