Предмет и метод правового регулирования.

Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования.

Предмет правового регулирования – взаимоотношение людей и гос-ва, людей между собой, социальные и технические нормы.

Правовые методы регулирования:

- централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властно-императивных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права.

- децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права.

Сочетание этих приемов предопределяет использование различных способов правового регулирования - основных, выраженных в нормах права, путей определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового регулирования:

- запрет - возложение обязанности воздержаться от определенных действий;

- обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц;

- дозволение - предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах.

- факультативным способом правового регулирования является рекомендование как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации.

Использование этих способов дает тип правового регулирования - определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве.

Существуют два типа правового регулирования:

1. Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов.

2. Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.

Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он может характеризовать как всю правовую систему, общество в целом (например, общедозволительное регулирование в праве является, как Вы помните, неотъемлемой чертой демократических политических режимов), так и отдельную сферу общественных отношений.

Процесс правового регулирования осуществляется также определенными методами правового регулирования, под которыми понимается совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений. В зависимости о преобладания того или иного способа регулирования выделяют:

- императивный метод;

- диспозитивный метод;

- охранительный метод.

Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения права на отрасли.

Отрасли национального права и их краткая характеристика.
Отрасли права Республики Беларусь.

Конституционное (государственное) право определяет:

· основы государственного и общественного строя;

· правовое положение личности;

· систему органов государственной власти;

· государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие положения.

Административное право содержит нормы, которые регулируют:

· деятельность исполнительно-распорядительных органов государства (президента, правительства, министерств, ведомств, местных органов управления);

· правовое положение государственной службы;

· административную ответственность.

Финансовое право регулирует:

· отношения по сбору налогов;

· формированию государственного бюджета;

· расходованию государственных средств, их распределению и т.п.

Гражданское право регулирует:

· имущественные отношения (купли-продажи, займа, собственности, наследования и т.п.);

· некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).

Семейное право регулирует: имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в сфере брачно-семейных отношений.

Земельное право регулирует владение, пользование распоряжение землей.

Экологическое право регулирует охрану природы во всех ее сферах (вода, воздух, растительный и животный мир, недра) и природопользование.

Трудовое право определяет:

· условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений;

· устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

· регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.

Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и, соответственно, какие наказания за их совершение могут быть назначены.

Система законодательства Республики Беларусь и ее основные особенности.

Правотворческий орган с учетом потребностей практики, целями и удобством государственного управления в той или иной сфере общественной жизни может по своему усмотрению объединить нормативные акты, поместить нормы различных отраслей права в один акт и т.д. На основе всего этого законодатель формирует систему законодательства, которую можно определить как совокупность нормативно-правовых актов (внешний форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой также, как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этом смысле система права и система законодательства близки друг другу и в основном совпадают.

Однако между ними есть и различия. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. Что касается отраслей законодательства, то они не имеют единого метода правового регулирования. Нормативно-правовые акты могут объединять в себе акты различных отраслей права и поэтому регулируются различными методами. В системе законодательства создаются по необходимости такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.

100.

Общественные отношения, многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в Общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп. Общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т. е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы. В этом взаимодействии Общественные отношения определяют существенные стороны личных отношений. Теоретически несостоятельно и практически вредно отождествление личных и Общественные отношения, перенесение категорий, характеризующих личные взаимоотношения, на Общественные отношения Ф. Энгельс, говоря о взаимоотношении рабочих и капиталистов, указывал, что «отношение фабриканта к рабочему - не человеческое, а чисто экономическое»

Деление Общественные отношения на материальные и идеологические позволяет не только различать в Общественные отношения определяющие и производные, но и анализировать совокупность Общественные отношения, в которых сочетаются и материальные, и идеологические элементы (например, отношения между классами, национальные, межгосударственные и международные отношения). В связи с усложнением и дифференциацией общественной жизни возникают многообразные Общественные отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей - управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.

Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи:

а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;

б) столкновение человеческих интересов и необходимость их за­щиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвыше­ния человеческого достоинства.

Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством. К гражданскому обществу он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;

б) естественное и общее право;

в) человека.

Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:

а) из системы государственных институтов;

6) позитивного права, издаваемого государством;

в) гражданина.

Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»[4]. Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы. Таким образом, индивиды здесь суть частные лица, преследующие как свою цель свой собственный интерес. "Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного", - продолжал немецкий философ. Поскольку речь идет не о связях отдельных людей в дуэты, трио, квартеты и т.д., а об отношениях всех со всеми, закономерен его вывод о слиянии всех участников этого взаимодействия в некую всеобщность - гражданское общество[5].

102.

Личность - это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социальным программам.

Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства между понятиями личность и человек, личность и индивид. Человек - существо биосоциальное. Преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на течение его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли индивид умственно неполноценным или стал почитаемым юродивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.

103.

Понятие личности – первичное, базовое, ключевое понятие педагогики: в зависимости от того, какой смысл вкладывается в это понятие, будет определяться цель и содержание образования и воспитания личности. Вопросы «чему учить?» и «как учить?» актуальны для любой школы во все времена. Но не они определяют идеологию и стратегию образования. В православной педагогике краеугольным камнем является вопрос «кого учить?». Именно то, как мы отвечаем на этот вопрос, определяет и содержание образования, и методы. Школа всегда определяла свои цели и средства в зависимости от понимания того, что есть личность человека.

Гуманизм как возрождение язычества в Европе

Эволюция педагогических воззрений в Европе являет собой наиболее наглядный пример, это подтверждающий. К середине второго тысячелетия в европейском просвещении наступил глубочайший кризис, вызванный схоластикой в философии и иезуитизмом в этике. Попыткой предотвратить крах становится Возрождение, предложившее обновить европейского человека гуманистическим духом Древней Эллады. Позже возникает этика и педагогика Ж.-Ж. Руссо [1], утверждавшего, что человека нужно возвратить природе и изгнать из него все надприродное, «сверхъестественное». Сенсуалист Дж. Локк [2] развивал идею, что все существо человека выводится из чувств и сводится к ним. Если отбросить все ненужное, то останутся чувства, которые и делают человека человеком. И. Кант [3] предложил новый взгляд на человека: человек существо прежде всего рациональное, только разум делает человека человеком. Против такого понимания выступил А. Шопенгауэр [4], согласно учению которого человек не сводим ни к чувствам, ни к разуму, но есть прежде всего воля. Из волюнтаризма А. Шопенгауэра и эволюционизма Ч. Дарвина [5] логически вытекала следующая теория европейского гуманизма – ницшеанство. «Если обезьяна – переходная ступень к человеку, то почему человек не может быть переходной ступенью к сверхчеловеку!» – спрашивает Ф. Ницше [6]. И отвечает на этот вопрос утвердительно. Но что такое сверхчеловек? Это воля к могуществу, это инстинкт самосохранения. Для сверхчеловека нет ни добра, ни зла.

Антропоцентризм гуманизма: «человек – мера всех вещей»

104)

Наши рекомендации