Зависимость юридической науки от доминирующей системы мировоззрения
Мировоззрение .
Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззре́ние — совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.
Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.
Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.
Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.
Идеология . (можно использовать как синоним, понятие близкое по значению но идеологии имеет некоторый политический оттенок) (Общественные науки )
Идеология - система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых
- осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также
·содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.
8.
Юридические науки - это все знания о государстве и праве в целом. Но она подразделяется на отдельные части, наподобие того, как целостная наука химия подразделяется на органическую химию, неорганическую, аналитическую химию и т.д.
Все юридические науки в зависимости от особенностей их предмета можно разделить на несколько групп. Система юридических наук выглядит следующим образом [2, C. 19].
Теоретические юридические науки изучают наиболее общие вопросы понимания государственно-правовых явлений; эти науки представлены теорией государства и права. Соответствующий учебный курс может называться по-разному: и «теория государства и права», и «общая теория государства и права», и «общая теория государства и права», и, наконец, «общая теория права» (хотя здесь в большинстве случаев темы по теории государства не исключаются).
Исторические юридические науки рассматривают процесс развития государственно-правовых учреждений (история государства и права) или учение о государстве и праве (история политических и правовых учений).
Отраслевые юридические науки (конституционное, уголовное, гражданское, административное, семейное, трудовое, гражданско-процессуальное право и т.д.) исследуют конкретные юридические учреждения и предписания, а так же соответствующую юридическую практику. Это основной по объёму блок юридических наук и учебных дисциплин. Изучение конкретных правовых норм, получение навыков их реализации - одна из важнейших составляющих юридического образования.
Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психология и т.д.) используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.
Это не единственная классификация юридических наук. Существует и другое представление о структуре юридических наук.
Систему юридических наук можно подразделить на три основные группы: теоретико-исторические, отраслевые и специальные.
К теоретико-историческим наукам относятся теория государства и права, истории государства и права, истории политических и правовых учений.
К отраслевым юридическим наукам относятся науки конституционного права, административного, финансового, гражданского, трудового, уголовного права и другие.
Специальные юридические науки - это криминалистика, судебная медицина, судебная психология, судебная бухгалтерия.
Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием
12.
При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Последователи Аквинского — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества, классовый характер права, жесткая зависимость права от государства, обеспеченность его принудительной силой государства.
13.
для сторонников формационного подхода к праву характерно восприятие его только в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации, в то время как основополагающей идеей цивилизационного подхода является существование культурно-исторических типов или локальных цивилизаций. Методология цивилизационного подхода к праву учитывает специфику стран и регионов, рассматривает правовую реальность в совокупности особенностей культурно-исторического, социально-экономического, политического, религиозного и других факторов развития.
14)