Формы(источ.)права РБ.НПА – основн. форма права РБ.

Форма (источ.)права – способ выражения, закрепления правовых норм.

В общ. теор.госуд и пр. оба термина («форма права» и «источ.права») используются как синонимы, хотя в строго смысле это разные понятия. Термин «форм.пр.»является более определенным;он одназнач. указывает на форму выражения нормы права – в каком внешнем виде оно могут быть закреплены. Термин «источ. пр.»сам по себе явл. многозначным.Он может обознач. документальный источ. или памятник, содержащий правовые нормы (Русск.правд.),либо под источником могут пониматься определен. идейные концепции, на которые опирается законодательство и т.д.

Юридической науке известно несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. Наиболее распространенные это: правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания.

НПА – официальный письменный док., принятый в приделах компетенции гос. органа или путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитан на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение.

Правовой обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку, вследствие длительного применения, правило поведения, одобренное и санкционированное госуд. в качестве нормы права. Напр, законы XII таблиц, Русская, Саллическая правды.

Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Юридический прецедент – такая форма права, при которой общим правилом поведения признается состоявшееся решение по конкретному делу. В последующем оно используется как обязательный образец для решения аналогичных случаев.

Религиозные догмы – своды правил поведения, содержащихся в религиозных текстах. Священные Писания тех или иных религий. Напр. Коран, законы Шариата

Юридические доктрины – научные знания, вырабатывающие способы установления и реализации права.

Нормативно-правовые актыявляются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира. Так же и в РБ он явл. основной формой права.

По сравнению с другими источниками права, нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ: общеобязательные правовые предписания формулируются четко и ясно, в письменном виде, что предопределяет большую доступность их содержания для населения. В силу специфики тщательно отработанных письменных текстов нормативно-правовым актом легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него уточнения и дополнения в случае необходимости, осуществлять контроль за его исполнением и т.д.

Понятие и виды НПА.

НПА – официальный письменный док., принятый в приделах компетенции гос. органа или путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитан на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение

Нормативно правовые акты подразделяют по юридической силе на законы и подзаконные акты. По источнику формирования на акты референдума, акты издаваемые, или санкционируемые государством. По сфере действия – акты внешнего действия, акты внутреннего действия.

Виды НПА:

Конституция РБ – Основной Закон РБ, имеющий высш юридич силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественн отнош. Решение референдума –НПА, направленный на урегулирование важнейш вопросов госуд и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституц РБ порядке и по определенным ею вопросам. Кодекс РБ – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отнош. Закон РБ –НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных обществен отнош. Декрет ПрезидентаРБ –НПА Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституц РБ на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходим (временный декрет) для регулирования наибол важн общественн отнош. Указ ПрезидентаРБ–НПА Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Директива ПрезидентаРБ– указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономич значение. Постановления палат Парламента – Национального собранияРБ НПАкты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституц. РБ Постановление Совета Министров Республики Беларусь –НПА Правительства Республики Беларусь.Акты Конституц СудаРБ, Верховного Суда РБ(постановления Пленума Верховного СудаРБ), Высшего Хозяйственного Суда РБ(постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального РБ – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституц РБ и принятыми в соответствии с ней иными законодат актами. Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка РБ(Правления Национального банкаРБ, Совета директоров Национального банкаРБ) –НПАкты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение НПАктов большей юридич силы в пределах компетенции соответствующего гос органа и регулирующие обществен отнош в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Регламент – НПА, принятый (изданный) Главой государства, органами законодат, исполнит, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов. Инструкция –НПА, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений. Правила – кодифицированный НПА, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов обществен отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам. Устав (положение) –НПА, определяющий порядок деятельности гос органа (организации), а также порядок деятельности гос служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности. Приказ республиканского органа государственного управления –НПА функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа госу управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления. Решения органов местного управления и самоуправления –НПА, принимаемые местными Советами депутатов, исполнит и распорядит органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязат силу на соответствующей территории.

Систематизация НПА

Систематизация НПА– это целенаправленная деятельность гос органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативно-правового материала, приведение его в определенную согласованную систему.

Виды систематизации:

Инкорпорация – это такое объединение действующих нормативно-правовых актов, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собраниях законодательства без изменения их нормативного содержания.

Обработанный материал классифицируется по определенным признакам :

-Хронологический – факты помещаются последовательно, в зависимости от даты их принятия.

-Отраслевой – акты группируются в зависимости от их содержания, то есть по предметному признаку.

В зависимости от того кто осуществляет работу по инкорпорации она подразделяется на:

-Официальную – осуществляется органами, издавшими акты.

-Неофициальная – осуществляется любыми организациями, специалистами по собственной инициативе.

Кодификация – это вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативно-правового материала, но и изменения его содержания в процессе создания кодифицированных актов.

В зависимости от объема разделяют:

-Общая обработка всего законодательства

-Систематизация законодательства одной отрасли

-Упорядочивается определенный вид правовых норм, охватывающий ряд правовых институтов какой-либо отрасли права

Консолидация – объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Акт носит только официальный характер.

Наши рекомендации