Общественный контроль за деятельностью полиции

Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют непосредственно граждане, общественные объединения, а также Общественная палата Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии и общественные советы, формируемые при МВД России и его территориальных органах.

Общественный контроль за деятельностью полиции со стороны граждан является производным от их права, закрепленного в статье 33 Конституции Российской Федерации, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

В части 2 статьи 8 Федерального закона «О полиции», устанавливающей принцип открытости и публичности деятельности полиции, определено, что граждане, общественные объединения и организации имеют право получать достоверную информацию о деятельности полиции, а равно получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Задачам контроля граждан за деятельностью полиции служат регулярные отчеты участковых уполномоченных полиции, а также других должностных лиц полиции перед населением (часть 3 статьи 8).

Контроль Общественной палаты Российской Федерации за деятельностью полиции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Среди основных форм такого контроля можно выделить следующие: 1) проведение гражданских форумов, слушаний и иных мероприятий; 2) приглашение руководителей МВД России на пленарные заседания Общественной палаты; 3) направление членов Общественной палаты для участия в заседаниях коллегии МВД России; 4) направление запросов Общественной палаты в МВД России по вопросам деятельности полиции и др. Данный контроль осуществляют комиссии и рабочие группы Общественной палаты Российской Федерации. Решения Общественной палаты по результатам контрольной деятельности принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер.

Контроль общественных наблюдательных комиссий и их членов за деятельностью полиции осуществляется на основании Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и имеет целью проверку обеспечения прав граждан в местах их принудительного содержания.

Основными формами контрольной деятельности наблюдательных комиссий являются: 1) посещение мест принудительного содержания лиц; 2) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав тех, кто находится в местах принудительного содержания; 3) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля и направление материалов по итогам его осуществления и др.

Еще одной, новой, группой субъектов, наделенных правом осуществления общественного контроля за деятельностью полиции, выступают общественные советы при МВД России и его территориальных органах.

При осуществлении общественного контроля за деятельностью полиции они вправе: 1) запрашивать и получать в установленном порядке информацию (за исключением случаев, когда это противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также нарушает права граждан, общественных объединений и организаций); 2) вносить руководителям предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел; 3) принимать участие в работе аттестационных и конкурсных комиссий и др.

Решения общественных советов носят рекомендательный характер.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите способы обеспечения законности в административной деятельности полиции.

2. Назовите виды контроля за административной деятельностью полиции.

3. Что подразумевает контроль за соблюдением законности со стороны вышестоящих органов внутренних дел (полиции) за нижестоящими?

4. Какой порядок осуществления контроля за соблюдением законности сотрудниками ОВД (полиции) в территориальных органах МВД России?

5. В чем заключается прокурорский надзор за законностью деятельности полиции?

6. Каков порядок обжалования неправомерных действий сотрудников полиции?

7. В чем заключается общественный контроль за деятельностью полиции?


Наши рекомендации