Понятие, сущность и признаки государства и типология гос-в.
Государство можно определить как организацию суверенной политической власти, которая, будучи орудием реализации интересов определенных социальных групп, предназначена для поддержания социального порядка, преодоления социальных противоречий и является основным инструментом установления в данном обществе социальной справедливости.
Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существующих в прошлом и настоящем, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.
Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне культурно-духовного развития.
Имеются два подхода к типологии государств:
Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формации (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.
При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Называя три основных типа эксплуататорских государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин выделяли и последний (неэксплуататорский) исторический тип — социалистическое государство, которое в ближайшей исторической перспективе должно перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство фактически рассматривалось как антикапиталистическое, что служило ложной теоретической основой для отождествления прогрессивных (цивилизованных) и регрессивных (примитивных) моделей социализма, а также некорректных трактовок сущности коммунистической формации.
Другой подход цивилизационный кладёт в основу типовой классификации государств понятие «цивилизация»', ее уровень, достигнутый теми или другими народами. Сторонники цивилизацией ного подхода отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство прежде всего с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития. Английский историк А.Тойнби понимает под «цивилизацией» относительно замкнутое и локальное положение общества, которое отличается общностью культурньк, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. Каждая цивилизация (А.Тойнби насчитывает 21 цивилизацию) дает стойкую общность всем государствам, живущим в ее границах.
Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на: первичные и вторичные.К первичным цивилизациям отнесены государства — древневосточное римское, средневековое. К вторичным — государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.
Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация государственной власти.
Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.
Отличие цивилизационного подхода от формационного заключается в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и цели ее собственной деятельности. Цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, но и важнейший фактор духовно-культурного развития общества.
Таким образом, в соответствии с цивилизационным подходом:
сущность государства определяется как соотношением социальных сил, так и накоплением, преемственностью культурно-духовных образцов поведения;политика государства — не столько продукт игры социальных сил, сколько результат влияния мировоззрения общества, его морали, ценностной ориентации;разнообразие национальных культур обусловливает пути развития государств, их типы.
Каждый их двух подходов имеет свои достоинства и недостатки. Недостатком цивилизационного подхода является нередкая недооценка социально-экономического фактора, возвеличивание культурного элемента как «души, крови, лимфы, сущности цивилизации» (А-Тойнби). К недостаткам формационного подхода относится переоценка классово-экономического фактора. Вне поля его зрения остаётся огромный пласт культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые. Нельзя принять и существующую в рамках формационного подхода неоправданную апологетику социалистического государства как высшего и последнего исторического типа.
Типы государств по уровню защиты прав и свобод человека:
— правовые: государства с режимом конституционной законности;
— неправовые: либо государства с режимом беззакония, либо государства с режимом революционной законности.
Правда, цивилизационный подход ближе к типологии общества, чем государства.
Типы государств по способу приобретения власти'.
— легитимные (приобретение власти признано законным со стороны населения страны и международного сообщества);
— нелегитимные, но существующие де-факто (приобретение власти осуществлено незаконным путём)
6. Формы государства
Форма государства — это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Иными словами, это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.
Таким образом, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность и тип государства.
Первый элемент формы государства —форма правления.Это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Основными видами формы правления являются монархия и республика.
Форма государственного устройства — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.
Основные виды формы государства: унитарное (простое) государство, федерация и империя. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение независимых государств.
Государственный режим представляет собой совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Причем это составная часть политического режима.
Политический режим — это функциональная характеристика политической системы и включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических).
Основные виды государственного режима: абсолютизм, дуализм, парламентаризм, министериализм, партократия.
7. Форма правления государств
Форма правления — это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Форма правления показывает, как создаются высшие органы государства и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими государственными органами и государственными органами на местах; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Основными видами формы правления являются монархия и республика.Монархия — это государство, в котором верховная государственная власть формально (либо частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные.
Абсолютная (неограниченная) монархия — это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие. Основными признаками абсолютной монархии являются:
1) существование единоличного носителя верховной власти монарха;
2) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее по наследству;
3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.
Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней.Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия — это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия). Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — и особым правовым актом — конституцией.
Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы помещиков и духовенства. Он формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции.
Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как переходная. Король и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Пример такой монархии — Иордания и Марокко.
В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации) соответствующего министра, т. е. министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт.
Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Япония.
Республика — это государство, в котором высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями. Признаки республики следующие. Во-первых, выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти. Во-вторых, осуществление государственной власти от имени народа. В-третьих, юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. В-четвертых, обязательность решений верховной государственной власти.
Основными видами республик являются президентская, парламентская и смешанная.Президентская характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним.Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент избираются народом.Родина президентской республики — США.В условиях парламентарной республики президент является только главой государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на основе парламента. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со стороны парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и ЭстонияВо второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава государства — президент избирается народом, как и парламент. Он назначает главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента
8. Форма гос-ого устройства.
Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Таким образом, форма государственного устройства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.
Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и федеративный.
Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми) характерно наличие следующих основных признаков:
1) единая конституция;
2) единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);
3) единое гражданство;
4) единая система права;
5) территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью
В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенныи контроль, и тем самым с учетом национальных особенностеи региона допускается определенная автономия.
Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми.
а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве — политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д.
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.
Второй основной вид формы государственного устройства —федерация. В отличие от унитарии она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федеративными государствами являются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейцария и др.
Федерация — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.
Отличительные признаки федеративного государства следующие:
1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом
2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации);
3) субъект федерации имеет право издавать свои собстве) ные законодательные акты, при условии их соответств! федеральному законодательству (принцип приоритс общефедерального закона является всеобщим для вс без исключения федераций);
4) субъект федерации может иметь свою собственную пр вовую и судебную системы;
5) одним из формальных признаков федерации являет' наличие двойного гражданства 6) обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента.ижняя палата рассматривается как орг. общесоюзного представительства и избирается по те риториальным избирательным округам. Верхняя пала представляет интересы субъектов федерации.
9. Политико-правовой режим государства