Понятие, сущность и признаки государства и типология гос-в.

Государство можно определить как организацию суверенной политической власти, которая, будучи орудием реализации интересов определенных социальных групп, предназначена для поддержания социального порядка, преодоления социальных противоречий и является основным инструментом установления в данном обществе социальной справедливости.

Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существующих в прошлом и настоящем, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне культурно-духовного развития.

Имеются два подхода к типологии государств:

Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формации (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Называя три основных типа эксплуататорских государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин выделяли и последний (неэксплуататорский) исторический тип — социалистическое государство, которое в ближайшей исторической перспективе должно перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство фактически рассматривалось как антикапиталистическое, что служило ложной теоретической основой для отождествления прогрессивных (цивилизованных) и регрессивных (примитивных) моделей социализма, а также некорректных трактовок сущности коммунистической формации.

Другой подход цивилизационный кладёт в основу типовой классификации государств понятие «цивилизация»', ее уровень, достигнутый теми или другими народами. Сторонники цивилизацией ного подхода отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство прежде всего с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития. Английский историк А.Тойнби понимает под «цивилизацией» относительно замкнутое и локальное положение общества, которое отличается общностью культурньк, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. Каждая цивилизация (А.Тойнби насчитывает 21 цивилизацию) дает стойкую общность всем государствам, живущим в ее границах.

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на: первичные и вторичные.К первичным цивилизациям отнесены государства — древневосточное римское, средневековое. К вторичным — государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация государственной власти.

Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.

Отличие цивилизационного подхода от формационного заключается в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и цели ее собственной деятельности. Цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, но и важнейший фактор духовно-культурного развития общества.

Таким образом, в соответствии с цивилизационным подходом:

сущность государства определяется как соотношением социальных сил, так и накоплением, преемственностью культурно-духовных образцов поведения;политика государства — не столько продукт игры социальных сил, сколько результат влияния мировоззрения общества, его морали, ценностной ориентации;разнообразие национальных культур обусловливает пути развития государств, их типы.

Каждый их двух подходов имеет свои достоинства и недостатки. Недостатком цивилизационного подхода является нередкая недооценка социально-экономического фактора, возвеличивание культурного элемента как «души, крови, лимфы, сущности цивилизации» (А-Тойнби). К недостаткам формационного подхода относится переоценка классово-экономического фактора. Вне поля его зрения остаётся огромный пласт культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые. Нельзя принять и существующую в рамках формационного подхода неоправданную апологетику социалистического государства как высшего и последнего исторического типа.

Типы государств по уровню защиты прав и свобод человека:

— правовые: государства с режимом конституционной законности;

— неправовые: либо государства с режимом беззакония, либо государства с режимом революционной законности.

Правда, цивилизационный подход ближе к типологии общества, чем государства.

Типы государств по способу приобретения власти'.

— легитимные (приобретение власти признано законным со стороны населения страны и международного сообщества);

— нелегитимные, но существующие де-факто (приобретение власти осуществлено незаконным путём)

6. Формы государства

Форма государства — это единство трех ее основных элемен­тов: формы правления, формы государственного устройства и го­сударственного режима. Иными словами, это совокупность су­щественных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выда­ющегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безраз­личная к жизни народа, а строй жизни, живая организация вла­сти народа.

Таким образом, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источ­ники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной вла­сти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических ус­ловий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность и тип государства.

Первый элемент формы государства —форма правления.Это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Основными видами формы правления являются монархия и республика.

Форма государственного устройства — это внутренняя на­ционально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные состав­ные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.

Основные виды формы государства: унитарное (простое) государство, федерация и империя. Особо выделяется конфе­дерация, представляющая собой объединение независимых государств.

Государственный режим представляет собой совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Причем это составная часть по­литического режима.

Политический режим — это функциональная характерис­тика политической системы и включает в себя не только мето­ды государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движений, союзов). Государственный режим опира­ется на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических).

Основные виды государственного режима: абсолютизм, дуализм, парламентаризм, министериализм, партократия.

7. Форма правления государств

Форма правления — это организация верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотноше­ния с населением.

Форма правления показывает, как создаются высшие орга­ны государства и каково их строение; как строятся взаимоотно­шения между высшими государственными органами и государ­ственными органами на местах; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением стра­ны; в какой мере организация высших органов государства по­зволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Основными видами формы правления являются монархия и республика.Монархия — это государство, в котором верхов­ная государственная власть формально (либо частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы госу­дарства — монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и переда­ваемой по наследству.

Монархии подразделяются на абсолютные и конституци­онные.

Абсолютная (неограниченная) монархия — это форма прав­ления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие. Основными признаками абсолютной монархии являются:

1) существование единоличного носителя верховной вла­сти монарха;

2) монарх, как правило, пользуется своей властью пожиз­ненно и передает ее по наследству;

3) монарх представляет государство по собственному пра­ву, которое не производно от власти народа;

4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней.Разновидностью абсолютной монархии является теократи­ческая монархия — это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиоз­ную власть (Ватикан, Саудовская Аравия). Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограни­чена выборным органом — парламентом — и особым право­вым актом — конституцией.

Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы помещи­ков и духовенства. Он формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции.

Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как переходная. Король и помещики уже не в состоянии безраз­дельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Пример такой монархии — Иордания и Марокко.

В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит». Монарх является лишь гла­вой государства и выполняет сугубо представительские функ­ции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно пе­ред ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации) соответствующего министра, т. е. министр принимает на себя политическую и юридическую ответствен­ность за данный акт.

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы Австралия, Бельгия, Ве­ликобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Япония.

Республика — это государство, в котором высшие органы государственной власти избираются либо формируются особы­ми представительными учреждениями. Признаки республики следующие. Во-первых, выборность на определенный срок гла­вы государства и других высших органов государственной вла­сти. Во-вторых, осуществление государственной власти от име­ни народа. В-третьих, юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. В-четвертых, обязательность решений верховной государственной власти.

Основными видами республик являются президентская, парламентская и смешанная.Президентская характеризуется тем, что президент одно­временно является и главой государства и главой исполнитель­ной власти (правительства). Он свободен в назначении мини­стров, ответственных перед ним.Парламент не имеет права выразить вотум недоверия пра­вительству, а президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент избираются народом.Родина президентской республики — США.В условиях парламентарной республики президент являет­ся только главой государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на основе парламента. Пра­вительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со стороны парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Сло­вакия и ЭстонияВо второй половине XX века во Франции возникла смешан­ная республика. Глава государства — президент избирается на­родом, как и парламент. Он назначает главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парла­мента

8. Форма гос-ого устройства.

Под формой государственного устройства понимается внут­ренняя национально-территориальная организация государствен­ной власти, деление территории государства на те или иные со­ставные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Таким образом, форма государственного устройства пока­зывает, из каких частей состоит внутренняя структура государ­ства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государствен­ной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и федеративный.

Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Ев­ропы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми) характер­но наличие следующих основных признаков:

1) единая конституция;

2) единая система высших органов государственной влас­ти (глава государства, парламент, правительство, судеб­ная система);

3) единое гражданство;

4) единая система права;

5) территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обла­дающие какой-либо политической самостоятельностью

В зависимости от вида контроля различают централизован­ные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во вто­ром случае за местными органами осуществляется косвенныи контроль, и тем самым с учетом национальных особенностеи региона допускается определенная автономия.

Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это самоуправление определенной части терри­тории государства, отличающейся национальными, бытовыми.

а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, тра­диции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве — политическая и административная. Политичес­кая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная ав­тономия предполагает использование местного языка в шко­лах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на ме­стном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государ­ство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надеж­но обеспечивает государственное единство.

Второй основной вид формы государственного устройства —федерация. В отличие от унитарии она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специ­фическими особенностями. Федеративными государствами яв­ляются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейца­рия и др.

Федерация — это сложное (союзное) государство, состоя­щее из государственных образований, обладающих юридичес­ки определенной самостоятельностью.

Отличительные признаки федеративного государства сле­дующие:

1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, кото­рые в то же время не обладают полным суверенитетом

2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов дол­жны полностью соответствовать федеральной конститу­ции (принцип субординации);

3) субъект федерации имеет право издавать свои собстве) ные законодательные акты, при условии их соответств! федеральному законодательству (принцип приоритс общефедерального закона является всеобщим для вс без исключения федераций);

4) субъект федерации может иметь свою собственную пр вовую и судебную системы;

5) одним из формальных признаков федерации являет' наличие двойного гражданства 6) обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента.ижняя палата рассматривается как орг. общесоюзного представительства и избирается по те риториальным избирательным округам. Верхняя пала представляет интересы субъектов федерации.

9. Политико-правовой режим государства

Наши рекомендации