Политический режим: понятие и виды

Само слово «режим» — латинского происхождения — геутет— управление, на сегодняшний день означает совокуп­ность методов, систему правил, мероприятий, установленных для достижения определенных целей.

Политический режим — это совокупность форм жизнедеятель­ности институтов и организаций политической системы, методов господства и основных направлений политической активности в рамках данной системы. В целом это функциональная характе­ристика политической системы.

Политический режим складывается в той или иной стране как равнодействующая многих факторов, не только деятель­ности государственных органов, но и политических партий, массовых движений, других объединений, преследующих по­литические цели, а иногда в результате непосредственно по­литической деятельности различных слоев населения, их мас­совых выступлений.

Политический режим характеризует состояние демократии в стране, осуществление в ее внутренней политике общечело­веческих ценностей. Это «политический климат» страны. По своему содержанию политический режим шире, чем государ­ственный режим, хотя последний составляет главное в поли­тическом режиме, его суть, сердцевину

Рассмотрение политического режима предусматривает ана­лиз следующих аспектов: какие группировки находятся у ру­ководства государством; каким методом господства и управле­ния отдается предпочтение — прямым, насильственным или косвенным демократическим.

Политические режимы могут быть типологизированы по мере убывания демократии:

1) демократический политический режим;

2) либеральный (полудемократический) политический ре­жим;

3) авторитарный политический режим;

4) тоталитарный политический режим;

5) полуфеодально-теократический политический режим. Демократические режимы обычно присущи индустриально-развитым странам с рыночной экономикой, где существует значительный «средний класс», оказывающий через выборы, прессу, другие виды общественного мнения существенное вли­яние на государственную власть. Для этого типа режима харак­терна высокая степень политической свободы человека, реаль­ное существование правовых институтов, их обеспечивающих. Политическая элита обычно довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу Органы публичной власти при­бегают к силовым методам лишь в исключительных случаях.

Либеральные (полудемократические) режимы были характер­ны для развитых стран в XIX веке. В XX веке они сложились в ряде развивающихся стран, приблизившись к развитым (Юж­ная Корея, Тайвань, Таиланд), а также в результате ликвида­ции командно-административной системы в постсоциалисти­ческих странах Восточной Европы (Россия, Украина, Болгария, Румыния).

Эти режимы отличаются высокой степенью политической свободы, однако вследствие целого ряда обстоятельств реаль­но пользоваться демократическими политическими институ­тами могут сравнительно немногие. Государству чаще, чем в условиях демократического режима, приходится прибегать к различным формам принудительного воздействия, ибо соци­альная база правящей элиты довольно узка. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргиналь-ность и склонность к насильственным действиям для дости­жения своих социальных целей. Поэтому демократические институты, включая легальную оппозицию, функционируют как бы на поверхности общественной жизни, пуская лишь от­ростки в толщу общества.

В условияхавторитарного режима внешне управление осу­ществляется на конституционных началах, существует весь набор законодательных, исполнительных, судебных, иных ор­ганов государства, но на практике разделения властей нет. Оп­позиция может быть разделена только в определенных преде­лах, не затрагивающих существование данного правительства. Выборы и референдумы используются, но не только не имеют решающего значения для смены партий и должностных лиц у власти, их результаты в пользу существующего правительства предопределены политической и идеологической ситуацией. Во внутренней политике упор делается на силовые методы. Де­мократические права и свободы обычно упоминаются в кон­ституциях, но на практике доминирует разрешительный поря­док их использования. Однако соблюдается право частной соб­ственности. Режим ее охраняет. Типичные примеры авторитар­ного режима — режим Пиночета в Чили, Чан Кайши на Тайване, Ниязова в Туркмении, Алиева в Азербайджане, ислам­ский режим в Иране.

Тоталитарный режим характеризуется крайней степенью централизации. Провозглашается руководящая и направляю­щая роль коммунистической либо нацистской партии. Есте­ственные права граждан отрицаются, признаются только да­рованные государством, но и те не соблюдаются. тоталитаризм претендует на контроль над мыслями, стремится воспитать все население как биоро­ботов, готовых послушно выполнять все указания властей и верящих, что власть действует им только на благо. Для всеох­ватывающего овладения обществом используется такой поли­тический институт, как государственная партия, проникающая во все ячейки общества, включая семью и подчиняющая их изнутри политике режима.

Наши рекомендации