Понятие,класс-я законов.Декреты

Закон – это НПА, обладающий наибольшей юридической силой, принятый высшим представительным органом, либо путем референдума для регулирования важнейших общественных отношений.Признаки закона:Среди иных НПАзаконы обладают самой высокой юридической силой. Наивысшей юридической силой обладает Конституция.

Законы являются актамивысших представительных органов (парламента). В ряде случаев, положения законов могут регулироваться путем референдума. Законы принимаются в соответствие с особой процедурой:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНФМ ПРОЦЕССОМ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛНЕЕ СЛОЖНОЙ Процедурой, чем нормотворческий процесс. В частности, стадия принятия законов РБ предусматривает:

Подготовку законопроектов палатой представителей, рассмотрение законопроектов в первом и во втором чтениях Палаты представителей, одобрение его Советом Республики, выработка и принятие согласованного текста законопроекта. В случае, если Совет Республики не одобрил законопроект, подписание закона президентом, преодоление возражений президента в том случае, если он возвращает неподписанный в Палату представителей.

Законы регулируют важнейшие общественные отношения, при этом существует классификация законов, в частности, конституционные, программные законы, обладающие наибольшей юридической силой среди других законов, регулируют самые важные общественные отношения. Классификация законов:Конституционные.Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие конституции, о толковании Конституции, законы, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Обыкновенные. Делятся на кодифицированные и текущие. Кодифицированный закон позволяет полно урегулировать определенную сферу общественных отношений. Все иные законы считаются текущими.В РБ выделяют программные законы. Данные законы принимаются по вопросам военной доктрины, внешней и внутренней политики. В РБ предусматривается существование актов делегированного законотворчества. Это декреты Президента, изданные на основе законодательных полномочий, делегированных ему Парламентом. ДекретыПрезидента Республики Беларусь издаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.Декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты.Не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.В силу особой необходимости Президент Республики Беларусь по своей инициативе либо по предложению Правительства Республики Беларусь может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства Республики Беларусь, они скрепляются подписью Премьер-министра Республики Беларусь. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Действие НПА во времени

Действие НПА предполагает существование определенного отрезка времени, в течение которого НПА обладает юридической силой и является общеобязательным для применения. НПА может приобрести юридическую силу в следующие моменты:Момент принятия Момент официального опубликованияПо истечении определенного законом срока С момента внесения НПА в официальную базу данных правовых актов. Момент, указанный в самом НПА.

В РБ момент вступления НПА в юридическую силу зависит от вида НПА:Законы РБ и Декреты Президента РБ вступают в юридическую силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Постановления Палат Парламента вступают в юридическую силу сразу после принятия. Все иные НПА вступают в юридическую силу после внесения их в Национальный реестр правовых актов РБ. Если НПА регулирует вопросы предоставления прав, свобод граждан, он не должен вступать в юридическую силу до его официального опубликования.НПА утрачивает юридическую силу:С принятием нового НПА, который регулирует те же общественные отношения. В новом НПА содержаться положения о том, что необходимо признать утратившим силу ранее действующий акт.

При отмене НПА, отмена, осуществляющаяся либо органом, который издал, либо специально уполномоченными органами.При признании НПА есоответствующим Конституции.При истечении срока действия НПА.

НПА могут приниматься на определенный срок действия (срочные), на неопределенный срок. На срочность НПА указывает упоминание какого-то события, при настулении которого НПА прекращает существование. В НПА может быть указан конкретный срок действия, либо дата, при наступлении которой НПА утрачивает юридическую силу. НПА действует с аксиомой: закон обратной силы не имеет. К фактам, событиям должен применяться тот НПА, который действовал на момент данного события или реализации общественных отношений. Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.Придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность. Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

СИЛЕ общественные отношения в прошлом не были урегулированы с помощью ранее действующего НПА, после вступления в юридическую силу нового НПА, правоприменительные, при внесении правоприменительного акта, должен руководствоваться требованиями нового НПА. Ревизионной. Обратной силе общественных отношений в прошлом было урегулировано на основе ранее действующего НПА, при этом был принят правоприменительный акт. После принятия нового НПА необходимо урегулировать общественные отношения в соответствие с новыми правилами, необходимо пересмотреть ранее принятые решения, т.е. правоприменительные акты.

Наши рекомендации