Понятие и характеристика основных источников права.
Источник права -это форма внешнего выражения и закрепления норм права, придание им общеобязательной юридической силы. В данном случае форма права выступает синонимом источника права.
Источники права: Правовой обычай. Исторически сложившееся, вошедшее в привычку правило поведения, которое санкционированно государством. В данном случае норма права формируется в обществе вне сферы действия государства. Но государство берет это правило под свою защиту Санкционирование обычая осуществляется несколькими способами: во–первых на него могут ссылаться в нормативных правовых актах, либо других источниках права, которые создаются государством (нормативный договор).Во-вторых: на основе обычая могут приниматься судебные решение, которые в последствие приобретают характер судебного прецедента. Если содержание обычая полностью воспроизводится в тексте НПА либо тексте судебного прецедента, такой обычай утрачивает самостоятельное значение. Он поглощается нормативным правовым актом и приобретает форму НПА или судебного прецедента. Правовой обычай – источник международного права и признается источником права во всех правовых системах. В правовом регулировании РБ также признан в качестве источника, но в незначительной степени применяется. Юридический прецедент - это решение судебного либо административного органа, которое служит образцом при рассмотрении дел, аналогичных тому, по которому оно вынесено. В зависимости от органа, который вынес решение, выделяют:Судебные Административные прецеденты.
Прецеденты являются источниками права в государствах с англо-саксонской правовой системой. Статус прецедента получают решения высших государственных инстанций, высших судов. Прецеденты подлежат систематизации, т.е. создаются сборники прецедентов, имеющие официальный характер. В РБ общепризнанным источником права не считается. Нормативный договор - это соглашение между несколькими субъектами права, создающие новые нормы права, изменяющие либо отменяющие действующие нормы права. Нормативные договоры являются источником международного права. Во внутригосударственном праве используются такими отраслями, как трудовое, конституционное право. Признаются всеми правовыми системами. Разновидностью нормативного правового договора является международный договор. В трудовом праве широко применяется такая разновидность нормативного договора, как коллективный договор. Нормативный договор следует отличать от индивидуального правового договора. Последний не создает новых норм права, а лишь реализует действующие.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый компетентным государственным органом либо посредством референдума, в целях регулирования общественных отношений. Является непосредственным актом правотворческой деятельности государства. Признается источником права во всех правовых системах. Правовые доктрины, религиозные тексты, общие принципы права. В РБ правовой обычай, договор и т.п.
Классификация подзаконных НПА.
Акты высших органов государственной власти – это Указы, Директивы Президента, распоряжения. Имеющие нормативный характер, постановления палат Парламента, акты высших судебных органов, в частности постановления Пленумов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, акты Правительства (постановления Совета Министров).
Подзаконные НПА центральных органов государственного управления (акты министерств, государственных комитетов, акты Национального банка, Постановления, приказы, акты, которые ими утверждаются – инструкции, положения, уставы, правила).
Подзаконные НПА местных органов управления и самоуправления – решения местных Советов депутатов, решения местных исполнительных и распорядительных органов.
Локальные НПА имеют договорную основу.
Понятие и признаки НПА
НПА – официальный документ установленной формы, принятый либо изданный в пределах компетенции государственного органа, должностного лица, предназначенный для регулирования общественных отношений.
Признаки НПА:Любой НПА – документ, т.е. носитель зафиксированной в письменном виде информации.
Имеет официальный характер,т.е. принимается от имени государства, обязателен для исполнения и обеспечивается государственным принуждением;НПА имеет установленную форму, которая предусматривается государством, т.е. это форма закона, постановления и т.п.НПА принимаются в пределах компетенции определенного государственного органа. Каждый госорган, должностное лицо вправе принимать определенные виды НПА.НПА принимаются в строгом соответствии с установленной процедурой. Последовательность стадий принятия НПА есть нормотворческий процесс. В РБ он включает:Стадию планирования нормотворческой деятельности;Стадия нормотворчекой инициативы;Стадию разработки проекта НПА;Стадию принятия НПА;
Стадия внесения НПА в национальный реестр правовых актов РБ;Стадия официального опубликования НПА.осредством НПА устанавливаются, изменяются либо отменяются нормы права.НПА обладает юридической силой. Это характеристика НПА, в соответствии с которой определятся его место в иерархии НПА, а также обязательность регулирования общественных отношений.
Наряду с НПА выделяют не НПА. Эти акты имеют разовый характер действия. Они адресованы определенному субъекту, связаны с решением организационных вопросов. В ст.3. Закона об НПА указывается такие правовые акты имеют ненормативный характер, а также какие НПА могут быть не НПА. НПА имеют собственные реквизиты и структуру. Реквизиты НПА указывают на его официальный характер. Реквизиты и структура НПА должны соответствовать правилам юридической техники. Виды нормативных правовых актов: Конституция Республики Беларусь Решение референдума Программный закон Кодекс Республики Беларусь Закон Республики Беларусь –Декрет Президента Указ Президента Директива Постановления палат Парламента Постановление Совета Министров Акты Конституционного Суда, Верховного Суда (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Регламент Инструкция Правила Устав (положение) Приказ республиканского органа государственного управления Решения органов местного управления и самоуправления ННПА:распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь; акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния;иные правовые акты, не являющиеся нормативными в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Юридическая сила НПА
Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.
Законы, декреты, указы, постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются.Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).Нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений.
Структурные подразделения государственных органов не вправе принимать акты нормативного характера, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь.