Понятие и признаки гос.власти
Государственная власть – это способность и возможность государства осуществлять политическое руководство, управление обществом при помощи различных, в том числе специальных средств и методов. Признаки государственной власти:
Присущ социальный характер, является разновидностью социальной власти, так как представляет собой возможность воздействовать на поведение людей и в целом представляет собой власть человека над человеком. Государственная власть обладает публичным характером, т.е. власть распространяется на всех субъектов, она носит не частный характер, а всеобщий. Политический характер выражается в том, что власть в данном случае реализуется политической организацией – государством. Она реализуется в социально неоднородном обществе. Территориальный характер заключается в том, что она распространяется в пределах территории государства и территориальный признак лежит в основе классификации органов, осуществляющих власть. Высшие и центральные органы государства осуществляют власть на всей территории государства. Местные органы – соответственно осуществляют государственную власть в пределах соответствующих административных территориальных единиц. Региональная власть действует в пределах субъектов федерации.Суверенный характер. Государственная власть является верховной, регулирует проявления иных социальных властей в пределах своей территории вплоть до их полного запрета. Легитимный характер власти. Понятие легитимности связано с понятием легальности. В некоторых случаях они рассматриваются, как синонимы. Легитимность означает признание, если говорить о легитимности государственной власти. То есть это признание государственной власти большинством населения в качестве публичной, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легальность в данном случае является юридическим выражением легитимности, это законность власти. Указание на то, что она формируется и действует в строгом соответствии с законами, прежде всего конституцией.
Если рассматривать государственную власть в динамике, можно выделить следующие элементы:
Объект власти – это подвластные, то есть те лица, в отношении которых осуществляется государственная власть. Властные отношения – это отношения, которые возникают между субъектами и объектами власти в процессе ее реализации. В этих отношениях, с одной стороны имеет место проявление воли субъекта государственной власти, вплоть до ее навязывания объекту. С другой стороны – подчинение объектов, соблюдение установленных субъектом запретов, исполнение обязанностей. Средства и методы осуществления властиСубъект власти – это носители государственной власти. К ним относят народ в целом, определенные социальные и национальные общности, а также ранее классы. Иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают государственные органы.
Концепции гос.власти
Выделяют две основные концепции, лежащие в основе организации государственной власти: концепция разделения властей (теория разделения властей), концепция единства государственной власти.
Концепция разделения государственной власти нашла отражение в работах ряда философов, юристов нового времени. В частности Жан Баден, являясь сторонником сильного централизованного государства, выдвигает идею государственного суверенитета. Отличительным признаком государства он считает верховный, суверенный характер государственной власти, как абсолютной единой неограниченной законами власти, которая распространяется на всю территорию. Так как суверенитет един и не делим, он не может быть разделен между какими-либо сословиями, либо между составными частями государственного аппарата. В силу этого он может полностью принадлежать либо монарху, либо народу. Баден считал, что власть должна полностью принадлежать монарху. Только монархия может обеспечить необходимую централизацию и единство государства. Верховная государственная власть перенесена на одно лицо - монарха, который имеет право издавать и отменять законы, управлять и судить. Данная концепция получает поддержку Томаса Гоббса. По его мнению, верховенство государства лучше всего осуществляется при едином начале. Поэтому лучшей формой правления должна считаться абсолютная монархия. Воля монарха – есть воля всех. Его власть выше законов, безгранична, безнаказанна. Власть должна быть едина, так как ее разделение ведет к безначалью. Одним из основоположников единства власти является Жан Жак Руссо. Как сторонник единой государственной власти, считал единственным источником власти – народ. По мнению Руссо, суверенитет так же един, не отчуждаем, не делим, но принадлежит он народу, а не монарху. По мнению Руссо, должен существовать один представительный орган, который бы и законодательствовал и управлял. А в случае необходимости делегировал бы исполнительные полномочия остальным органам.
Теория разделения властей разрабатывалась Джоном Локком и Шарлем Луи-Монтескье. Джон Локк выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Исполнительная ветвь объединяла правительственные и судебные полномочия. Федеративная обладала полномочиями в области внешней политики. Локк допускал, что исполнительная и федеративная власти могут находиться в одних руках. В то время как законодательная власть должна быть отделена от них и олицетворять верховную власть государства. Отдавая предпочтение законодательной власти, Локк описывал принципы ее функционирования, полномочия данной власти заключались в установлении и опубликовании закона, которые не должны меняться в каждом отдельном случае, то есть должны быть стабильными, поддержание социального мира и согласия. Развивая теорию разделения властей, Монтескье говорил о необходимости существования специализированных частей государственного аппарата, которые обладали четко определенной компетенцией. Он выделял также три ветви власти. Законодательная, которая создает постоянные либо временные законы, изменяет или отменяет существующие законы. Исполнительная ветвь, ведающая вопросами международного права, она обеспечивает безопасность, ведает вопросами войны и мира принимает послов и так далее. Исполнительная, ведающая вопросами гражданского права, которая по его разумению разрешает столкновение интересов частных лиц, карает преступников, то есть по существу является субъектом. Монтескье считал, что не одна из ветвей власти не должна считаться более высокой по отношению к двум другим. Три ветви власти являются независимыми, самостоятельными, они должны быть разделены между разными органами, независимыми между собой по составу и положению, но связанные взаимными функциями. Это положение нашло отражение в системе сдержек и противовесов. За счет определенных полномочий каждая ветвь могла контролировать две другие, и это должно было помочь избежать узурпации какой-либо одной ветви. В систему сдержек и противовесов вошли: срочность полномочий государственных органов, право «вето» в отношении актов парламента, необходимость отчитываться перед населением, перед избирателями, право выразить вотум недоверия правительству, право осуществлять конституционный контроль (речь идет о полномочиях, которые принадлежать судебной власти). В дальнейшее конституционно-правовой практике государств выделились новые ветви власти в частности контрольно-надзорная ветвь, учредительная ветвь власти, избирательная. В некоторых случаях говорят, что президент олицетворяет одну из ветвей власти, это относится к смешанным республикам.
Субъекты полит.системы
В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитет, которые к тому же всегда используют силу организации. В качестве такой силы могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов.
Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой модификации, заключается:– в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности; – в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;– в снятии ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни.В движении, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Господство в деятельности организации частных интересов, нарастающий их разрыв с интересами социальной целостности или противопоставление им ведут к возникновению групп давления. Это различные лоббистские группы и организации, представляющие в государственных, правительственных органах интересы определенных групп (промышленных, финансовых, профсоюзных, религиозных).
Партии могут быть:• классовыми, • национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве • проблемными, вызванными и подчиняющими свою программу и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы и т.д.);• государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства• формирующимися вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;• так называемыми гротескными партиями, вроде «партии любителей пива», видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан; не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав.
Государство как субъектТакой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему специфическими признаками.Во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный порядок и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.Во-вторых, государство – это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений. Специфика государственной власти – в ее суверенности, полноте и верховенстве по сравнению с другими возможными субъектами власти в обществе. Оно обладает достаточно разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.В-третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства, которое, по словам И. Канта, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам.В-четвертых, публичность государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми.В-пятых, специфичность и четкость границ политического пространства. Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ареал – оно охватывает граждан – членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существование и деятельность государственных органов.В-шестых, государство обладает значительной экономической базой для осуществления своей политической деятельности.
Понятие и признаки права
Право – это система общеобязательных формально определенных правил поведения, установленных либо санкционированных государством, либо принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, реализация которых обеспечивается государственным принуждением.
Право также может рассматриваться как:Естественное право – это социально юридические притязания людей, которые обусловлены природой человека, причем как биологической, так и социальной. Позитивное право – это совокупность норм, созданных государство и закрепленных в официальных источниках, в законах, нормативно-правовых актах. Право может рассматриваться также как правовая система – совокупность всех юридически значимых явлений, присущих определенному государству, либо группе государств. Правовые системы условно классифицируются на:Англо-саксонскуюРомано-германскую (континентальную) Религиозные Системы обычного права Признаки права:Системность
Право состоит из элементов, связанных между собой. К таким элементам относятся нормы права, институты права, отрасли права (подотрасли). Также условными элементами можно рассматривать частое право и публичное право. Общеобязательность Формальная определенностьНормы права существуют в строго установленных формах – источниках права. Нормативность Означает, что в праве закреплены определенные стандарты поведения – это типовые правила общего характера, адресованные неопределенному кругу лиц и предназначенные для неоднократного регулирования общественных отношений. Обеспеченность государственным принуждением
Юридическая ответственность в данном случае будет выполнять несколько функций:Штрафная (карательная) – наказание правонарушителяПравовосстановительная – восстановление нарушенных прав пострадавшей стороныПревентивная (предупредительная) – предупреждение будущих правонарушений.Интеллектуально-волевой характер права Изменчивость права