Понятие и хар-ка формы правления
Понятие формы правления выработано юридической доктриной и содержится в доктрине. Характеризует способ организации и взаимоотношений органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия с населением. Форма правления в узком смысле слова – характеристика правового положения главы государства. При этом роль таких органов, как парламент, правительство не рассматривается.
В широком смысле – характеристика отношений высших государственных органов, главы государства, парламента, правительства между собой и с другими субъектами политической системы. Форма правления показывает:
Структуру высших государственных органов.Как создаются высшие государственные органы(кто в этом участвует, и каким способом формируются). Какие принципы лежат в основе взаимодействия между высшими государственными органами. Какие принципы лежат в основе взаимодействия между населением и государственными органами.Общепризнанным является деление форм правления на монархии и республики. Главное различие между ними заключается в статусе главы государства. Выделяются также гибридныеформы правления, когда в монархии наблюдаются республиканские черты (выборность монарха) и наоборот. Гибридность может иметь место и в рамках определенной формы правления, например смешанная республика.
Монархия.Форма правления, при которой глава государства (монарх) осуществляет властные полномочия пожизненно. Приходит к власти по наследству. Главой государства является монарх. Его власть не рассматривается как производная от власти народа. Монарх не считается юридически ответственным за свои действия в качестве главы государства. Его нельзя сместить с должности законным способом. Монархическая власть передается по наследству. Порядок престола наследия может быть установлен правовыми обычаями, либо может быть закреплен в конституционных законах. Самые распространенные способы престола наследия в современном мире:
Салическаясистема наследования. По ней корону наследуют только наследники по мужской линии. Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Япония. Кастильская. 1.Традиционный вариант: наследником престола является старший из детей монарха, но преимуществом пользуются наследники мужского пола. Действует форма – младший брат исключает старшую сестру. Эта система сохранена в Испании, Великобритании, Нидерландах. 2.Современный вариант. Наследниками престола рассматривают старших из потомков, независимо от пола. Действует принцип первородства. Скандинавские монархии – Швеция, Норвегия.
К монархам могут предъявляться требования определенной религиозной принадлежности. Монарх имеет исключительное право на особый титул и символы верховной власти, называемые государственными регалиями. За монархом закрепляется право на содержание его личного двора. Для этого, парламент устанавливает монарху «цивильный лист». Супруга царствующего монарха носит тот де титул, но полномочия главы государства не осуществляет. Супруг монарха – женщины соответствующего титула не носит, но может иметь специальный титул. Формально, все акты, исходящие от государственных органов, связаны с именем монарха. Либо на него ссылаются в акте, либо акт принимается от его имени, либо монарх его подписывает. Именем монарха, его должностью освещаются все государственно-правовые действия. Выделяют два основных вида монархии:
Абсолютная (неограниченная) монархия.Государственная власть осуществляется на основе принципа единовластия. Монарх является высшим представителем законодательной, исполнительной и судебной власти. По своему желанию он формирует правительство полностью ответственное перед ним, подотчетное монарху. В абсолютных монархиях могут существовать органы по типу парламента, т.н. Консультативные Советы. Они формируются из числа представителей семьи монарха, приближенных к монарху лиц, иных чиновников, которых назначает монарх Ограниченная монархия.Характерно появление таких институтов, как конституция и парламент, которые выступают ограничителями власти монарха. Дуалистические.Считается переходом от абсолютной монархии к парламентарной. Монарх является главой государства, формирует исполнительную ветвь власти (правительство). Правительство ответственно только перед монархом. Законодательная власть представлена парламентом, который формируется выборным путем (может не в полном составе: нижняя палата – путем выборов, верхняя – и так, и так). Монарх может оказывать влияние на законодательную ветвь. Он может распустить парламент и не назначить новые выборы. Обладает правом вето в отношении законов, принимаемым парламентом. Монарх может принимать собственные акты, которые по юридической силе могут превосходить законы.Марокко, Иордания.
Парламентарные (парламентские).Строится на основе принципа разделения властей. Монарх является главой государства, но реальными властными полномочиями не обладает. Важную роль играет парламент, т.к. он участвует в формировании правительства. Правительства формируется из числа депутатов партии - большинства в парламенте (партия, получившая наибольшее количество голосов), либо депутатов, представляющих партийную коалицию. Глава правительства – премьер-министр – глава партии большинства, либо глава коалиции. В том случае, если парламент не может определиться с кандидатурой на должность премьер-министра (когда есть партийная коалиция), его может назначить монарх. Правительство несет ответственность только перед парламентом. Оно может функционировать только в том случае, если пользуется доверием парламента. Система парламентаризма имеет место в государствах с многопартийной политической системой, при отсутствии конкретной доминирующей политической партии. Монарх лишен права вето в отношении законов, принимаемых парламентом. Если такое право предусмотрено (в соответствии с конституцией, например), то монарх традиционно его не использует. Монарх формально своим указом назначает состав правительства, назначает на должность премьер-министра. Правовые акты, которые исходят от монарха (принимаются монархом), контрассигнуются (подписываются) премьер-министром, либо отраслевым (соответствующим) министром. Япония, страны британского содружества (Канада, Австралия).
Республика.Республика –это форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется выборными органами. Выделяют два традиционных, классических вида республик:
ПрезидентскаяХарактерно жесткое разделение властей. Исполнительная власть сосредоточена в руках президента, законодательная в руках парламента. Президент избирается, внепарламентским способом, поэтому считается, что он независим от парламента. Президент имеет право самостоятельно формировать правительство, которое полностью подотчетно и подконтрольно президенту. Парламент не имеет возможности выразить вотум недоверию правительству. Это может сделать только президент. Особенностью президентской республики является то, что в ней может не быть правительства, как самостоятельного органа. (США). В этом случае при президенте формируется кабинет президента, где министры имеют право совещательного голоса. Как правило, в президентских республиках нет должности премьер-министра. Но в тех случаях, когда он все же назначается, фактическое руководство республикой остается за президентом. Учитывая то, что президент и парламент достаточно независимы друг от друга президент не имеет права досрочно распустить парламент.
ПарламентскаяХарактеризуется верховенством парламента. В этом случае президент выбирается парламентским способом. Президент своим актом назначает состав правительства, однако членами правительства назначаются представители большинства в парламенте, в связи с этим правительство отвечает перед парламентом, а не перед президентом и парламент может выразить вотум недоверию правительству и отправить его в отставку. В парламентской республике существует должность премьер-министра, которая осуществляет полномочия главы правительства и это лидер партии большинства, либо лидер какой-то партийной коалиции. В парламентской республике президент может издавать собственные акты, которые требуют контрассигнации (подпись премьер-министра или подпись соответствующего должностного лица). Парламент помимо законодательной деятельности, как правило может принимать участие в разработке бюджета и в его принятии.
Смешанная. Обладает чертами как президентской, так и парламентской республики. Для смешанной республике характерно то, что президент не относится ни к одной ветви власти, в связи с чем исследователи выделяют особую четвертую ветвь власти, которую представляет президент – арбитражная власть. Правительство несет двойную ответственность перед президентом и перед парламентом. Ответственность перед президентом первична, так как он формирует правительство.