Характеристика соц.власти и мононормы
Власть в первобытном обществе – это власть рода, а не власть индивидов. И эта родовая власть определяется родовой нормативностью (родовыми обычаями), основным принципом которой является выживание, сохранение и продолжение данного рода.Власть в первобытном обществе олицетворяет силу и волю рода или союза родов. Источником и носителем власти (властвующим субъектом) является род, она направлена на управление общими делами рода. Подвластными (объектом власти) являются все члены рода. В данном случае субъект и объект власти полностью совпадают, поэтому она по своей природе является непосредственно общественной, т.е. неотделимой от общества и неполитической.Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, распространялась только на членов рода, выражала их волю и базировалась на кровных связях.Основным институтом власти в родовой общине было собрание рода, на котором решались наиболее важные вопросы жизни рода. Собрание является столь же древним установлением, как и сам род. Каждый взрослый член рода имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса.Для существления оперативного управления избирался старейшина. Первоначально данная должность была выборной и сменяемой. Подчинение носило естественный характер, т.к. вытекало из единства интересов всех членов рода. Роды объединялись в племя, а некоторые племена в союз племен. При этом племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие родовые общины. Совет избирал вождя племени. Эта должность на ранних этапах общественного развития была сменяемой. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).
Если первоначально управление не было специализировано, то с развитием общества осознается важность хорошего управления, а этому могла способствовать его специализация. Как и любая власть, социальная власть первобытного общества должна была иметь собственные механизмы принуждения. В этой связи следует отметить, что она не имела специальных принудительных учреждений, хотя была способной к эффективному наказанию. Никто не имел привилегий, а потому никому не удавалось избежать наказания. Функцию осуществления принуждения осуществляли сами члены рода. Не было не только аппарата принуждения, но и ведения войн. Все это позволяет охарактеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию. По современной этнографической терминологии это было потестарное правление, но еще не политическое. Она распространялась на эголитарное сообщество, члены которого были равны. Система нормативного регулированияПервобытное общество имело собственную систему нормативного регулирования (правил поведения). Существовавшие правила поведения характеризовались следующими чертами Они имеют природный характер. Они формулировались первобытным человеком во время его приспособления к окружающей среде в условиях жесткой борьбы за выживание. Социальные нормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства. Существовало три основных способа: запреты, дозволения, позитивное обязывание. Первоначальными правилами поведения первобытного общества были ТАБУ – запреты. Нормативные регуляторы первобытного общества находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных формах. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и входят в привычку.На более поздних этапах развития первобытного общества возникает новая форма правил поведения – МИФ. В мифах закреплялись способы создания средств производства, знания о местах стоянок, о правилах брачно-семейных отношений и т.п. В сравнении с табу миф представляет более сложный нормативный регулятор. В мифе выделялось несколько составляющих – познавательно-идеологический, нормативно-регулятивный, обрядовый, воспитательный. Мифы были примитивной формой общественного сознания, средством мышления первобытного человека и познания окружающего мира. В мифах сохранялись знания человека об окружающей среде, о своем месте в природе и обществе. Главным элементом мифа считается нормативно-регулятивный, т.е. те правила поведения, которые закреплялись мифом и в которых аккумулировался тысячелетний практический опыт человечества. Правила поведения первобытного общества имеют характер «мононорм». Это значит, что они являются едиными и неделимыми на виды в зависимости от характера регулируемых общественных отношений. «Мононормативность» означает также, что эти правила поведения имеют одинаковые механизмы воздействия на общественные отношения, одинаковые средства защиты в случае их нарушения. Правила поведения первобытного общества исходили от всего сообщества, высказывали его волю, интересы, поэтому они воспринимались и выполнялись добровольно. Их выполнение обеспечивалось авторитетом всего сообщества. В первобытном обществе не существовало специальных органов или лиц, которые бы следили за осуществлением нормативных регуляторов. Правила поведения первобытного общества не имели представительно-обязывающего характера. Т.е. в то время не существовало никакой разницы между правами и обязанностями, права воспринимались как обязанности, а обязанности как права.Для нормативных регуляторов первобытного общества характерен их «религиозный характер». Они всегда освещались какой-либо сверхсилой, которая управляла природой, а также жизнью человека.