Акты применения прав. норм: понятие, структура и виды
Акт применения норм права – индивидуальное гос-властное деление (предписание), вынесенное в результате решения юрид. дела.
Признаки актов:
· Применяются к компетентным органам гос-ва должностным лицом, иногда и уполномоченными общ. организациями;
· Носит гос.-властный обязательный характер
· Индивидуализирует н6ормы права применительно к конкретной ситуации и лицам
· Имеет документательную форму
· не является нормативным актом, т. е. не создает, не изменяет и не отменяет норм права;
· имеет разовое значение;
· Выступает юрид. фактом, т.е. влечет возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Акты могут иметь различную структуру:
1. Акты, включающие 4 составные части – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную (приговор, решение суда)
2. Акты, включающие 3 части – вводную, описательную и резолютивную (следственные и административные протоколы)
3. Акты, включающие 2 части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий)
4. Акты только с резолютивной частью (резолюции, наложенные должностным лицом на соответствующих документах).
Классификация по субъектам применения:
· Органов законодательной власти;
· Органов исполнительной власти;
· Органов правосудия контрольно-надзорного органа.
По отраслям принадлежности:
· Норм уголовного права;
· Норм гражданского права
По характеру решения:
· Запрещающие
· Обязывающие
· Управомочивающие
· поощерительные
По функциональному признаку:
· Правонаделительные
· Праваообеспечительные
· Регламентарные
По наименованию:
· Приказы, Протоколы, Указы, Решения, Постановления
80. Пробелы и коллизии.
При выборе и юр. анализе прав. нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю иногда обнаруживается пробел. Пробел в праве –это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.
Ни одно законодательство не в состоянии учесть всё многообразие общ. отношений, которые требуют прав. регулирования. Поэтому в практике правоприменения может оказаться, что определенные обстоятельства, имеющие юр. хар-р, находятся в сфере прав. регулирования. Налицо пробел в праве. Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует об определенных недостатках правовой системы. Однако они объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны.
Пробелы в праве возникают по 3 причинам:
1. В силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования,
2. в результате недостатков юр. техники (упущения при подготовке НПА),
3. Вследствие постоянного развития общественных отношений.
Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, т.к. связано с процессом нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты закон-ва. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм.
2 оперативных метода преодоления, восполнения пробелов:
Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу. Необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота. Аналогия права — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.
При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения. Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.
Существует и субсидиарная аналогия – использование норм одной отрасли права для разрешения дел, возникающих в другой отрасли.
Аналогия имеет широкое распространение в частном праве, но не допускается в публичном праве и , прежде всего, в правоохранительной деятельности.
81. Толкование норм права - это деятельность гос. органов, негос. организаций, отдельных лиц по раскрытию смысла прав. норм, вложенного в них законодателем путем уяснения и разъяснения находящихся в них положений в целях их правильной реализации.
В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.
Толкование состоит из двух взаимосвязанных элементов: - уяснение (внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права); - разъяснение (объяснение и изложение другим участникам правоотношений смысла воли законодателя).
Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.
Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический(толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).
Субъекты и виды толкования.
Субъектами толкования могут быть специально уполномоченные гос. органы (суды прежде всего), органы, сами принявшие правовую норму (если они имеют полномочия на аутентичное толкование). Для себя, для уяснения смысла и содержания прав. нормы гражданин может быть субъектом толкования, однако его толкование прав. норы не будет обязательным, хотя может пользоваться для правотворческой инициативы и другим активных действий в прав. сфере. Комментарии ученых, к-е сопровождают кодексы, другие норм.-прав. акты, тоже важное, авторитетное, но не официальное толкование.8
В зависимости от субъектов, толкующих норму, толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, является общеобязательным для субъектов, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).
Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным(обязательно только для данного конкретного случая).
В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).
Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм).
Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное(возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное(применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
83. Законность —точное и неуклонное осуществление нормативных положений законов, принятых на основе подзаконных актов всеми органами гос-ва, учреждениями, организациями, общ. объединениями, должностными лицами и гражданами.
Данный принцип является одним из основных в прав. сис-ме гос-ва.
Проведение принципа законности в сфере правотворчество означает, что правотворческие органы норм.-прав. акты в пределах своей компетенции с соблюдением установленных процедур и в установленной форме.
На стадиях правоприменения п-п законности означает строгое следование гос. органов и должностных лиц действующим законам и иным норм.-прав. актам, к-ми закреплена их компетенция, порядок разрешения дел и пересмотра актов применения права, вступивших в закон. силу.
В сфере гос. принуждения законность означает активную деятельность органов гос-ва и должностных лиц по пресечению любых правонарушении, а также принятие мер, способствующих реализации норм права в конкретных правоотношениях.
В сфере реализации права гражданами и их объединениями законность проявляется в неукоснительном следовании общ-ва действующему праву.
Рассмотрим требования законности:
1. Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.
2. Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все».
3. Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.
4. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту.
5. Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права — деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.
6. Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.
7. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола — деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и
Принципы законности –положения, выработанные юридической наукой, основополагающие прав. идеи, к-е получили нормативное закрепление в законодательстве.
- Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных -особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной.
9. Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.
10. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.
Верховенство закона.Данный принцип предполагает верховенство
Конституции в системе источников права, субординацию действующих в стране норм.-пр. актов, а также соответствие законам всех иных подзаконных актов.
11. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.Целесообразность реализуется на основании и во исполнение закона. Закон обладает высшей целесообразностью, поскольку он позволяет учитывать все многообразие местных интересов людей. Если закон устарел, то он должен быть заменен в устанговленном процессуальном порядке. Недопустимо откладывать противоправные действия соображениями гос., общ. и индивид. целесообразности.
12. Неотвратимость юр. отв-сти за совершенное правонарушение.Ни одно правонарушение не должно остаться безнаказанным.
13. Неразрывная связь законности и прав. культуры.Уровень законности на прямую зависит от уровня прав. культуры в общ-ве. Сама законность является мощныя фактором формирования прав. культуры.
Необходимым условием функционирования гос.-организованного общества является дисциплина. Дисциплина подразумевает не только неукоснительное выполнение требований правовых норм, но и инициативное, ответственное отношение к порученному делу. Дисциплина проявляется в деловой активности, творческом подходе к решению поставленных задач. В зависимости от сферы деятельности дисциплина может быть государственной, трудовой, воинской и др.
Особую роль в обеспечении законности и правопорядка играет гос. дисциплина, к-я реализуется в сфере функционирования гос. органов. Ее разновидностями являются плановая, финансовая, служебная дисциплины. Средствами обеспечения высокого уровня гос. дисциплины являются контроль, стимулирование, поощерение, ответственность.
Гарантии законности —это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.
Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.
Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д.
Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.
Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.
Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере.
Специальные средства обеспечения законности—это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).
Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.
Среди юридических гарантий различают следующие.
· Средства выявления, (обнаружения) правонарушений.
· Средства предупреждения правонарушений.
· Средства пресечения правонарушений. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
· Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов.
· Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.
· Правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).
84. Правопорядок– это состояние, фактически складывающихся общ. отношений, урегулированных нормами права, т.е. это процесс практического соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общ. отношения.
Рассмотрим особенности данного явления.
1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. 2. Это порядок, предусмотренный нормами права. 3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. 4. Он обеспечивается государством.
Принципы правопорядка: Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.
Системность. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни.
Принципы правопорядка:
· Полнота прав. регулирования
· Своевременность пр. регулирования
· Точность, ясность, доходчивость пр. регулирования
Правопорядок и законность — цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).
85. Правомерное поведение— это осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое юридическими средствами. Правомерное поведение способствует прогрессу, совершенствованию общественных отношений, успешному решению стоящих перед государством задач. Поэтому само государство заинтересовано в стимулировании правомерного поведения граждан и иных субъектов права. Это достигается с помощью экономических, политических и иных мер воздействия.
Правомерное поведение имеет свою структуру, к-я включает в себя:
Субъект ПП – дееспособное лицо, чьи поступки не противоречат правовым предписаниям (физические лица и организации);
Объект ПП – определенные блага, на достижения к-х направлены действия субъектов ПП;
Объективная сторона ПП – действие или бездействие, соответствующее или не противоречащее им; входят также способы совершения соответствующих поступков, используемые для этого средства и реальные результаты;
Субъективная сторонаПП – внутреннее (психическое) отношение субъекта к своему поведению, к-е определяет его правомерность; включает мотив ПП и его цель.
Основные черты ПП: 1). Общественная полезность, 2), массовость, 3). Добровольность, 4). Сознательность, 5). Убежденность, 6). Ответственность за свои действия, 7). Активность
Типы ПП: социальноактивное(характеризуется осознанной и целенаправленной деятельностью ради достижения соц. полезного результата. Определяется развитым правосознанием, глубокой прав. убежденностью), обычное (хар-тся механическим повторением однажды выбранного законного поведения. Привычка возникает в результате многократного повторения действия. Негативная сторона привыч. деят-сти связана с ее определенным консерватизмом), конформистское (представляет собой пассивное соблюдение норм права, приспособления, подчинения своего поведения мнению и действиям окружающих. Человек поступает правомерно, потому что так поступают все), маргинальное (соответствует действующим нормам права, но правосознание субъекта в противоречии с этими нормами. Оно отображает состояние индивида, к-е находится на грани противообщественного поведения, ведущего к правонарушению, но таким не становится в силу ряда причин (угроза возможного наказания, боязнь быть осужденным.
В зависимости от характера деяния ПП может выступать в виде позитивного действия либо в виде бездействия. В зависимости от содержания правовых предписаний, реализуемых в ПП, различают соблюдение, исполнение, использование, правоприменение. В зависимости от формы, в к-й реализуется ПП, оно может выступать в виде правоотношения либо вне правоотношения, когда правовое деяние осуществляется индивидуально.
86. Правонарушение – виновное противоправное, наносящее вред другому и обществу в целом деяние (действие или бездействие), совершенное праводееспособным лицом и влекущее юридическую ответственность.
Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений не правовых норм (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).
1. Правонарушение является действием или бездействием. Не является деянием событие. Событие не контролируется сознанием человека либо не зависит от его деятельности (землетрясение, наводнение, эпидемия и т. п.).
Действие противоправно, если оно противоречит указанному в норме обязательному масштабу поведения. Бездействие противоправно, если закон предписывает, как необходимо действовать в соответствующих ситуациях. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ, мысли, чувства.