Понятие и виды форм государства.
Форма гос-это организация и устройство гос власти, отражающая особенности исторического, экономического и национального развития страны, а так же уровень развития демократии и правой культуры населения.
Она рассматривается в единстве 3 осн аспектов:
1)Каким образом организована верх власть(форма правления)
2)Связь этой власти с др центальными органими , а так же с органами осуществляющими управление территориями страны- местными органами(Форма гос устройства)
3)Какими способами и методами гос взаимодейтсвует с населением и общ институтами(форма полит режима.)
48.Понятие и виды форм правления.
Форма правления-организация гос власти, порядок образования её органов и их взаимоотношение с населением.
2 осн формы правления-монархия и республика.
Монархия-форма правлен,где верховная власть принадлеж 1 лицу-главе гос.
Монархия бывает абсолютная и ограниченная.
При абсолютной-власть не ограничена каким-л органом.(Оман,Бутан,Бруней)
При ограниченной(конституционной)-власть монарха на основе конституции ограничена парламентом.(Великобритания,Норвегия,Швеция,дания,Исп,Япо)
На стадии неразвитой конституц монархии, именуемой дуалистической, вся исполнительная власть принадлежит монарху. Он обладает правом вето и правом роспуска парламента.(Иордания)
В некоторых гос монарх возглавляет светскую и религиозную власть-теократическое гос-во(Ватикан, Сауд Аравия).
Республика(дело народа)-ф. пр, при кот органы власти избираются народом на определенный срок и несут ответственность перед избирателями.
Выделяют парламентскую, президентскую и смешанную республику.
При президентской- президент является главой госи главой исп власти, избирается народом, существует разделение властей.(США, Аргентина,Бразилия,Мексика, Индонезия,Египет)
При парламентской-парламент формирует высшую исполнительную власть.Президент избир парламентом, правительство формитруется из представителей партий, облад парламентским большинством.(Италия,Германия,Швейцария,Греция.)
Смешанная-соч през+парл республик.През избир народом иявляется главой гос +исполнительной власти.Правительство несет двойную ответственность пред президентом и парламентом.(Франция,Австрия,Польша,Ирландия и Россия.)
Государство и Церковь.
В переводе с греч "церковь"-дом Бога. И в узком смысле-здание для отправления обрядов христианской религии.В широком- это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах имелось 3 центра управления - городская община, дворец и храм.
Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:
а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;
б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Гос церковь предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни, получает от государства различные субсидии и материальную помощь, наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений), участвует в полит жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.
Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:
1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.
2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.
3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства.
4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.
Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.
Конституция: Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения равны перед законом".
В литературе под "теократией" понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека - главы духовенства, признаваемого в качестве "земного божества", "первосвященника" и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления (Е.Н. Салыгин).
Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:
обожествление фигуры правителя.
Примат религии над правом:обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран.
7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.
8. Деспотические и абсолютистские формы правления.
положение женщины-запрет на участие в управлении делами государства.
Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно.
50.Формы территориального устройства.
Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти. это внутреннее строение государства, его деление на определенные составные части: автономные образования, админ-территор единицы.
По форме гос устройства гос-ва делятся на : унитарные, федерации и конфедерации.
Унитарное-единое, суверенное гос, на тер-рии которого действует 1 конституция, единые органы гос власти и единое зак-во. Имеются единые вооруженные силы и финансовая система.(болгария, Италия, Испания, Франция)
В ценрализованных унитарных гос-вах.гос властью на местном территориальном ур-не обладают должностные лица, назначенные центральными органами.
В децентрализованных унитарных гос-вах рядом полномочий по вопросам местного занчения-органы местного самоуправления.
Федерация-объединение государств с сохранением ими определенной полит самостоятельности (обладание самостоятельным правовым статусом, имеют свои системы органов власти и свое зак-во). США, Россия, Канада, ФРГ.
Общие черты:
1)суверинитет распространяется на всю его тер-рию
2)субъекты федераций не явл сувыеренными гос-ми.
3)Зак-во субъектов федераций не должно противоречить федеральному зак-ву
4)Полномочия во внеш политике и по основным направлениям внутренней политике принадлеж общефедеральным органам.
5)Верхняя палата парламента-представительство субъектов федераций, нижняя-народное представительство.
Конфедерация-союз суверенных государств,добровольно объединившихся для удовлетворения общ интересов.(эк+полит характера)
Носит временный характер, склонна к распаду либо к преобразованию в федерацию.
Политический режим
Это совокупность приёмов,методов и способов с помощью которых осуществляется гос власть.
Политические режимы делятся на демократические и недемократические.
черты демократического режима:
1)Население учавствует в формировании и осущ гос власти.
2)Политич плюрализм
3)принцип разделения властей
4)легитимность гос власти
5)Во всех сферах власти господствует закон
6)наличие реальной гласности
7)силовые структуры под контролем населения
Черты авторитарного режима-диктатура 1 лица или группы:
1)игнорируется принцип разделения властей
2)При наличии парламента и представительных органов их власть ограничена
3)сужен принцип выборности органов
4)частичная цензура
5)доминируют административные методы управления
6)концентрация власти у 1 или несколько лиц
Черты тоталит режима-режим полного контроля гос-ва над всеми сферами жизни общества:
1)господства гос-ва над всем обществом и людьми
2)1 офиц идеология и партия
3)власть формируется бюрократическим спосом(закрытым)
4)права и свободы гаждан носят декларативный характер
5)ценрализация власти в руках диктатора.