Виды административных правоотношений
Правоотношения в зависимости от того, какие сферы общественной жизни они регулируют, делятся на следующие группы: гражданские, административные, уголовные, трудовые, иные. Гражданские правоотношения-это имущественные или личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.Основными чертами этих отношений являются: 1. Равенство сторон; 2. Имущественная самостоятельность сторон. Типичные имущественные правоотношения: купля-продажа, мена, аренда, дарение и т.д.Личные неимущественные отношения - это, например, признание человека автором литературного произведения. Административные правоотношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения в сфере власти, основанные на подчинении одной стороны другой.Административные правоотношения имеют существенные особенности. Так, в них всегда присутствует специфический субъект - государственный орган. Поэтому между участниками этих правоотношений нет и не может быть равенства. Трудовые правоотношения - это урегулированные нормами трудового права отношения между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности, а также некоторые связанные с этим отношения.Возникают трудовые правоотношения по инициативе сторон (как и гражданские правоотношения). Эти правоотношения имеют свои специфические субъекты - работника и работодателя (субъекта, предоставляющего работу). Уголовные правоотношения - это урегулированные нормамиуголовного права отношения, определяющие, какие деяния являются преступлениями, и устанавливающие наказания за их совершение.Уголовные правоотношения возникают не по воле сторон. Стороны уголовного правоотношения четко определены и не допускают свободы выбора. Сторонами уголовного правоотношения является человек, совершивший преступление, и специальный государственный орган (или должностное лицо), применяющий нормы уголовного права (следственные органы, органы прокуратуры, суд и т.д.). Уголовно-процессуальные правоотношения - это определяемые нормами права отношения, устанавливающие порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство) и регулирующие деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел, а также процессуальных вопросов исполнения приговора. Гражданско-процессуальные правоотношения - этоопределяемые нормами права отношения, возникающие при разбирательстве и разрешении судом гражданских дел, обжаловании решений судей, а также при исполнении решений, принятых судом по такому делу.
7. Понятие и виды субъектов административного права.
Под субъектом административного права понимается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их - это то, что они обладают особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью. Административная правоспособность - проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это - способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.К числу индивидуальных субъектов относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.Специфическими индивидуальными субъектами являются должностные лица. Их особенностью является то, что проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. Естественно, что это накладывает свой отпечаток на их правовое положение, отличая их от иных индивидуальных субъектов административного права.К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации -государственные и негосударственные. Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.Негосударственные организации как субъекты административного права: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.Конкретными разновидностями субъектов административного права являются:
- граждане Российской Федерации; иностранные граждане;
- лица без гражданства;
- Президент Российской Федерации;
- Президенты субъектов Российской Федерации;
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- государственные служащие;
- государственные предприятия, учреждения и организации;
- негосударственные предприятия, учреждения и организации;
- органы местного самоуправления;
- муниципальные предприятия, учреждения и организации;
- фонды;
- общественные объединения;
- религиозные объединения;
- совместные и иностранные предприятия, учреждения и организации.
Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, могут быть (при соблюдении установленных административно - правовыми нормами условий) субъектами административно-правовых отношений. В связи с этим закономерен вопрос о соотношении понятий "субъект административного права" и "субъект административно-правовых отношений". Внешне они совпадают, поскольку перечень и тех, и других одинаков. Существенные же различия пролегают в плоскости соотношения таких юридических категорий, как административная правоспособность и дееспособность.