Понятие и виды организаций как субъектов административных правоотношений

Под организацией понимаются организованные коллективы людей, возглавляемые своим органом управления и имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Их разновидностями являются коммерческие и некоммерческие организации.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ коммерческими организациями считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и объединения, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Некоммерческими являются организации, не имеющие своей основной целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению основной цели, ради которой они созданы.

Органом управления организации является коллегиальный орган (исполнительный комитет, правление, дирекция) либо назначенный учредителем организации единоначальный руководитель (заведующий, управляющий, директор), осуществляющий оперативное управление внутри данной организации, руководство ее производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельностью, распоряжение имуществом, денежными средствами и представляющий без доверенности данную организацию во внешних сношениях с органами государственной власти, местного самоуправления и иными субъектами административного права. Указанные органы управления организаций, в отличие от государственных органов исполнительной власти, не являются субъектами государственной власти, не обладают государственно-властными полномочиями и действуют от имени данной организации. Личный состав органа управления организации не является государственными служащими.

Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения, которые также, как иные организации, в отличие от государственных органов исполнительной власти, осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения различаются между собой по их назначению.

36. Административно – правовой статус организаций.

Субъектами административного права являются государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли. Учреждение выполняет социально-культурные и административно-политические функции, создавая ценности, в основном, непроизводственного характера.

Предприятия могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.

Подразделение организаций на коммерческие и некоммерческие осуществляется в зависимости от цели их деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ коммерческими

считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими – не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль меду участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; некоммерческие – в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в иных формах, предусмотренных российским законодательством. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены:

государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений;

получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности;

ограничения и прямые запреты на вмешательство государства и его органов в хозяйственную деятельность предприятий;

обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности;

представление государственным органам соответствующей информации;

административная ответственность за нарушение установленных правил поведения (проведения работ, осуществления какой-либо деятельности) в сфере государственного управления.

Все коммерческие и некоммерческие организации обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правовой режим природопользования, правила безопасности, санитарно-гигиенические правила, земельное, антимонопольное и налоговое законодательство и т.д. Особенности правового статуса предприятий, учреждений и организаций устанавливаются законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (см., например: Федеральные законы от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в поел, ред.); от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с поел, изм.); от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» и т.д. [49, 54, 67, 92]).

Наши рекомендации