Государство и личность в политической системе общества.
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Известно, что государства у разных народов возникали по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.
Многообразие осознанных социальных интересов обусловливает формирование наряду с государством и в его рамках различного рода негосударственных объединений, отражающих интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающих участие в политической жизни общества.
Помимо государства действуют разного толка политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. Обращаясь к Конституции Республики Беларусь (ст. 36), где право на объединение гарантируется каждому, можно говорить о конституционно-правовой основе широчайшего спектра общественных объединений с учетом ограничений, установленных ч. 3 ст. 5 базового закона страны. Однако центральное место в политической и общественной жизни любой страны принадлежит государству, поскольку государство является своеобразным консенсусом противоречивых интересов различных социальных групп, классов; именно через государство индивид включается в политическую систему общества.
В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Вместе с тем в силу своего социального назначения государство не может быть постоянно функционирующим в режиме господства и насилия. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.
Государство явилось первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. С этим связаны претензии государства на всеобщность охвата политических явлений. Поэтому государство как форма политического общежития различных социальных и национальных образований и их интересов играет роль надклассового арбитра, что выражается в установлении государством «правил игры» для политических партий и общественных объединений. Государство пытается учитывать в своей политике спектр многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов различных социальных слоев, групп, институционализированных политических форм.
Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
Государство выступает и ведущим интегрирующим фактором, связывающим в единое целое политическую систему и гражданское общество. Данной сфере присущи острые противоречия. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.
Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.
Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Искомым результатом политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть.
Следовательно, самое существенное в государстве – обладание властью, а не возможность объединения людей и не территория. Поэтому важность для всего общества создание четкого, эффективно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти трудно переоценить.