Формыгосударственногоустройства.Юридическаяприрода Содружества Независимых государств.
Форма государственного устройства — это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями.
Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: простые (унитарные) и сложные.
Наиболее простая из них — унитарное государство. Оно является единым цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государственности. В унитарном государстве действуют единые система высших органов власти и управления, конституция, система законодательства, денежная система, налоговая и кредитная политика, гражданство и вооруженные силы.
Унитарное государство может быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и многонациональным (Китай, Афганистан).
Федерация (от лат. — объединение, союз) — сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере суверенитетом и другими признаками государственности.
В зависимости от принципа формирования различают два основных вида федераций: административно-территориальную (образованную на основе территориального принципа) и национально-государственную (образованную по национальному принципу).
Некоторые федерации использовали как первый, так и второй принцип образования (Россия, Канада, Индия).
Федерация может быть договорной (в основу которой положен договор субъектов — например, образование СССР в 1922 г.) и конституционной (правовым основанием которой является закрепление факта ее образования в основном законе страны — например, принятие в 1787 г. Конституции США).
Одной из важнейших, хотя и менее распространенной по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства — члены конфедерации создают объединенные органы, функционирующие лишь в строго определенных целях.
Конфедерация, как правило, носит временный характер и нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадается (Речь Посполитая). В настоящее время конфедерацией формально-юридически считается Швейцария
Юридическая природа СНГ. Ни первоначальные учредительные акты, ни Устав СНГ не содержат четкой характеристики юридической природы Содружества, его правового статуса. Алма-Атинская декларация ограничилась лишь негативным тезисом, что "Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием". В Устав СНГ включена (ч. 3 ст. 1) аналогичная формула: "Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями".
Надлежащая оценка не может ограничиваться отрицанием, она должна включать позитивное решение. Отрицание надгосударственного статуса, наднациональных полномочий не исключает квалификации СНГ как межгосударственного образования с координационными полномочиями.
С развитием и совершенствованием организационной структуры СНГ и особенно с принятием Устава и введением в действие его норм юридическая природа СНГ обретает достаточно ясные очертания.
1. Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации.
2. Содружество имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функциональную правосубъектность международной организации.
3. Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов (так они квалифицируются в отдельных актах СНГ).
И хотя в самом Уставе лишь государства-члены именуются субъектами международного права (ч. 1. ст. 1), есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права. Советом глав государств 24 декабря 1993 г. было принято Решение о некоторых мерах по обеспечению международного признания Содружества и его уставных органов. В числе этих мер — обращение к Генеральному секретарю ООН с предложением предоставить СНГ статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Такая резолюция принята Генеральной Ассамблеей в марте 1994 г.