Формыгосударственногоустройства.Юридическаяприрода Содружества Независимых государств.

Форма государственного устройства — это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государ­ством как целым и его частями.

Существуют две основные разновидности форм государствен­ного устройства: простые (унитарные) и сложные.

Наиболее простая из них — унитарное государство. Оно является единым цельным государственным образованием, состоящим из админист­ративно-территориальных единиц, которые подчиняются цент­ральным органам власти и признаками государственного сувере­нитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государствен­ности. В унитарном государстве действуют единые система высших органов власти и управления, конституция, система зако­нодательства, денежная система, налоговая и кредитная полити­ка, гражданство и вооруженные силы.

Унитарное государство может быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и многонациональным (Китай, Афганистан).

Федерация (от лат. — объединение, союз) — сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государствен­ными образованиями и обладают в той или иной мере суверени­тетом и другими признаками государственности.

В зависимости от принципа формирования различают два основных вида федераций: административно-территориальную (образованную на основе территориального принципа) и националь­но-государственную (образованную по национальному принципу).

Некоторые федерации использовали как первый, так и второй принцип образования (Россия, Канада, Индия).

Федерация может быть договорной (в основу которой поло­жен договор субъектов — например, образование СССР в 1922 г.) и конституционной (правовым основанием которой является закрепление факта ее образования в основном законе страны — например, принятие в 1787 г. Конституции США).

Одной из важнейших, хотя и менее распространенной по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и право­судия. Для координации совместных действий государства — члены конфедерации создают объединенные органы, функцио­нирующие лишь в строго определенных целях.

Конфедерация, как правило, носит временный характер и не­редко рассматривается как промежуточное звено на пути движе­ния государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадается (Речь Посполитая). В настоящее время конфеде­рацией формально-юридически считается Швейцария

Юридическая природа СНГ. Ни первоначальные учредительные акты, ни Устав СНГ не содержат четкой характеристики юридической природы Содружества, его правового статуса. Алма-Атинская декларация ограничилась лишь негативным тезисом, что "Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием". В Устав СНГ включена (ч. 3 ст. 1) аналогичная формула: "Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями".

Надлежащая оценка не может ограничиваться отрицанием, она должна включать позитивное решение. Отрицание надгосударственного статуса, наднациональных полномочий не исключает квалификации СНГ как межгосударственного образования с координационными полномочиями.

С развитием и совершенствованием организационной структуры СНГ и особенно с принятием Устава и введением в действие его норм юридическая природа СНГ обретает достаточно ясные очертания.

1. Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации.

2. Содружество имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функ­циональную правосубъектность международной организации.

3. Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов (так они квалифицируются в отдельных актах СНГ).

И хотя в самом Уставе лишь государства-члены именуются субъектами международного права (ч. 1. ст. 1), есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как ре­гиональной международной организации, как субъекта международного права. Советом глав государств 24 декабря 1993 г. было принято Решение о некоторых мерах по обеспечению ме­ждународного признания Содружества и его уставных органов. В числе этих мер — обращение к Генеральному секретарю ООН с предложением предоставить СНГ статус наблюдателя в Гене­ральной Ассамблее ООН. Такая резолюция принята Генеральной Ассамблеей в марте 1994 г.



Наши рекомендации