Признаки права, отличающие его от первобытных обычаев.

Обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди, действовавшие в первобытном обществе, не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества - ничто. В то же время переход к "производящей" экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений. Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Но для наиболее полного удовлетворения своих интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения компромисса, что служит основанием для формирования права. Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы.

Право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя:

- если обычаи создавались всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем;

- если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества;

- если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов;

- если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

7. Понятие, сущность и социальное назначение государства. Исторические
типы государства.

Чтобы научным образом подойти к природе государства, целесообразно бросить взгляд на историю его возникновения. Государство не вечно, было время, когда государства не было. Это так называемый первобытный строй. А кроме того, марксизм утверждает, что в будущем государство станет ненужным и отомрет. Но у человечества в современных условиях не накоплено еще исторического материала, чтобы утверждать, что государство может отмереть. Если обратиться к древности, то в условиях родового строя государство в его современном значении отсутствовало. Государство возникает на том рубеже исторического развития, когда органы общественной власти родового строя превращаются в органы публичной политической власти. Государство, как утверждает историческая наука, возникает в силу экономических и демографических причин, обусловивших разделение общества на классы, увеличение плотности населения, появление частной собственности и возникновение социальных противоречий в обществе. Необходимость сдерживать развитие социальных противоречий и вызвала к жизни органы политического властвования, то есть специальный аппарат управления делами общества. Возникновение государства знаменует собой появление целого ряда особых признаков у политической власти, которые в совокупности дают основание говорить о возникшем государстве. Вопрос о признаках государства в науке сложен. Еще до 1917 г. в науке обычно выделялись три признака возникшего государства. Это: общность территории, проживание на этой территории определенного населения, наличие общей верховной власти. В настоящее время наука выделяет следующие признаки государства:

1) публичная государственная власть;

2) территориальное разделение;

3) суверенитет или суверенный характер политической власти;

4) наличие права как особого признака государства.

Публичная власть приходит на смену общественной власти, существовавшей в условиях родового строя. Она состоит из особых органов, которые занимаются управлением, делами общества на профессиональной основе. В органах публичной политической власти заняты профессиональные управленцы, которые за свою деятельность получают зарплату. Для того, чтобы содержать эти органы публичной власти, государство вводит налоги. Основная черта публичной власти - возможность навязывания своей воли населению. Власть вообще характеризуется способностью подчинять себе волю и интересы других людей. Власть выражается во властеотношениях, то есть когда с одной стороны имеется властвующий субъект, а с другой - подвластные ему субъекты. Органы публичной власти опираются на аппарат принуждения (армия, полиция, суды, тюрьмы и т.д.).

Территориальное разделение населения - данный признак является одним из древнейших. Население государства для своего проживания закрепляется в границах определенной территории. Если в условиях родового строя границы имели по преимуществу географический характер, то с возникновением государства появляются границы как особые политические рубежи распространения государственной власти. Появляется деление государства на республики, штаты, края, районы и т.д. Данный признак административно-территориального деления у нас в стране принял преувеличенную форму - он проявляется в институте прописки. Территориальное разделение населения способствует проведению в жизнь политики налогообложения. Гражданин на определенной территории облагается налогами и для государства существует как налогоплательщик.

Суверенитет - состояние независимости политической власти в решении внутренних и внешних задач. Он означает, что государственная власть в границах государства не подчиняется никакой другой власти и осуществляет государственную деятельность, являясь самостоятельной и независимой. В науке следует различать государственный суверенитет, национальный суверенитет и народный суверенитет. Народный суверенитет является основным, базовым, исходным понятием. Он выражается в праве народа на самостоятельность организации в той или иной форме государственного устройства. Народ - творец истории, именно он обладает абсолютным суверенитетом, который не может быть никем ограничен без унижения народа. Из народного суверенитета следует национальный суверенитет. Национальный суверенитет выражается в праве той или иной нации на создание такого государства, в котором бы выражались исторические особенности населения. Отсюда государства могут создаваться одной нации (мононациональные)или союзные федеративные государства, в которых каждая нация, проживающая обособленно, привносит свои национальные особенности, свой колорит. Однако следует помнить, что в рамках союзного федеративного государства национальный суверенитет может и должен быть ограничен в пользу центра. Государственный суверенитет означает конкретизацию народного и национального суверенитетов в конкретном устройстве государства. И в этом смысле государственный суверенитет есть конкретное выражение народных и национальных особенностей общества, в котором существует государство. Формальным признанием государственного суверенитета выступают гимн, герб, флаг. Это внешние символы государственного суверенитета, которые не в праве присваивать никакие субъекты без разрешения.

С момента возникновения государства существенным его признаком является наличие права. Право есть система определенных государственно-обязательных норм, опирающаяся на силу и мощь государственного принуждения. Рассмотрение права как особого признака государства является дискуссионным. Современная правовая мысль часто отдает предпочтение приоритету права перед государством. Спорность этой проблемы состоит в том, что появляется вперед: государство или право. История свидетельствует, что государство и право появляются вместе. Факт возникновения государства ведет к появлению права, а существование правовых норм есть признание существующего государства. С момента появления органов публичной властигосударство опирается на правовые нормы. Норма права - это юридическое выражение государственного властвования. Право сдерживает произвол в государственном управлении, направляя государственную деятельность в русло, определенное правовыми нормами. Таким образом, государство создает, творит правовые нормы и вместе с тем проводит их в жизнь в своей деятельности по применению права.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что государство есть политическая организация общества, выражающаяся в суверенном характере властвования и создании особого правового порядка на своей территории. Другими словами, государство есть политико-территориальная, суверенная организация политической власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная делать свои веления обязательными для населения страны.

Понятие государства часто смешивается со сходными с ним явлениями государственной жизни - обществом и страной. Общество - это совокупность людей, объединенных отношениями экономического, нравственного, политического характера, общество - система отношений между людьми. Государство - аппарат управления делами общества. Общество - социальная почва, опора государства. Термин "страна" несет в себе не столько политический, сколько географический смысл. Под страной обычно понимается население, проживающее в определенных границах и располагающее ресурсами. Государство - политическая организация управления страной. Оно руководит, управляет населением в границах определенной территории. Часто государство отождествляется с отдельными организациями, органами и общественными объединениями. Но государство - более глобальное политическое понятие. Отдельные организации могут выполнять только отдельные виды государственной деятельности, но заменять все государство они не могут.

История свидетельствует, что все государства, существующие в мире в границах определенной исторической эпохи, характеризуются единством, повторяемостью своих существенных сторон. Так сложилось представление об историческом типе государства. Исторический тип государства - это основные черты государства, присущие ему на определенной исторической фазе развития общества. В науке выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. Согласно этому подходу исторический тип государства определяется особенностью общественно-экономической формации, на базе которой сложилось государство. Экономическая формация - это единство производительных сил и производственных отношений. Выделяется пять типов государства:

1) первобытнообщинный;

2) рабовладельческий;

3) феодальный;

4) капиталистический;

5) социалистический.

В мире, как учит марксизм, существовали и существуют такие типы государства. Эта теория утверждает, что развитие идет от низшего к высшему. Социалистическое государство является высшим и последним историческим типом. Но данная концепция не подтверждается историческим развитием. Она не учитывает восточный исторический тип государства, который существовал в странах Древнего Востока до рабовладельческих государств Древней Греции и Древнего Рима, то есть древневосточную деспотию. Социалистическое государство на сегодняшний день по своей сути выступает как бюрократический, казарменный социализм. Современная Россия и другие страны совершают переход к капиталистическому историческому типу. Социалистический путь представляет собой тупик в развитии человечества. Вместе с тем, формационный подход может быть полезен и для дальнейшего изучения и уточнения ранних типов государства.

Другим современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня, которой соответствует данное государство. Одной из наиболее характерных для этого направления цивилизационного подхода является "теория стадий экономического роста", автором которой является американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, все общества по уровню экономического развития можно отнести к одной из пяти стадий:

1) традиционное общество;

2) переходное общество, в котором закладываются основы преобразований;

3) общество, переживающее процесс сдвига;

4) созревающее общество;

5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на донъютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия - это период трансформации "традиционного общества" в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия - "сдвиг", взлет научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости", когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов длительного пользования и услуг. В соответствии с этой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".

К теории "стадии экономического роста" тесно примыкают теории "менеджеризма", "единого индустриального общества", "постиндустриального общества" и другие, согласно которым в современную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социальной революции, который, неся все основные социальные преобразования, не затрагивает основы капитализма - частной собственности. Значительное место в ряду этих теорий занимает идея "конвергенции", сближения двух систем, социалистической и капиталистической (А.Д. Сахаров). Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене.

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк Арнольд Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимается замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с этим он выделяет в мировой истории более двадцати цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом. Согласно этому подходу, государство развивается вне рамок временных периодов. Обращает на себя внимание смешение А. Тойнби понятий общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не государства.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходом, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

8. Понятие, сущность и социальное назначение права. Исторические типы
права.

Социальная ценность права, выраженная в самой общей форме, заключается в урегулировании им общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства, граждан.

- Право упорядочивает регулируемые им отношения.

- Сочетает в себе частные и общественные интересы.

- Юридическая мера свободы личности.

- По мере общественного прогресса наполняется новым содержанием, развивается.

- Право и есть нормативно – закрепленная справедливость.

- Является политическим фактором прогрессивного развития общества.

Функции права – это основные виды его воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития.

Регулятивно-сратегическая – воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в нормативно-правовых актах.

Регулятивно-динамичекая – воздействие на общественные отношения путем определенных реформ, изменений

Регулятивно-охранительная – вид воздействия права, направленный на защиту всех общественных отношений, регулируемых правом, а так же на ограничение, вытеснение всех враждебных, чуждых государственному строю отношений.

Воспитательная функция – направлена на убеждение населения в справедливости норм права, а так же утверждение в обществе посредством правовых предписаний и их реализации высоких нравственных начал.

Естественно-правовые идеи уже присутствовали во взглядах ряда мыслителей античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) и Средневековья. Представители естественно-правовой школы того времени считали, что естественное право представляет собой разновидность божественного закона (Ф. Аквинский). Для теории естественного права является наиболее характерным, во-первых, признание существования наряду с изменчивым по содержанию позитивным правом неизменного, постоянного и общего для всех людей естественного права, естественных прав человека, основанных на справедливости и вытекающих из его природы (право на жизнь, свободу, равенство, справедливое отношение и др.)I; во-вторых, отличие права как высшей справедливости от закона, как акта, исходящего от государства; в-третьих, признание правом лишь тех законов, в которых воплощаются идеи высшей справедливости.

Позитивизм возник в XIX в. и отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя. Сторонники теории позитивизма в праве (Дж. Остин, К. Берг, Г. Шершеневич и др.) критиковали концепцию естественного права, считая ее заблуждением умов. Они утверждали, что нет никакого естественного права, а существует как реальность лишь позитивное право. Рассматривая право как систему норм, выраженных в нормативных правовых актах, позитивистско-нормативистская теория отождествляет право и закон.

Социологическая теория права начала формироваться в середине XIX в. Наиболее видными ее представителями были Е. Эрлих, Ф. Жени, Г. Канторович, С. Муромцев, Р. Паунд и др. Для социологической теории, является характерным признание приоритета реальной правовой действительности относительно норм права и правовых идей. То есть им отвергается не только нормативистская, но и естественно-правовая трактовка права.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Сущность права – то главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении.

Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, расовый, национальный и другие.

При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса. При этом право используется в интересах того же класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

Типология права – это его специфическая классификация. Типы права формируются с позиции нескольких подходов:

- Формационный – основными выступают социально-экономические признаки. Выделяются следующие типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

- Цивилизационный – право древних государств, средневековых, современных государств.

- Подход на основе конкретно-географических, религиозных и других признаков. Национальная правовая система – конкретно-историческая совокупность прав, юридических гарантий и господствующей идеологии конкретного государства. Так же выделяют такой тип права, как правовая семья – это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и его исторического путиформирования.


9. Понятие формы (источника) права.Основные исторические формы
права.

Понятие формы права является одной из важнейших категорий. Под формой права принято понимать официально принятые в данном обществе способы возведения в закон государственной воли, рассчитанной на неоднократное применение. Понятие формы права показывает, откуда возникают правовые нормы и в каких юридических источниках они сосредоточиваются. В правовой науке наряду с понятием формы права употребляется понятие источник права. Как правило, эти понятия являются тождественными. Но это совпадение смысла формы и источника права наблюдается, когда речь идет о правовых актах, документах, являющихся формой выражения и закрепления правовых норм. Вместе с тем, термин "источник права" более многозначен. В науке можно встретить употребление термина "источник права" в материальном, идеологическом и других смыслах. Что же касается формы права, то это понятие употребляется только в юридическом смысле.

Под источником права в материальном смысле принято считать материальные условия жизни общества, которые инициируют процесс формирования права. Экономический строй существенно влияет на правовое развитие, и потребности экономической жизни получают свое выражение в правовых нормах. С другой стороны, под источником права в материальном смысле иногда понимают силу, создающую права. Это правотворческие органы государства. Под источником права в идеологическом смысле понимается правовое сознание. Именно оно является идейно-интеллектуальной основой разработки и создания правовых норм. При помощи осознания правовой действительности люди замечают недостатки действующего законодательства и организуют работу по совершенствованию существующих норм права. Однако источник права в материальном, идеологическом и прочих смыслах есть ни что иное, как социальные источники права. Это те факторы общественной жизни в виде экономики, политики, нравственности и т.д., которые влияют на право и отражаются в нем как потребности урегулирования определенных сфер общественной жизни. Отсюда все источники права следует делить на социальные и легальные (юридические). Социальные источники - это факторы правообразования, а легальные - это и есть формы права, то есть юридические документы в виде законов, указов, постановлений и т.д., содержащие в себе нормы права.

Формы (источники) права – это способы объективаций (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы. Выделяют следующие источники права:

1. Правовые обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку правила поведения людей при родоплеменной организации общества. Они исполнялись добровольно и являлись мононормами (нераздельность прав и обязанностей). Например, законы XII таблиц, Русская, Саллическая правды.

2. Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

3. Юридический прецедент – решение государственного органа, по конкретному юридическому делу, которому придано значение общей нормы. Бывают судебные, административные.

4. Юридические доктрины – например, доктрины Прокула, Гая, Ульпиана, Помпония, Модестина имели в древнем обществе силу права.

5. Нормативные договоры – соглашения между различными субъектами права, в которых содержатся правовые нормы.

6. Религиозные (священные) писания. Например, Коран, законы Шариата.

10. Формы государства (понятие, основные элементы). Соотношение типа
и формы государства.

Форма государства – это организационная структура власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением.

Различают следующие элементы:

1. Форма правления – стр-ра высших органов власти, порядок их образования и взаимодействия. Это – монархии (абсолютная, ограниченная: дуалистическая, парламентская, выборная); республика (парламентская, президентская, полупрезидентская или смешанная).

2. Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное деление государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Бывает простая – унитарные государства (Беларусь), сложные – федерация (субъекты обладают государственным суверенитетом), например, Россия, США; конфедерация (государства, входящие в состав полностью сохраняют свою государственную самостоятельность), например, Сенегамбия, Швейцарский союз. А так же сложной формой государственного устройства являлись империи.

3. Политико-правовой режим – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Выделяют демократические режимы (античная демократия, феодальный демократия, плюралистический демократизм), и антидемократические режимы (деспотический, тоталитарный, автократический, фашистский, военно-диктаторский).

Ист. процесс развития гос-ва хар-тся множеством его форм. С одной стороны, в пределах одного и того же типа гос-ва могут встречаться различные орг-ции и дея-ти гос. власти, а с другой – гос-ва различного типа могут облекаться в одинаковую форму.

Наши рекомендации