Понятия, виды и осн-е признаки юридической ответственности.
Юрид от-ть - особая субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусм-ые закон-ом неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправ. виновного деяния.
Юр. от-ть предусмотрена закон-ом, установлена государством, обеспеч. Гос-ом, имеет материальное отображение. Может быть назначена только при наличии комплекса суб-ых и об-ых оснований:
Принципы юр. от-ти: законность, справедливость, неотвратимость, целесообразность, обоснованность, гуманность.
Закон-ть – это точное и неуклонное осуществление нормативных положений Конст-и, соотв-их ей зак-в, принятых на их основе подзаконных актов всеми органами гос-ва, учреждениями, орг-ми, общ-ми орг-ми, должностными лицами и гр-ми.
Виды юр. от-ти:
1.По отраслевой принадлежности юр. от-ть бывает:
-Уголовная
-Административная
-Гражданско-правовая Дисциплинарная
2.По юр. силе нпа, устан-их юр. от-ть:
-Предусмотренная конституцией.
-Предусмотренная обычными законами.
-Предусмотренная подзаконными нормативными правовыми актами.
-Локальными нормативными правовыми актами.
-Нормативными дог-ми.
3.По госуд-ым орг-м, реализующие юр. отв-ть:
-Реализуется представительными органами государственной власти.
-Исполнительно-распорядительными органами.
-Прокурорскими органами и т.д.
49. Методы и способы правов. регулир-я:
Педметом прав. рег-ния наз. качественно однород.
обосбленная часть общ. отнош. рег. нормами права.
Методом прав. рег-ния наз. совокуп. ю. приёмов, средств и
способов воздействия права на общ. отношения.
методы правов. рег-ния:
- централизованное или императивное рег-ие - это жесткое одностороннее рег-ние на властно-императив. началах. От-ия суб-в в данном случае хар-ся прямым подчинением одного другому. Этот прием использ-я в сфере публич. права.
- децентрализованное или диспозитивное регулирование - это рег-ние, при кот. Суб. Общ-ых отн-ий выступ. как равноправные стороны; само регулирование осущ-ся закон-ем сверху лишь по основ. направл., а непосредственное рег-ние реализовывается самими уч-ми общ-ых отн-ий, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием использ-ся в основном в сфере частного права.
способы правового регулирования:
- запрет - возложение обяз-ти воздержаться от опред. действий;
- обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц;
- дозволение - предоставление права на соверш. активных положительных действий в своих интересах.
- факульт-м способом правов. рег-ния явл-ся рекоменд. как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в опред-ой ситуации.
Использ. этих способов дает тип правов. рег-ния – опред. порядок рег-ния, выражающий общую направленность воздействия на общ-ные от-ия, которая зависит от соотнош. дозволений и запретов в праве.
50. Правовое государство: понятие, общая характеристика.Концепция правового государства возникла, чтобы с точки зрения теории поставить пределы самовластию, всевластию абсолютистского государства. Черты правового государства.1. Главным принципом функционирования правового государства является обеспечение прав граждан, прав участников общественных отношений. Именно поэтому современное социальное государство и называется правовым. Правовое государство является таковым не потому, что в нем на первом месте находятся закон и правопорядок - в этом случае мы имеем законное государство, государство законности. Следование во всем закону еще не дает возможности поставить государство под контроль общества, т. к. законы также исходят от государства. Правовое государство существует для обеспечения прав субъектов.2. Правовое государство - это то государство, где господствуют право и закон во всех сферах общественной жизни. Идея состоит в том, что государство, устанавливая законы, не вправе само же их нарушать. Правовым законом связано и само государство, и его органы. 3. Правовое государство базируется на идее правового закона. Не всякий закон априорно является правовым. Законом является официальный документ компетентных органов, изданный с соблюдением особой процедуры в целях установления определенных правил поведения. Следовательно, для того, чтобы акт являлся законом, достаточно формальных признаков (издание его соответствующим органом, по определенной процедуре и т. д.), содержание законодательных предписаний не является существенным признаком закона. Для правового закона содержательные характеристики приобретают приоритетное значение. Правовым законом является лишь тот, который соответствует принципам права, реально выражает и защищает права и свободы человека, выражает саму идею права. В государстве создаются особые институты, определяющие правовой характер нормативных предписаний, например, Конституционный Суд, который следит за конституционностью всех решений государственных органов.