Закон: понятие и виды. Стадии законодательного процесса.
Закон - это такой нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
Законы, в свою очередь, подразделяются на конституционные и обычные (текущие). К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения.
Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. Так, в зависимости от субъекта законотворчества они могут подразделяться на законы, принимаемые законодательными органами и путем референдума. По объекту регулирования они подразделяются на общие и специальные. В федеративных государствах могут быть законы федеральные и субъектов федерации.
В соответствии с Конституцией (ст. 85) Президенту Республики Беларусь предоставлено право издания декретов, имеющих силу законов. В случае расхождения с законом декрета или указа Президента закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ст. 137 Конституции Республики Беларусь).
Стадии законодательного процесса.
Законодательная инициатива.
Обсуждение (рассмотрение) проекта. Подготовленный проект закона официально вносится на обсуждение законодательного органа, как правило, от имени субъекта законодательной инициативы.
Официальное принятие закона. Закон принимается путем голосования. Голосование может осуществляться по частям законопроекта и за проект в целом. Этот порядок предусматривается в деталях регламентом законодательного органа.
Опубликование закона и введение его в действие. Опубликование и введение в действие принятого законодательного решения является последней стадией законодательного процесса.
Опубликование - это доведение до всеобщего сведения путем помещения подлинного текста законодательного акта в определенных печатных изданиях, на которые можно официально ссылаться. Официальное опубликование предполагает помещение в этих изданиях подлинного, тщательно выверенного текста принятого акта, исключающего какие-либо ошибки или неточности. В этом смысле следует правильно понимать и такой термин, как обнародование нормативных правовых актов
37. Систематизация нормативных правовых актов. Цели и виды систематизации.
Под систематизацией нормативных правовых актов понимается целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведение его в определенную согласованную систему.
Кодификация (от лат. codex - собрание законов и facio - делаю) - это такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов.
Кодекс - это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке обновленные нормы права, регулирующие однородную группу (сферу) общественных отношений.
Положение - нормативный правовой акт, регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции.
Правила - кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок какого-либо вида деятельности, конкретизирующий нормы более общего характера (Правила дорожного движения, Правила обмена жилых помещений государственного жилого фонда и др.).
Теории права известен и такой вид систематизации, как консолидация (от лат. consolido - укрепляю). В процессе консолидации происходит объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Особенность консолидации состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому она носит только официальный характер. В этом проявляется ее сходство с кодификацией.
Наиболее совершенным и перспективным является компьютерный учет и систематизация актов. При помощи компьютерной техники создается банк данных о нормативных актах. Они могут быть классифицированы по многим признакам с помещением текстов, с системой обновления, быстрого поиска и сопоставления и т.д.
38. Понятие и основные требования юридической техники.
Юридическая техника - это совокупность (комплекс) приемов, способов, правил разработки, оформления, опубликования и систематизации правовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности. К юридическому языку, терминологии, определениям предъявляются такие требования, как ясность, доступность, строгость, лаконичность, точность формулировок, не допускающих двоякого их понимания и толкования, единство терминологии, использование общепризнанных, устоявшихся понятий, их четкая взаимосвязь, взаимообусловленность. В правовых актах не принято использовать образные сравнения, эпитеты, метафоры. Сложные специальные юридические и иные термины должны быть расшифрованы.
Юридическая техника играет исключительно важную роль и используется как в процессе создания правовых актов, так и в ходе их систематизации. Ее значимость ощутимо сказывается и на эффективности правоприменительной деятельности. Следует, однако, подчеркнуть, что правила юридической техники, приемы и способы, даже если они закреплены в соответствующих документах, сами по себе не могут решить проблему качества нормативного акта. Для этого в первую очередь нужны опытные специалисты-правоведы, имеющие высокий уровень общетеоретической подготовки и обладающие навыками создания юридических текстов. Определенную подготовку должны иметь не только специалисты-разработчики проектов, эксперты, но и сами субъекты правотворчества.
39. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона.
Как упоминалось, весьма важно точно определить, с какого момента положения соответствующего акта приобретают юридическую силу, и до какого момента эта сила сохраняется, т.е. с какого и по какое время положения акта подлежат обязательному исполнению. Время действия акта начинается с момента вступления его в юридическую силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.
Определение времени начала действия актов связано с понятием их опубликования, т.е. помещения текста акта в официальном издании или в определенных газетах, на которые можно официально ссылаться. В каждом государстве устанавливаются такие официальные источники, порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других - с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока после их опубликования.
Следует иметь в виду, что некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов или содержат государственные секреты. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующим органам для применения. Такие акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.
Обычно нормативные правовые акты действуют бессрочно, если в их текстах не оговорено иное.
Нормативный акт утрачивает юридическую силу с прекращением его действия. Это происходит, во-первых, в связи с истечением срока действия, если акт был принят на определенный срок; во-вторых, вследствие прямой его отмены; в-третьих, тогда, когда он фактически заменяется новым актом, регулирующим по-иному те же отношения; в-четвертых, в том случае, когда изменились обстоятельства, на которые он был рассчитан (например, на период военных действий).
Переживание закона означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы. Понятие обратной силы закона означает распространение действия положений нового нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу.