Закон: понятие и виды. Стадии законодательного процесса.

Закон - это такой нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юри­дической силой.

Законы, в свою очередь, подразделяются на конституционные и обыч­ные (текущие). К конституционным законам принято относить Конститу­цию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и допол­нения.

Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. Так, в зависи­мости от субъекта законотворчества они могут подразделяться на законы, принимаемые законодательными органами и путем референдума. По объекту регулирования они подразделяются на общие и специальные. В федеративных государствах могут быть законы федеральные и субъектов федерации.

В соответствии с Конституцией (ст. 85) Президенту Республики Бела­русь предоставлено право издания декретов, имеющих силу законов. В слу­чае расхождения с законом декрета или указа Президента закон имеет вер­ховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ст. 137 Конституции Республики Беларусь).

Стадии законо­дательного процесса.

Законодательная инициатива.

Обсуждение (рассмотрение) проекта. Подготовленный проект закона официально вносится на обсуждение законодательного органа, как правило, от имени субъекта законодательной инициативы.

Официальное принятие закона. Закон принимается путем голосова­ния. Голосование может осуществляться по частям законопроекта и за про­ект в целом. Этот порядок предусматривается в деталях регламентом зако­нодательного органа.

Опубликование закона и введение его в действие. Опубликование и введение в действие принятого законодательного решения является после­дней стадией законодательного процесса.

Опубликование - это доведение до всеобщего сведения путем помещения подлинного текста законодательного акта в определенных печатных издани­ях, на которые можно официально ссылаться. Официальное опубликование предполагает помещение в этих изданиях подлинного, тщательно выверенного текста принятого акта, исключающего какие-либо ошибки или неточности. В этом смысле следует правильно по­нимать и такой термин, как обнародование нормативных правовых актов

37. Систематизация нормативных правовых актов. Цели и виды система­тизации.

Под систематизацией нормативных правовых актов понимается целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нор­мативного правового материала, приведение его в определенную согласо­ванную систему.

Кодификация (от лат. codex - собрание законов и facio - делаю) - это такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обра­ботку нормативного правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов.

Кодекс - это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке обновленные нормы права, регулирующие однородную группу (сферу) общественных отноше­ний.

Положение - нормативный правовой акт, регламентирующий полномо­чия определенных органов, их структуру, функции.

Правила - кодифицированный нормативный правовой акт, устанавлива­ющий порядок какого-либо вида деятельности, конкретизирующий нормы более общего характера (Правила дорожного движения, Правила обмена жилых помещений государственного жилого фонда и др.).

Теории права известен и такой вид систематизации, как консолидация (от лат. consolido - укрепляю). В процессе консолидации происходит объе­динение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Особенность консолидации состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, по­этому она носит только официальный характер. В этом проявляется ее сход­ство с кодификацией.

Наиболее совершенным и перспективным является компьютерный учет и систематизация актов. При помощи компьютерной техники создается банк данных о нормативных актах. Они могут быть классифицированы по мно­гим признакам с помещением текстов, с системой обновления, быстрого поиска и сопоставления и т.д.

38. Понятие и основные требования юридической техники.

Юридическая техника - это совокупность (комплекс) приемов, спосо­бов, правил разработки, оформления, опубликования и систематизации пра­вовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности. К юридическому языку, терминологии, определениям предъявляются та­кие требования, как ясность, доступность, строгость, лаконичность, точность формулировок, не допускающих двоякого их понимания и толкования, един­ство терминологии, использование общепризнанных, устоявшихся понятий, их четкая взаимосвязь, взаимообусловленность. В правовых актах не приня­то использовать образные сравнения, эпитеты, метафоры. Сложные специ­альные юридические и иные термины должны быть расшифрованы.

Юридическая техника играет исключительно важную роль и использует­ся как в процессе создания правовых актов, так и в ходе их систематизации. Ее значимость ощутимо сказывается и на эффективности правоприменитель­ной деятельности. Следует, однако, подчеркнуть, что правила юридической техники, приемы и способы, даже если они закреплены в соответствующих документах, сами по себе не могут решить проблему качества нормативного акта. Для этого в первую очередь нужны опытные специалисты-правоведы, имеющие высокий уровень общетеоретической подготовки и обладающие навыками создания юридических текстов. Определенную подготовку долж­ны иметь не только специалисты-разработчики проектов, эксперты, но и сами субъекты правотворчества.

39. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила за­кона.

Как упоминалось, весьма важно точно определить, с какого момента по­ложения соответствующего акта приобретают юридическую силу, и до како­го момента эта сила сохраняется, т.е. с какого и по какое время положения акта подлежат обязательному исполнению. Время действия акта начина­ется с момента вступления его в юридическую силу и сохраняется до мо­мента утраты юридической силы.

Определение времени начала действия актов связано с понятием их опуб­ликования, т.е. помещения текста акта в официальном издании или в опреде­ленных газетах, на которые можно официально ссылаться. В каждом госу­дарстве устанавливаются такие официальные источники, порядок опубли­кования и вступления в силу нормативных правовых актов. Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наи­более целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтере­сованных субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность ре­гулирования. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со вре­мени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других - с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока после их опубликования.

Следует иметь в виду, что некоторые акты нормативного характера име­ют значение для узкого круга субъектов или содержат государственные сек­реты. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответ­ствующим органам для применения. Такие акты начинают действовать обыч­но с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.

Обычно нормативные правовые акты действуют бессрочно, если в их текстах не оговорено иное.

Нормативный акт утрачивает юридическую силу с прекращением его действия. Это происходит, во-первых, в связи с истечением срока действия, если акт был принят на определенный срок; во-вторых, вследствие прямой его отмены; в-третьих, тогда, когда он фактически заменяется новым актом, регулирующим по-иному те же отношения; в-четвертых, в том случае, когда изменились обстоятельства, на которые он был рассчитан (например, на пе­риод военных действий).

Переживание закона означает тот случай, когда отмененный акт про­должает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы. Понятие обратной силы закона означает распространение действия положений нового нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу.

Наши рекомендации