Понятие и элементы административного правового статуса коллективного субъекта
Коллективные субъекты ? организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, выступающие вовне как нечто единое, (не персонифицированное по физическим лицам).
Коллективный субъект функционально и организационно обособлен, имеет цели, задачи, функции, действует на основании норм права, признается правосубъектным.
Коллективные субъекты в административном праве – это организации (родовое понятие), которые далее делятся на органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и иные организации, общественные и религиозные объединения
Особенности правового регулирования. Правовое положение указанных организаций в целом определяется, в первую очередь, нормами гражданского законодательства: ГК РФ, законами, например, Закон РФ об акционерных обществах, положениями, уставами и иными нормативными актами. Сложность ? эти акты регулируют правосубъектность этих организаций в гражданско-правовых отношениях, но в некоторой степени и в административных правоотношениях.
Преобладающая часть норм, устанавливающих административную правосубъектность, содержится в актах, адресованных государственно-властному субъекту, а не организациям (коллективным образованиям) т.е. правосубъектность организаций закреплена косвенным («зеркальным») путем ? путем закрепления прав и обязанностей органов исполнительной власти в отношении данных организаций.
Таковы положения об органах исполнительной власти (налоговых, внутренних дел, таможенных и т.д.) Большое значение имеют акты, регулирующие отдельные полномочия органов в отношении всех организаций (лицензирование, государственная регистрация, обеспечение безопасности и т.п.)
Не обсуждается широко и вопрос об административной правосубъектности данных организаций ? нет статей и монографий, нет исследований, но фактическое значение административно-правовых отношений, их реальное влияние на всю общественную жизнь намного больше и значительней, чем правовое регулирование.
Административная правосубъектность ? способность быть носителем прав и обязанностей в государственном управлении, способность вступать в административно-правовые отношения. Административная правосубъектность складывается из административной правоспособности и дееспособности, то есть для организаций способность иметь права и обязанности и осуществлять их самостоятельно сливаются в одно понятие правосубъектности и, в отличие от правосубъектности физических лиц, возникают одновременно. Деликтоспособность означает способность нести юридическую ответственность за свое неправомерное поведение и является также элементом правосубъектности.
В отличие от физических лиц правосубъектность коллективных образований ограничивается теми целями и задачами, для которых они создаются и функционируют. Деятельность этих организаций направлена на удовлетворение общих или индивидуальных интересов людей как субъектов правоотношений. Организация и деятельность этих коллективных образований определяется законами, иными нормативными актами и их собственными уставами, не противоречащими правовым нормам.
Дееспособность организаций непосредственно осуществляется действиями физических лиц, представителей, выступающих от имени организаций. Таковыми могут быть должностные лица, государственные служащие, руководители, председатели и т.д. Действия таких представителей считаются действиями самих организаций. Это обстоятельство порождает одну из серьезных проблем при применении административной ответственности – как должна соотноситься ответственность юридических лиц и их представителей
Характерные черты административной правосубъектности организаций (Конин Н.М.):
1. Административная правосубъектность предприятий связана с властной (государственно-властной) деятельностью (интересы предприятий связаны с исполнительной властью). Иными словами, присутствует публичный интерес
2. Эти отношения ? организационные, управленческие.
3. Административная правоспособность закрепляется в нормах административного права и реализуется в административных правоотношениях.
4. Административная правосубъектность играет «трансмиссионную» роль, в процессе ее реализации приводятся в движение гражданские, трудовые, финансовые, земельные и др. отношения, (регистрация, заявление).
Общий и особенный статус
Можно говорить об общем административно-правовом статусе и особенном (специальном) административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций. Например, все коммерческие организации обладают общим статусом, а субъекты естественных монополий – специальным.
Общий административно-правовой статус возникает по следующим вопросам: государственная регистрация, лицензирование, квотирование, предоставление обязательной информации и отчетность, (для налогообложения, статистики, обязательный бухгалтерский учет), природопользование, труд и занятость, санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила, противопожарные правила, безопасность, антимонопольное законодательство, землепользование.
Специальный статус государственных унитарных предприятий: учреждение, определение профиля и вида деятельности, место, наделение средствами, утверждение устава, назначение руководителя, заключение с ним контракта, государственный заказ, изъятие имущества, прекращение деятельности.
Соответственно нормами административного права закрепляются права и обязанности организаций, которые можно разделить на две группы:
1 группа ? общие для всех субъектов права и обязанности:
- соблюдать санитарные, противопожарные, таможенные, экологические, антимонопольные и другие общеобязательные правила;
- соблюдать правила регистрации, лицензирования, аттестации, сертификации деятельности организаций;
- обязанность не препятствовать реализации полномочий субъектов публичной власти при осуществлении контроля за деятельностью последних;
- закреплены определенные права организаций как подвластных объектов при осуществлении государственного контроля и надзора.
Составной частью правосубъектности является административная деликтоспособность организаций. КоАП РФ закрепил основы административной ответственности юридических лиц.
В законодательстве установлены административно-правовые гарантии самостоятельности частных организаций, защиты их от административного произвола.
Комментарий – последнее положение имеет большое практическое значение, но теория уделяет мало внимания. Однако это положение о защите прав организаций (юридических лиц) от неправомерных действий органов исполнительной власти должно быть специальным институтом, таким, например, как институт обращений (жалоб) граждан. Правовой основой должен быть ФЗ от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Специальный статус может быть у организаций, в существовании и развитии которых государство заинтересовано. Например, предприятия малого и среднего бизнеса, предприятия, использующие труд инвалидов, некоммерческие организации, занимающиеся социально-значимой деятельностью (для молодежи, студентов, ветеранов, инвалидов и т.д.). Особое место в современных условиях занимают государственные корпорации.
Существует 3 типа (варианта) отношений между органами исполнительной власти и организациями:
1. Горизонтальные ? договорного типа, когда передаются полномочия на основе договоров или создаются совместные структуры или заключаются иные соглашения, таковы также и процессуальные отношения (аусоринг).
2. Вертикальные отношения в рамках организационной (имущественной) зависимости (учредитель, собственник ? государство). Созданы специальные органы исполнительной власти – агентства, которые осуществляют функции по управлению государственным имуществом.
3. Вертикальные отношения вне рамок организационной зависимости (подведомственности), связанные с функциональной властностью органов государства ? контроль, надзор, привлечение к административной ответственности.
В некоторых учебниках ? руководители государственных организаций называются должностными лицами, наделенными полномочиями государственно-властного характера. На них распространяется дисциплинарная власть уполномоченных органов государства, но этот вопрос не имеет однозначного решения, относится ли это к сфере публичного или частного нрава.