Требования, предъявляемые к правовым актам управления
Правовые акты управления должны отвечать определенным требованиям. Соблюдение их обеспечивает эффективность актов и успешное решение управленческих задач. Все требования можно разделить на несколько групп:
16) организационные;
17) технические;
18) юридические1.
К организационным относятся требования, предусматривающие, чтобы каждый акт управления был реальным, технически, экономически и организационно обоснованным. А это предпо-
лагает, чтобы в самом акте четко определялись конкретные задачи, исполнители, возможные сроки исполнения, лица, ответственные за исполнение, контроль, оказание помощи в исполнении. Акты должны быть своевременными и решать насущные вопросы, исполнимыми, приносить реальные результаты.
Технические требования также важны: конкретность изложения, логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий, изложение решения простым, четким и ясным языком делает акт доступным для исполнения. Немаловажным является название правового акта. Оно должно четко отражать предмет правового регулирования.
Наиболее значимыми являютсяюридические требования. Некоторые ученые не без основания называют их требованиями законности. Рассматриваемые требования имеют правовой характер. Все они содержатся в Конституции Республики Беларусь, законах и других нормативных правовых актах, в том числе и актах управления. Круг юридических требований довольно велик. Это объясняется широкой сферой государственного управления и многообразием задач, решаемых при помощи издания правовых актов управления. Требования относятся к различным сторонам актов: их содержанию, направленности, субъектам, их издающим, порядку издания, формам актов, порядку вступления в силу и прекращения действия и т.п. Не все требования одинаково относятся к конкретному акту управления. Одни из них относятся ко всем актам управления, другие — только к отдельным их видам (группам), категориям. В этой связи рассматриваемые требования можно разделить на общие и специальные. Общими являются требования, которые относятся ко всем правовым актам управления. Перечислим общие требования:
1. Правовые акты должны соответствовать Конституции- Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь и актам вышестоящих органов. Это требование закреплено в статье 7 Конституции Республики Беларусь и других законодательных актах. Все государственные органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты Совета Министров могут издаваться в русле Конституции, законов и актов Президента Республики Беларусь. Акты республиканских органов управления должны соответствовать Конституции, законам, актам Президента, постановлениям Совета Министров, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь
2. Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа (должностного лица), только по вопросам, входящим в их ведение и в пределах предоставленных им прав. Практически, прежде чем приступить к решению того или иного вопроса путем издания акта, необходимо свериться, относится ли он к предмету ведения органа (должностного лица). Иными словами, следует обратиться к акту, определяющему правовой статус, полномочия этого органа (должностного лица).
В части 2 статьи 3 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» записано, что Совету Министров не допускается осуществление полномочий, предоставленных законодательством Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию и иным государственным органам.
У каждого органа имеются свои способы и средства решения тех или иных вопросов. Избирая иные средства, он тем самым выходит за рамки предоставленной ему компетенции. Например, обеспечение правил паспортной системы относится к ведению паспортных служб органов внутренних дел, но им не предоставлено право применять меры административной ответственности к лицам, не соблюдающим эти правила. Решение подобных вопросов входит в компетенцию административных комиссий при районных, городских исполнительных комитетах. Если начальник паспортно-визовой службы наложит штраф на гражданина, проживающего без прописки, то он выйдет за пределы своей компетенции, и его акт будет незаконным.
Как несоблюдение указанного требования следует рассматривать решение вышестоящим органом (должностным лицом) вопросов, отнесенных к компетенции нижестоящих органов (должностных лиц), если подобное вмешательство прямо не предусмотрено соответствующим правовым актом1. Например, районный исполнительный комитет является вышестоящим органом по отношению административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, РОВД. Однако он не может изъять находящееся у них какое-либо дело об административном правонарушении, рассмотреть его и применить к виновному лицу меру административной ответственности. В то же время исполнительный комитет как вышестоящий орган может принять решение по жало-
[1] Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970. С. 88.
бе или протесту на постановление административной комиссии, и т.д.
Нарушением является и выход за пределы дозволенного, за пределы объема полномочий. Так, начальник РОВД за совершение мелкого хулиганства может принять только постановление о наложении штрафа; исправительные работы или административный арест, которые также предусмотрены за это нарушение, он применить не вправе. Государственные ветеринарные инспекторы областей, городов и районов могут принять постановление о наложении штрафа лишь до десяти минимальных заработных плат, хотя частью 2 статьи 102 КоАП предусмотрен штраф до двадцати минимальных заработных плат. Предельный размер штрафа уполномочен наложить лишь главный государственный ветеринарный инспектор Республики Беларусь (ст. 217 КоАП).
3. Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Так, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься только на его заседаниях или заседаниях Президиума Совета Министров. Постановления Президиума должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров. Распоряжения издаются в единоначальном порядке — Премьер-министром и, следовательно, не могут приниматься на заседаниях Правительства или его Президиума. Правда, в нарушение указанного общепризнанного порядка принятия правовых актов коллегиальными органами не исключается и принятие акта «путем опроса». Такой порядок принятия постановлений Совета Министров состоит в выяснении мнения членов Президиума по особым неотложным вопросам либо по вопросам, не требующим обсуждения без рассмотрения их на заседаниях. Б Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» не оговаривается, сколько членов Президиума должны высказать положительное мнение по решаемому вопросу. Вероятно, большинство от общего его состава. Тем не менее нежелательно, чтобы постановления Совета Министров принимались (даже как исключение) примерно одной десятой членов правительства и при этом «заочно».
Подобная практика существует и при принятии решений местными исполнительными комитетами. В Законе о местном управлении и самоуправлении, в отличие от Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», опросный порядок не предусмотрен, однако он допускается регламентами местных исполнительных комите-
тов, которые в этой части являются незаконными. Они не соответствуют первому юридическому требованию, предъявляемому к правовым актам управления.
4.Акты должны соответствовать определенной юридической форме. По действующему законодательству каждый орган (должностное лицо) имеет право издавать лишь акты, которые для него предусмотрены. Совет Министров Республики Беларусь вправе принимать только постановления, Премьер-министр — распоряжения. Следовательно, они не имеют права издавать указы или приказы. Издание таких актов предусмотрено для других органов государственного управления. На практике же Совет Министров принимает правовые акты и в иных, не оговоренных в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» формах: положения, уставы, правила и т.п. В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» предписано, чтобы такие акты утверждались постановлениями Совета Министров. Положения, уставы и т.п.— отдельные самостоятельные правовые акты, играющие исключительно важное значение в системе актов управления. Поэтому их издание должно быть предусмотрено в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».
5.Правовые акты управления должны быть подписаны уполномоченными на то лицами. В законодательстве рассматриваемое требование регламентировано довольно четко, Неподписанный акт остается решением, не имеющим юридической силы. Акт, подписанный некомпетентным лицом, не является законным. Подписываются официальные тексты правовых актов. Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь подписываются только самим Президентом. Постановления Совета Министров и распоряжения подписываются Премьер-министром, а в его отсутствие — лицом, исполняющим такие обязанности — одним из заместителей Премьер-министра. Решения протокольного характера, которые могут приниматься на заседаниях (собраниях), у Премьер-министра и его заместителей отдельно (как правовые акты) не подписываются, а подписывается сам протокол. При необходимости рассылки (оповещения) таких решений делаются выписки из протокола. Акты иных органов подписываются руководителем соответствующего органа, принявшего (издавшего) акт, в его отсутствие — лицом, которому поручено исполнять его обязанности. В состав подписи входит: наименование должности
лица, подписывающего акт, личная подпись и ее расшифровка (инициалы или инициал имени, фамилия).
6.Правовые акты управления необходимо довести до сведения адресатов (исполнителей)1. Это требование является обязательным для всех правовых актов управления. Иначе и быть не может, ибо исполнитель будет лишен возможности руководствоваться актом, исполнять его предписания. Правила о доведении до сведения адресатов правовых актов управления закреплены в различных нормативных актах. Отсутствие единого акта определяется многоаспектностью, видами и юридической силой актов управления, а также их адресатами. Так, в соответствии со статьей 62 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Иные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию в соответствии с Положением «Об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь». Согласно части 4 статьи 25 ТК приказ (распоряжение) нанимателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку. Подобный порядок определен и для доведения до сведения акта о наложении дисциплинарного взыскания. Установлен пятидневный срок, в течение которого он должен быть объявлен под расписку (ч. 5 ст. 199 ТК). Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе (см. ст. 263 КоАП).
7.Немаловажным требованием является соблюдение в правовом акте необходимых реквизитов. К ним, в первую очередь, следует отнести: вид акта (указ, постановление, распоряжение и т.п.); орган (должностное лицо), принявший (издавший) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие правовые акты.
8.Правовые акты должны соответствовать государственным интересам.
[1] См. Положение о порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 34. Ст. 858.
9. С финансовой и юридической точек зрения правовые акты должны быть достаточно обоснованными (см., например, ч. 5 ст. 14 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).
В административно-правовой литературе называют и иные юридические общие требования, предъявляемые к правовым актам управления. Так, по мнению авторов учебника «Административное право»1, акты управления: должны учитывать правовые акты вышестоящих органов управления; ие должны ограничивать либо нарушать компетенцию и установленные действующим законодательством права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных формирований.
Некоторые ученые называют и требование, в соответствии с которым правовой акт не должен ограничивать или нарушать установленные законами права и законные интересы граждан2.
В отношении отдельных групп (видов) правовых актов управления существуют специальные требования, и существование их объясняется спецификой задач, которые могут быть решены лишь отдельными группами правовых актов, необходимостью повышения гарантий законности актов.
К специальным требованиям относятся:
1. соблюдение сроков издания акта;
2. издание акта лишь по специальному разрешению (согласию);
3. издание по предварительному согласованию;
4. издание с последующим утверждением;
5. прохождение правовой экспертизы;
6. включение акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
7. наличие ссылки в правовом акте.
Некоторые правовые акты управления могут издаваться в пределах оговоренных в законодательстве сроков. Это требование преследует достижение различных целей: во-первых, избежания волокиты; во-вторых, повышения эффективности правового акта. Так, правовые акты по результатам рассмотрения обращений граждан должны быть изданы в сроки, предусмотренные законодательством (см. Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан»;3 ст. 271 КоАП). Согласно статье 200 ТК, приказ о при-
[1] Административное право / Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л. Попова. С. 276.
2 Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Указ. соч. С. 241
влечении к дисциплинарной ответственности может быть издан в оговоренные сроки: не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка (см. иные сроки: ст. 3 Положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь1). Постановление о наложении административного взыскания издается не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения (ст. 37 КоАП).
В некоторых случаях акты управления могут издаваться с разрешения (согласия) соответствующего государственного органа. Например, Президент Республики Беларусь вправе издать указ о назначении Премьер-министра только с предварительного согласия Палаты представителей Национального собрания. С согласия Совета Республики возможно назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и т.д.
Президент Республики Беларусь дает согласие на издание решения облисполкомом о назначении председателя райисполкома.
Отдельные акты могут издаваться только по предварительному согласованию с соответствующими государственными органами. Например, председатель облисполкома или Минского горисполкома может издать акт о назначении первого заместителя председателя, заместителей председателя, управляющего делами и членов этих исполкомов по согласованию с Президентом Республики Беларусь, а назначения на подобные должности в райисполкомах и горисполкомах могут производиться их председателями по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом (см. ч. 4 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Назначение и увольнение руководителей отделов, управлений и иных структурных подразделений райисполкома должно быть согласовано председателем райисполкома с облисполкомом и его соответствующими отделами (управлениями) (см. п. 10 ст. 10 Закона).
Иногда изданный правовой акт управления требует утверждения соответствующим государственным органом. Так, издание Указа Президентом Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения в соответствии с пунктом 22 статьи 84 Конституции Республики Беларусь требует вынесения его в трехдневный срок на утверждение Совета Республики. Аналогичное утвержде-
[1] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1997. № 35. Ст. 1089
ние требуется и при введении Президентом военного положения на территории Республики Беларусь, объявлении полной или частичной мобилизации в случае военной угрозы или нападения (п. 29 ст. 84 Конституции).
Проекты нормативных правовых актов управления проходят в обязательном порядке юридическую экспертизу. Ее вид зависит от вида правового акта. Юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Президенту Республики Беларусь, проводит уполномоченное структурное подразделение Администрации Президента; проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь — Министерство юстиции, уполномоченное структурное подразделение аппарата Совета Министров; проектов постановлений (других актов) министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, проектов решений местных исполкомов — юридические службы этих органов (см. ст. 49 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Юридические службы предприятий, учреждений и организаций проводят юридическую экспертизу и иных правовых актов в своих предприятиях, учреждениях и организациях (см. ст. 2 Примерного Положения о юридическом управлении (отделе), главном юрисконсульте, юрисконсульте министерства, иного республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа1). Это ее основная обязанность.
Ряд правовых актов подлежит обязательному включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. К ним, в первую очередь, относятся нормативные акты Президента Республики Беларусь, Совета Министров, Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов (см. Положение о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь;2 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»),
Нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь, министерств, иных республиканских органов го-
[1] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 9. Ст. 225.
2 Там же. 1998. № 20. Ст. 532.
сударственного управления, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан либо носят надведомственный характер, включаются в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь после прохождения юридической экспертизы в Министерстве юстиции. Прохождение такой экспертизы — обязательное требование для указанного вида правовых актов.
Одним из дополнительных (специальных) требований можно назвать соблюдение условий о ссылках в правовых актах. Ссылки в статьях, частях, пунктах, подпунктах или абзацах нормативного правового акта на другие его статьи, части, пункты, подпункты или абзацы, а также на иные действующие нормативные правовые акты, их отдельные положения применяются в случаях, если необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний либо избежать повторений (дублирования).
Ссылка на нормативный правовой акт должна содержать официальное наименование государственного органа (должностного лица), его принявшего (издавшего), название акта, номер внутренней регистрации, дату принятия (издания), источник официального опубликования (в том числе изменений, касающихся данного вопроса), а также точное (до абзаца) указание нормы, на которую делается ссылка.
Ссылка на нормативный правовой акт или его отдельную норму в этом же нормативном правовом акте делается только с соблюдением требований статьи 36 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Несоблюдение указанных выше юридических требований, предъявляемых к правовым актам управления, делает их дефектными, т.е. свидетельствует, что акт имеет определенные упущения, недостатки.
Признать акт дефектным вправе лишь компетентный орган (должностное лицо). Оспорить его может любой гражданин, орган и т.д. путем подачи жалобы, протеста.
Общего порядка обжалования и опротестования актов управления не существует. Все определяется правовым статусом того или иного органа (должностного лица). Прокуратура действует в соответствии с Законом о прокуратуре и вправе опротестовывать лишь акты республиканских и местных органов государственного и хозяйственного управления, контроля, предприятий, учреждений и организаций, а также решения и действия должностных лиц.
Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения о соответствии Конституции Республики Беларусь, декретов, указов Президента, актов Совета Министров и актов любых иных государственных органов.
Соответствующим образом реагируют на незаконные акты управления общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь.
Граждане в подобных случаях могут действовать в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан». Что же касается иных организаций — подведомственных предприятий и учреждений, нижестоящих органов государственного управления, то вопрос о реагировании их на незаконные акты не урегулирован.
Компетентные органы в зависимости от степени дефектности акта могут признать его ничтожным или недействительным. В научной литературе такие акты обозначают и иными терминами1.
Ничтожными следует считать такие акты, у которых несоответствие предъявляемым требованиям не столь велико и не столь очевидно, незначительно, т.е. ничтожно2. Иными словами, недостатки акта не влекут никаких значимых юридических последствий для исполнителей (адресатов). Подобный акт не требует отмены или внесения существенных изменений, например: акт, изданный с нарушением сроков, предусмотренных для рассмотрения обращений граждан, приказ, изданный с не совсем четким названием, обозначающим предмет регулирования.
Недействительный акт — это акт с такими дефектами, с которыми он (или часть его) не должен действовать, порождать юридические последствия. Следовательно, недействительный акт должен быть отменен полностью или в определенной части. Например, приказ об увольнении государственного служащего с нарушением статьи 42 ТК должен быть отменен. В таких актах, как решение районного исполнительного комитета об усилении охраны общественного порядка в районе, в котором наравне с другими волеизъявлениями предписано прокурору района повысить роль прокурорского надзора в этой сфере, а также даны поручения депутатам райсовета, отменяется лишь незаконное положение, а не полностью акт; значит, акт недействителен в определенной части.
[1] См.: Габричидзе Б.П., Елисеев Б.П. Указ. соч. С. 242; Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. С. 104—105.
2 См. иное мнение: Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 296.
Обжалование и опротестование актов о наложении дисциплинарных и административных взысканий урегулировано Трудовым кодексом и Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, а также другими нормативными актами. Этими же актами определен и порядок их отмены (изменения) по жалобе (протесту). Рассматриваемый порядок носит административно-процессуальный характер. Он обусловлен целым рядом специфических особенностей. Законодательством не запрещено отменять (изменять) указанные акты по дисциплинарным делам вне процессуальных рамок, т.е. по своему усмотрению.
Отмена (изменение) юрисдикционного акта, как и его вынесение, осуществляется в процессе государственного управления, основывается на нормах административного права независимо от того, каким органом (государственного управления, судьей, судом) это делается. Судебное решение по гражданским, уголовным делам, вступившее в законную силу, не может быть отменено таким способом, несмотря на признание судом своей ошибки.
Обжалование или опротестование не влечет за собой признания акта управления незаконным. Если жалоба или протест удовлетворены, то соответствующий акт лишается юридической силы. В случае их неудовлетворения акт продолжает действовать. Подача жалобы или протеста является оспариванием законности акта. Оспаривание — это лишь высказывание предположения о дефектности акта. Оно может быть аргументированным или не содержать достаточных доказательств. Оспаривание способствует поиску доказательств «за» и «против».
Оспаривание может осуществляться любым лицом, если об этом нет оговорки в нормах права. Отменить акт вправе только компетентный орган (должностное лицо). Вывод об отмене должен быть юридически четко обоснован. До отмены акта невозможно говорить о его недействительности, даже несмотря на его очевидную юридическую несостоятельность.
§ 7. Порядок принятия правовых актов управления
Необходимость принятия (издания) правовых актов управления определяется самой жизнью, необходимостью осуществления государственного управления. Принятие (издание) актов происходит в определенном порядке. Термин«принятие» присущ актам
коллегиального характера, акты в единоначальном порядкеиздаются.
Порядок принятия (издания) правовых актов управления — это разновидность административного процесса, один из видов административных производств, из которых состоит процесс. Он представляет собой многообразную деятельность, регламентируемую нормами административного права. Однако не существует одного правового акта, определяющего общий порядок принятия (издания) актов управления, Такой порядок регулируется многими правовыми актами. Некоторые аспекты рассматриваемого порядка закреплены в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», другие — в ведомственных регламентах. Анализируя указанные акты, можно сказать, что рассматриваемый порядок включает следующиестадии:
1.планирование подготовки проектов актов;
2.проявление инициативы;
3.подготовку проекта;
4.согласование проекта;
5.рассмотрение проекта;
6.вынесение решения;
7.придание выносимому решению правовой (юридической) формы;
8.проведение юридической или иной экспертизы;
9.включение правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
10.доведение акта до сведения исполнителей.
Названные стадии проходят не все правовые акты управления. Они присущи преимущественно нормативным актам.
Перечисленные стадии имеют определенную самостоятельность и состоят из подстадий, ряда процессуальных действий.
Планирование относится, в первую очередь, к подготовке проектов нормативных правовых актов. В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» такое планирование включает в себя разработку государственных программ и ежегодных планов подготовки проектов нормативных правовых актов. Они составляют основу нормотворческой деятельности.
Государственные программы подготовки проектов нормативных правовых актов принимаются не менее чем на пять лет. На основании их разрабатываются ежегодные планы подготовки указанных проектов. Этой работой занимается Национальный центр
законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.
На основании государственных программ и ежегодных планов подготовки нормативных правовых актов Республики Беларусь другие нормотворческие органы могут разрабатывать и утверждать по согласованию с Национальным центром законопроектной деятельности свои программы и планы подготовки проектов нормативных правовых актов (см., например, План подготовки законопроектов республиканскими органами государственного управления на 2000 г., утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2002 г. № 1221). В планах указываются названия и виды актов, государственные органы, учреждения, организации, ответственные за подготовку проектов актов, а также сроки их подготовки.
Планирование подготовки проектов правовых актов в коллегиальных органах управления связано с планированием их работы, проведения заседаний этих органов, в единоначальных органах — с планированием проведения заседаний коллегий.
Подготовка проекта начинается спроявления кем-тоинициативы. Инициатива — это умение улавливать потребности жизни, необходимость решения насущных вопросов, относящихся к компетенции соответствующего органа государственного управления. Инициатива проявляется в действиях, связанных с внесением предложений о включении определенных вопросов в перспективные и текущие планы работы органов управления, внесением проектов правовых актов. Субъектами ее могут быть различные лица, организации. Однако это не означает, что на любые инициативы орган государственного управления обязан реагировать и все предложения рассматривать. В системе государственного управления отсутствует институт законодательной (нормотворческой) инициативы, в соответствии с которым законодательный орган обязан рассмотреть законопроект, внесенный субъектом такой инициативы (см. ст.ст. 99, 138 Конституции Республики Беларусь). Между тем пожелания (проекты актов) о рассмотрении тех или иных вопросов, поступившие от граждан, а следовательно, и принятие по ним соответствующих решений должны оцениваться как их предложения (обращения) и, руководствуясь статьей 40 Конституции Республики Беларусь, государственные органы и должност-
[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 17, 5/9878.
ные лица обязаны на них реагировать и давать ответ по существу поставленных вопросов и в определенные законом сроки.
Если инициатива исходит от правотворческих субъектов, то она должна ограничиваться пределами их компетенции. Инициатива обусловливается определенными основаниями, объективными причинами. В литературе их делят следующим образом:
проведение в жизнь законов и актов вышестоящих органов;
результат изучения соответствующих вопросов (проблем), обработки поступающей информации;
решение оперативных, текущих вопросов;
результат юридического факта;
в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
по сезонным, ежегодно повторяющимся вопросам1.
В статье 47 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определено, что «Подготовка проекта правового акта может включать:
рассмотрение нормотворческого предложения по подготовке проекта;
организационно-техническое и финансовое обеспечение подготовки;
подбор необходимых материалов и информации;
разработку концепции проекта;
составление текста проекта;
согласование проекта;
проведение юридической и иных необходимых экспертиз».
Подготовка текста решения производится органом (его аппаратом), в компетенцию которого входит издание акта, или по его поручению одним или несколькими нижестоящими органами, должностными лицами. Не запрещается подготовка проектов актов гражданами или заинтересованными организациями.
Дляподготовки проектов отдельных актов могут создаваться группы либо комиссии из специалистов. Роль специалистов велика в подготовке проектов любых актов, но особенно она важна при подготовке проектов по сложным вопросам. Во всех случаях нельзя исключать общественное мнение. Соблюдение юридических требований предлагает: 1) избрание надлежащей формы акта, чтобы в проекте были заложены лишь вопросы, относящиеся к компетенции данного органа; 2) учет действующего законодатель-
[1] См.: Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. С. 144.
ства, обязательное участие в разработке проекта работников с юридической квалификацией или визирование ими проекта. Как правило, подготовленный проект должен пройти стадию согласования.
Согласование проекта акта необходимо для выработки единого мнения, для получения согласия всех заинтересованных с подготовленным содержанием решения. Проект акта согласуется с предприятиями, учреждениями, организациями, структурными подразделениями, должностными лицами, которые по своему правовому положению должны проявлять интерес к решению вопросов, содержащихся в проекте акта. Согласование может проводиться внутри организации, т.е. являться внутренним (внутриструктурным), внутри системы, т.е. с нижестоящими организациями, и внешним — за пределами системы, т.е. с не подчиненными, но имеющими непосредственное отношение к вопросам проекта акта организациями.
Согласие или несогласие с проектом правового акта выражается в форме визирования или представления (изложения) в письменной форме замечаний, высказывания своего видения решения при несогласии с проектом в целом или его отдельными частями.
Если согласование выражается в письменной форме, то оно должно быть проведено в тридцатидневный срок со дня получения в установленном порядке проекта, а визирование — в пятидневный срок, если иной порядок не предусмотрен Президентом Республики Беларусь (ч. 3 ст. 48 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
В Совете Министров Республики Беларусь проекты правовых актов управления должны быть завизированы работником, подготовившим их, и руководителем структурного подразделения, а в отсутствие руководителя — его заместителем. В состав визы входят личная подпись, ее расшифровка и дата визирования.
Проекты постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь и текстовые приложения к ним до представления на подпись должны быть завизированы руководителями структурного подразделения аппарата Совета Министров, специалистом (редактором) редакционно-издательского сектора.
Системно-внешнее согласование в зависимости от содержания правового документа осуществляется в Совете Министров Республики Беларусь в следующей очередности: с подчиненными
и неподчиненными организациями, когда они выступают обязанной стороной в отношениях, возникающих вследствие издания правового документа или когда содержание документа затрагивает их непосредственные интересы; с научными организациями, занимающимися исследованиями в области, к которой имеет отношение содержание акта.
При необходимости и в случаях, предусмотренных законодательством, возможно согласование с общественными организациями (объединениями). Согласование производится также с органами, осуществляющими государственный вневедомственный контроль (надзор) в определенной области (санитарный, противопожарный и т.п.).
Согласование должно быть проведено и с другими органами в случаях, когда законодательством предусматривается возможность совершения управленческих действий только с разрешения этих органов. Так, в соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь Президент вправе издать указ о назначении премьер-министра с получения согласия Палаты представителей. Назначение на должности руководителей структурных подразделений местных исполнительных комитетов и освобождение от должности осуществляется по согласованию с вышестоящими органами (п.п. 10, 12 ст. 10 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь)».
Такое согласование должно оформляться грифом согласования, справкой о согласовании или протоколом обсуждения проекта акта на заседании коллегиального органа. Гриф согласования проставляется ниже текста и реквизита «подпись» и включает в себя следующие элементы: слово «Согласовано», наименование должности, подпись, инициалы и фамилию лица, с которым документ согласован, дату согласования. Справка о согласовании оформляется на бланке установленной формы.
Проект нормативного правового акта подлежит экспертизе. Она может быть:
19) юридической;
20) финансовой, экономической, экологической, криминологической и т.д.
Юридическая экспертиза является обязательной. Суть ее состоит в обеспечении контроля за соответствием проекта действующему законодательству и международным договорам, участником которых является Республика Беларусь. В качестве экспертов могут выступать:
1. соответствующее структурное подразделение Администрации Президента Республики Беларусь;
2. Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь;
3. Министерство юстиции Республики Беларусь;
4. юридические службы органов государственного управления.
В зависимости от вида нормативного правового акта проводятся юридические экспертизы:
1. проектов актов, вносимых Президенту Республики Беларусь,— соответствующим структурным подразделением Администрации Президента;
2. проектов законов, которые вносятся в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также изменений и (либо) дополнений, внесенных в проект в Палате представителей,— Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте. Проекты законов, которые поступили в Палату представителей, направляются в соответствующее структурное подразделение Секретариата Палаты представителей для подготовки необходимого заключения;
3. проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь — Министерством юстиции, уполномоченным структурным подразделением Аппарата Совета Министров;
4. проектов нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов — их юридическими службами (см. ст. 49 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
В процессе правового анализа конкретно определяется соответствие правового акта:
1.Конституции Республики Беларусь;
2.актам Главы государства Республики Беларусь;
3.законам Республики Беларусь;
4.международным договорам Республики Беларусь, в том числе требованиям унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации;
5.постановлениям Правительства;
6.требованиям законодательной техники, в том числе согласованности нормативных актов между собой (см. п. 5 Положения о порядке осуществления правовой экспертизы правовых актов
Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления).
Юридической службе в органах государственного управления отведено важное место в определении законности, в том числе и в определении соответствия проектов правовых актов управления действующему законодательству.
В соответствии с Примерным положением о юридическом управлении (отделе), главном юрисконсульте, юрисконсульте министерства, иного республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа одной из основных задач юридической службы является осуществление контроля за соответствием действующему законодательству и международным договорам, участником которых является Республика Беларусь, проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству государственного органа (ст. 2). Проекты таких актов должны быть завизированы начальником юридического отдела, юрисконсультом (ст. 6). В случае невозможности осуществить такое действие они имеют право возвращать исполнителям на доработку некачественно подготовленные и противоречащие действующему законодательству проекты правовых актов, составлять по ним необходимые заключения и справки об устранении выявленных нарушений (п. 4.5).
По решению нормотворческого органа (должностного лица) проект акта может быть подвергнут и иной экспертизе — финансовой, экономической, экологической и т.д.
После завершения подготовки проекта акта управления он выносится на рассмотрение органа или его руководителя. Внесение проектов нормативных актов в зависимости от их вида может сопровождаться приложением соответствующих документов (см. ст. 50 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Таким образом осуществляется переход к следующей стадии принятия правовых актов управления.
Рассмотрение предполагает как бы повторную оценку, которая может проводиться вместе с его обсуждением. Характерипроцедура обсуждения зависят от разрешаемого вопроса и способа деятельности органа — единоначалия или коллегиальности. В единоначальных органах (министерствах, отделах и управлениях местных исполкомов) коллегиальное обсуждение не проводится. Оно заменяется оценкой, даваемой специалистами, научно-
техническими и иными рекомендациями. В коллегиальных органах (Совете Министров Республики Беларусь, местных исполкомах) обсуждение происходит путем высказывания членами коллегии на заседаниях своего мнения, своих суждений по проекту акта при дискуссиях. В споре, в обстановке деловитости и конструктивности можно достигнуть наибольшей эффективности в обсуждении, а следовательно, принятия оптимального варианта решения.
Коллегиальная форма рассмотрения, с одной стороны, более эффективна по сравнению с единоначальной, с другой — может вести к безответственности, формализму, созданию иллюзии участия многих в обсуждении.
При единоначалии одному лицу приходится брать на себя ответственность за качество подготовленного проекта. У него ограничена возможность выбора из нескольких мнений одного наиболее приемлемого, и нередко самому без публичных возражений необходимо принимать решение о достоинствах проекта. В таких случаях требуется высокая компетентность, знание дела, убежденность его в качественности подготовленного проекта правового акта.
В целях повышения эффективности коллегиальной формы рассмотрения необходима в первую очередь полнота обсуждения, участие в обсуждении компетентных, знающих данный вопрос лип, качественная подготовка заседания коллегиального органа, умелые действия председательствующего, конструктивность обсуждения, цельные выступления докладчика и содокладчиков1.
Вынесение решения составляет следующую стадию в системе принятия правовых актов управления. Не все ученые-административисты указанное действие выделяют в отдельную стадию. Некоторые объединяют его со стадией рассмотрения,2 другие — отождествляют вынесение решения и издание акта3. В главе 13 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» обособляется рассмотрение от принятия (издания) нормативного правового акта.
Вынесение решения нежелательно объединять со стадией рассмотрения. Это самостоятельные стадии. Особенно рельефно вы-
[1] См.: Тихомиров IO.A. Управленческое решение. С. 201—202.
2 См.: Советское административное право. М., 1981. С. 158.
3 См.: Бахpax Б.Н. Административное право. С. 181.
деляется вынесение решения в коллегиальных органах. После обсуждения, рассмотрения всех «за» и «против» руководитель (председательствующий) органа (заседания) выносит один или несколько вариантов решения на голосование. Для голосования необходимо наличие кворума, т.е. достаточного числа членов, чтобы заседание было правомочным принимать решение. В законодательстве в некоторых случаях отдельно регулируется вопрос о правомочности заседания и кворуме для принятия решения. Так, в Законе «О Совете Министров и подчиненных ему государственных органах» значится, что заседания Совета Министров правомочны, если в них принимает участие не менее половины (50% +1) членов Правительства, а решения принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании. В случае равного количества голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий (ст. 25).
Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определяет правомочность заседания исполкома при участии не менее 2/3 от состава исполкома, а решение может быть принято простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета (ч. 7 ст. 9).
В указанном выше порядке принимаются решения, т.е. тексты актов, а не сами правовые акты.Правовой акт — это форма выражения решения. Решения оформляются в форме акта, как правило, несколько позже. В коллегиальных органах порядок до оформления строго определяется регламентами. Доработанные решения представляют, например, в местных исполнительных и распорядительных органах в общий отдел с соответствующими визами и в установленный (трехдневный) срок, где им придают форму правового акта и выносят на подпись.
В части 4 статьи 25 Закона «О Совете Министров и подчиненных ему государственных органах» прямо подчеркивается, что принимается путем голосования решение, а не постановление как правовой акт управления.
В некоторых коллегиальных органах по отдельным неотложным вопросам либо вопросам, которые не требуют обсуждения, разрешается принятие решений без рассмотрения, обсуждения на заседаниях путем опроса членов, например, Президиума Совета Министров Республики Беларусь.
Если требуется безотлагательное решение вопроса или вопрос не требует обсуждения, выявления мнения многих, то не лучше ли его решить путем единоначалия — Премьер-министром или
одним из его заместителей, председателем исполнительного комитета (руководителем местной администрации) или одним из его заместителей1?
Вынесенное решение становится правовым актом управления, если оно оформлено в виде указа, постановления, распоряжения (определенного документа) со всеми их реквизитами. Реквизиты документа, в котором отражено решение, придает ему правовой характер. В единоначальных органах такие документы подписываются должностным лицом, правомочным издавать данный акт. В коллегиальных органах указанные документы подписываются руководителем органа, принявшего (издавшего) решение, а в его отсутствие — лицом, исполняющим его обязанности (председательствующим на заседании). Датой издания правового акта считается дата принятия решения или подписания акта. Перед подписью указывается наименование должности лица, подписавшего акт, его инициалы и фамилия. Должность указывается без повторения наименования органа, обозначенного на бланке или штампе документа (акта).
В единоначальных органах принятие решения часто совпадает с одобрением подготовленного проекта акта лицом, компетентным его издавать. В актах, издаваемых в устной форме, все рассмотренные стадии сливаются (соединяются), и очевидным становится лишь само распоряжение, указание, т.е. решение. И вряд ли есть необходимость в строгой их фиксации. Главное, чтобы принятое решение было понятным для исполнения. Однако желательно, чтобы такие решения регистрировались в определенных журналах или в компьютере. Их учет позволил бы осуществлять контроль за исполнением и правомерностью издания.
Таким образом, придание вынесенному решению правовой (юридической) формы следует рассматривать в качестве отдельной стадии принятия (издания) правового акта управления (правотворческого процесса).
Правовые акты управления имеют адресатов, исполнителей. Поэтому после принятия акты необходимо довести до их сведения, т.е. обнародовать.Обнародование является для большинства актов завершающей стадией принятия акта управления. На первый взгляд может показаться, что доведение акта до сведения
[1] См.: Крамник А.Н. Административно-правовая деятельность исполкомов районных Советов депутатов трудящихся: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Харьков, 1969. С. 7.
адресата не входит в понятие издания акта. Однако следует учитывать то обстоятельство, что принятый и не обнародованный акт остается «мертвым», неисполнимым.
Виды, пути обнародования могут быть различными: личное (персональное) ознакомление в устной форме, ознакомление путем высылки копий, вывешивания, ознакомление под расписку. В случаях, когда адресатов много, акт размножают, оставляя у себя первый экземпляр (оригинал), рассылают, обнародуют через средства массовой информации (пресса, радио, телевидение) или в специальных изданиях. Обнародование может быть официальным и неофициальным.
Официальным опубликованием является доведение правовых актов управления до всеобщего сведения путем перепечатывания их текстов в полном соответствии с подписанными оригиналами в следующих изданиях:
1.в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь;
2.в газете «Советская Белоруссия» — акты Президента Республики Беларусь;
3.в газете «Республика» — постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, правовые акты республиканских органов государственного управления;
4.в периодических печатных изданиях, которые определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь — правовые акты областных и Минского городского исполнительных комитетов.
Нормативные акты управления Национального банка, республиканских и иных органов государственного управления подлежат опубликованию после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (см. Положение «Об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь»). В него могут быть включены акты, получившие положительное заключение Министерства юстиции Республики Беларусь, т.е. только после правовой экспертизы (см.: Положение о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь; постановление Совета Министров Республики Беларусь «О правовой экспертизе правовых актов Национального банка, министерств и других республиканских органов государственного управления»).
Очевиден факт наличия стадий проведения экспертизы и включения правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в принятии (издании) нормативных правовых актов некоторыми органами государственного управления.
Официальное опубликование актов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты. Опубликование на других языках допускается только при наличии официального перевода их на соответствующий язык, утвержденного соответствующим государственным органом (должностным лицом) в порядке, установленном для принятия (издания) этого акта.
Не подлежат опубликованию акты или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения. Об этом на оригинале акта делается соответствующая отметка уполномоченным государственным органом (должностным лицом).
Акты публикуются с указанием обязательных их реквизитов: наименования органа (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, вида этого акта, даты его принятия, порядкового номера и названия.
Правовые акты управления могут быть опубликованы в изданиях, не являющихся официальными, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, переданы посредством иных способов распространения информации.
Неофициальное опубликование осуществляется только после его официального опубликования с соблюдением требований, предъявляемых к деятельности по распространению правовой информации (см. Положение о порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь), при этом обязательно указывается также источник официального опубликования, номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по распространению правовой информации, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь наличие такой лицензии необходимо.
Таким образом, доведение правовых актов управления до сведения исполнителей осуществляется по существу в двух формах: путем публикации и оповещения. Нормативные акты подлежат обязательной публикации, индивидуальные — могут доводиться до сведения путем оповещения.