Виды органов государственного управления

Органы государственного управления разнообразны, что обу­словлено многими факторами. У них неодинаковый масштаб дея­тельности, порядок образования, характер компетенции и др. Раз­деление органов на виды имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Оно помогает глубже познать сущность и назначение, особенности органов государственного управления.

Классификация может быть различной в зависимости от по­ложенного в ее основу критерия. Критериев существует много, и зависят они от различных характеристик, особенностей органов. Основными из них являются: масштаб деятельности, порядок

образования, характер компетенции, порядок разрешения подве­домственных вопросов, источник финансирования.

Под масштабом деятельности прежде всего понимается тер­ритория, на которую могут распространяться полномочия органа. По территориальному масштабу деятельности различают органы общегосударственные и местные.

К общегосударственным органам относятся: аппарат Прези­дента Республики Беларусь; Совет Министров Республики Бела­русь, министерства, государственные комитеты и комитеты; адми­нистрации государственных объединений (учреждений), подчи­ненных Совету Министров Республики Беларусь.

Все они разные по своим качествам, но имеют общий признак — территориальный масштаб деятельности. Их полномочия распрос­траняются на всю территорию республики. В юридической литера­туре рассматриваемую группу органов обычно называют иначе — центральными, поскольку они действуют из центра, находятся на самой высокой ступени в иерархии, или республиканскими, по­скольку действуют в пределах республики. Ни первое, ни второе название не может быть приемлемым по следующим причинам. Во-первых, термин «центральный» применяется в статье 106 Кон­ституции и в статье 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» в отноше­нии Совета Министров. Если его использовать и для других орга­нов, то может сложиться мнение об их отождествлении в правовом статусе с Советом Министров, что недопустимо. Нежелательно использовать и термин «республиканские». Им обозначены минис­терства, государственные комитеты, комитеты при Совете Минист­ров и государственные организации, подчиненные Совету Минист­ров. Применение определения «республиканский» к Совету Ми­нистров снизило бы его правовой статус до уровня республикан­ских органов.

Органами местного уровня являются те, которые свою дея­тельность распространяют, как правило, на административно-тер­риториальную единицу. К ним относятся местные исполнительные и распорядительные органы и органы республиканских органов на местах.

В части 2 статьи 9 Закона «О местном управлении и самоуп­равлении в Республике Беларусь» определено, что органами мест­ного управления являются исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские городов районного подчинения), базового (городские городов областного подчинения, районные),

областного уровней. Их масштаб деятельности строго ограничен со­ответствующей территорией. К такого рода органам относятся и местные администрации, которые находятся на территории рай­она в городе с районным делением.

К рассматриваемым органам относятся также отделы и управ­ления местных исполнительных комитетов (местных администра­ций). Их деятельность ограничена территорией района, города или области.

Органами республиканских органов на местах являются такие органы, которые находятся в административно-территориальных единицах и подчинены не местным исполкомам (администраци­ям), а органам, их создавшим, т.е. по вертикали — министерствам или другим вышестоящим органам.

В части 9 статьи 12 Закона «О Совете Министров Республи­ки Беларусь и подчиненных ему государственных органах» уста­новлено, что «в целях реализации полномочий республиканских органов государственного управления в административно-терри­ториальных единицах Республики Беларусь могут создаваться в установленном порядке их территориальные органы».

По отношению к другим организациям органы государствен­ного управления можно разделить на органы внутреннего, внеш­него и смешанного (внутренне-внешнего) действия.

К первому виду относятся преимущественно органы отрасле­вого характера. Они в основном действуют внутри отрасли, управ­ляют подчиненными им и входящими в отрасль органами, учреж­дениями, предприятиями. Органами внутреннего действия явля­ются некоторые структурные подразделения (отделы, управления) местных исполнительных комитетов (например, юридическая служ­ба, управление делами с хозслужбой и общим отделом, Аппарат Совета Министров). Таких органов в настоящее время существу­ет немного по сравнению с органами внешнего действия.

Органами внешнего действия являются органы, которые рас­пространяют свои полномочия за пределы отрасли, не являются отраслевыми. К ним относятся: Совет Министров; Комитет госу­дарственного контроля; Совет Безопасности и др.

Органами смешанного действия (внутренне-внешнего) явля­ются Администрация Президента, Управление делами Президен­та. Они в немалой степени обеспечивают деятельность Президен­та Республики Беларусь. Полномочия внешнего характера у них незначительны.

По порядку образования органы государственного управления делятся на органы, образуемые Президентом, Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, местны­ми исполнительными и распорядительными органами.

Наиболее важные, значимые органы образуются Президен­том. К ним относятся: Совет Безопасности, Администрация Пре­зидента, Управление делами Президента, Комитет государствен­ного контроля, Совет Министров, республиканские и иные органы государственного управления.

Совет Министров утверждает состав коллегий министерств и государственных комитетов, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь, образует по согласованию с Президентом государственные организации, т.е. объединения юри­дических лиц, имущество которых находится в собственности Рес­публики Беларусь, осуществляющие управление объектами госу­дарственной собственности, иные государственные организации (ч. 3 ст. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. №516).

Министерства и государственные комитеты, комитеты созда­ют подведомственные им предприятия, организации, объедине­ния и учреждения, а в административно-территориальных едини­цах — свои территориальные органы.

Местные исполнительные и распорядительные органы обра­зуют отделы и управления, а также комиссии по вопросам своей деятельности.

По характеру компетенции органы государственного управле­ния разделяются на органы общей компетенции, органы специаль­ной компетенции, органы отраслевой компетенции, органы межот­раслевой компетенции, органы хозяйственного руководства.

Органы государственного управления общей компетенции осу­ществляют свои функции в той или иной мере по отношению ко всем или значительной части объектов управления определенно­го уровня. К таким органам относятся Совет Министров Респуб­лики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные орга­ны (исполкомы).

К органам специальной компетенции следует отнести те, ко­торые осуществляют особые функции: например, Комитет по энергоэффективности при Совете Министров, Администрация Прези­дента, Управление делами Президента, Совет Безопасности. Рас­сматриваемые органы обособлены от общей массы органов госу­-

дарственного управления, и у них отличные от других компетенция и место в системе механизма государственного управления.

К третьей группе по характеру компетенции относятся отрас­левые органы. Они на республиканском (некоторые министер­ства, государственные комитеты) или на местном уровне (отделы, управления местных исполкомов) управляют отдельными отрас­лями, группами (сферами) родственных и подчиненных предпри­ятий, учреждений по всем вопросам их деятельности.

В противоположность таким органам органы межотраслевой компетенции выполняют отдельные функции в отношении непод­чиненных органов, предприятий, учреждений, осуществляемые в виде, координации. К ним относятся часть министерств, часть госу­дарственных комитетов и комитетов при Совете Министров и не­которые отделы, управления местных исполкомов.

К органам хозяйственного руководства относятся управле­ния (администрации) объединений (концернов), администрации государственных предприятий, учреждений. Они призваны осу­ществлять хозяйственное управление, непосредственно управлять теми, кто создает материальные блага, оказывает услуги, осу­ществляет подготовку специалистов. Компетенция таких органов имеет свои особенности, обусловленные стоящими перед ними задачами, основным их предназначением.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления делятся на коллегиальные и едино- начальные. Коллегиальными органами являются Совет Минист­ров, местные исполнительные и распорядительные органы, ко­миссии, наделенные государственно-властными полномочиями (административная комиссия, комиссия но делам несовершенно­летних), Совет Безопасности, Правление и Совет директоров На­ционального банка. Комиссии, имеющие консультативный харак­тер, к рассматриваемым органам не могут относиться, поскольку являются вспомогательными.

Коллегиальными органами являются те, которые в коллеги­альном порядке решают наиболее важные вопросы. Для них кол­легиальность является основной формой работы.

Единоначальными органами являются министерства, государ­ственные комитеты, комитеты при Совете Министров, Администра­ция Президента, Управление делами Президента, Комитет государ­ственного контроля, отделы и управления местных исполкомов, администрации объединений (концернов), предприятий, учрежде­

ний.Все они значительную часть вопросов своей компетенции ре­шают единоначально. Для них это основная форма работы.

Между тем, следует подчеркнуть, что коллегиальных и единоначальных органов в чистом виде практически не существует, за исключением комиссий. В коллегиальных органах применяет­ся единоначальная форма работы, а в единоначальных — коллеги­альная. Но такие формы работы не являются для них основными. Единоначальное решение вопросов в коллегиальных органах спо­собствует разгрузке коллегий от вопросов, не требующих выявле­ния мнения широкого круга людей, специалистов. Коллегиаль­ность в единоначальных органах (коллегии министерств, различные советы) помогает руководителям (министрам, председателям го­сударственных комитетов, руководителям администрации пред­приятий, учреждений) более правильно и квалифицированно ре­шать вопросы. В отдельных случаях коллегиальные органы, соз­данные в единоначальных, наделены правом решать отдельные вопросы: например, ученый совет, ректорат высшего учебного за­ведения, совет факультета.

По источнику финансирования органы государственного управ­ления делятся на госбюджетные и хозрасчетные. Первые финан­сируются из средств государственного бюджета, вторые содер­жатся за счет отчислений от прибыли предприятий, входящих в их состав (управления объединений (концернов), или за счет пред­приятия, организации, управленческим звеном которой он явля­ется (администрация).

Наши рекомендации