Лекция по теме «механизм (аппарат) государства. функции государства»
ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА ГОСУДАРСТВА). ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ: ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Любая сложная социальная система, каковой является и общество, нуждается в управлении ,Управление обществом есть процесс организованного воздействия на различные стороны жизнедеятельности человека_экономиче- офб'социальную, культурную и ины^Его!цел ью_ является создание максимально благоприятныхуслоЕий для удов- летворения потребностей отдельно в'ЗЯТого человека и эффективного функционирования"'обществаТцелом. Vngss- ляющее воздействие осуществляется как государственными, так и негосударственными органами тлитического. 3!Ш0Мйческог^^ партиями, политическими лидерашГТтрСфессио-
Однако наибольшим организационным потенциалом управленческого воздействия, способным оказать влияние практически на все сферы общества, обладает государство благодаря наличию системы специальных органов учреждений и предприятий, а также особого слоя людей, профессионально занятых деятельностью по исполнению полномочий государственных органов. Вместе взятые - органы государства, а также занятые в них государственные служащие осуществляют цели, задачи, функции государства и составляют его механизм Благодаря ему государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения.
В значительной мере от того, насколько разумно организована деятельность государственных органов и учреждений, насколько эффективно их взаимодействие, зависит способность государства своевременно реагировать на возникающие проблемы, удовлетворять насущные потребности населения.
В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат», охватывающий все виды государственных органов. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность. Однако, аппарат любого государства - это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система.
Механизм государства организуется как в масштабах всей страны, так и в ее административно- территориальных подразделениях Он есть та реальная материальная сила, располагая которой, государство властвует и управляет делами общества. Он является непосредственным олицетворением государства, представляет собой материальное, непосредственное существование самого государства. Речь идет о своего рода «скелете» государства, о его опорной конструкции, без чего нельзя добиться устойчивости государства и его целеустремленного воздействия на политические, экономические и социальные процессы.
Наличие механизма (аппарата) государства (публичной власти) является одним из отличительных признаков государства Причем он относится к числу наиболее «правовых». Сравните, например с территорией и населением Поэтому характеристике механизма государства юридические науки уделяют значительное внимание, в т.ч. и теория государства и права.
Теперь дадим определение механизма (аппарата) государства .'/Механизм (аппарат) государства - это целостная иерархическая система взаимодействующих органов, организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные черты государственного аппарата
1. Это целостное единое система государственных органов, основанная на единстве целей, задач, принципов организаций и деятельности.
2. Первичными структурными элементами гос. аппарата являются государственные органы и учреждения.
3. Аппарат государства состоит из особой группы людей (государственный служащих), выделенных из общества и подготовленный для управления им.
4. Государственные органы в этой системе расположены и связаны между собой началами субординации (иерархии) и координации.
5. При помощи государственного аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
Государственный механизм имеет следующие внутренние строения:
- первичным элементом является орган государства.
- иерархически взаимосвязанные государственные органы, выполняющие одну и ту же функцию, составляют подсистемы государственного механизма. Среди них выделяются следующие подсистемы: законодательная, исполнительная. судебная, контрольная.
Формирование органов государства, их функционирование и взаимодействие осуществляется на основе определенных принципов, определяющий порядок их деятельности. Они закрепляются в законодательных актах государства: конституции, законах и т.д.
К таким принципам относятся:
1. Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющих учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их политические и религиозные воззрения. особенности национальной культуры, традиции, обычаев.
Гражданское законодательство - система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права (ст.З ГК): -
1. Законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы РБ, декреты и указы Президента Республики Беларусь);
2. Распоряжения Президента Республики Беларусь;
3. Постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами;
4. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;
4. Акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой так, как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этом смысле система права и система законодательства близки и в основном совпадают.
ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ:
Т.О. отношения, в которые вступают люди между собой, с объединениями людей, государственными органами, их должностными лицами и государством в целом, находятся в тесной взаимосвязи между собой, образуя как бы единое целое. А соответственно и право, опосредуя все эти общественные отношения, представляет собой некое целостное образование, именуемое системой права.
Система права, как и люба^'другая система, представляет собой сложноорганизованное единое целое, состоящее из отдельных элементов. Такими элементами являются нормы права, институты права, подотрасли права и отрасли права.
Каждый из этих элементов выполняет свою вполне определенную функцию в обществе
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. ПРАВОТВОРЧЕСТВО».
ПЛАН:
1 Понятие формы (источника) права и их виды.
2Понятие правотворчества, его субъекты, функции и принципы. \ Правотворческий процесс и его основные стадии.
]ll) 4. Нормативный акт - основной источник права в Республике Беларусь. Система нормативных актов. Коллизия )рмативных актов
5. Пределы действия нормативно-правовых актов.
6. Систематизация нормативных актов
ВВЕДЕНИЕ
На прошедших лекциях мы рассмотрели, что такое право и его систему.
В настоящей лекции наша задача выяснить, как право образуется, каков процесс его формирования, где оно содержится, откуда его можно взять.
Данная тема имеет большое теоретическое и практическое значение. Оно заключается прежде всего в том, что каждый юрист должен иметь четкое представление об источниках права и правотворчестве. А как субъект реализующий, особенно применяющий нормы права, уметь быстро найти необходимый источник.
Сотрудники ОВД в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с различными жизненными ситуациями, а поэтому должны свободно ориентироваться не только в нормативных актах, но и в других вопросах, т.к.. действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Данная тема имеет тесную связь с другими темами ТГП. другими юридическими дисциплинами т к., конституционным правом, уголовным и административным правом и др.
Тема, на мой взгляд, сложна в изучении, т.к. имеет значительный объем и большое количество новых понятий и терминов.
ВОПРОС № 1. «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКА), ПРАВА И ИХ ВИДЫ».
Право, как и всякое общественное язление, имеет формы своего внешнего выражения, объективного реального существования и функционирования.
В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридические источники права.
Т.О. Формы (источники) „гцэава - это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.
Юридической науке известны несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права Это:
1.Правовой обычай:
2.Юридический прецедент
3. Нормативно-правовой акт;
4. Нормативный договор;
5. Юридические доктрины;
6. Религиозные писания.
В различных правовых системах мира, в разные периоды, в разных странах одновременно применялись несколько источников права В зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны некоторые из них приобрели доминирующее значение, а некоторые из них утратили свое значение. Так, на ранних этапах становления права преобладающим источником повсеместно был юридический обычай. По мере развития и укрепления государства на смену обычаю приходит нормативно-правовой акт (закон). С течением времени на Европейском континенте он постепенно становится главным источником права. В некоторых странах основным источником права стал юридический прецедент.
Рассмотрим каждый из вышеперечисленных источников права.
1. Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай.
Обычаи как таковые возникли раньше государства, их появление и становление было обусловлено нормами морали, религии, идеалами, жизненными устоями и иными представлениями первобытного человека о жизни. Они передавались из уст в уста в форме мифов, легенд, пословиц, поговорок и т.д. Требования обычаев, как правило, соблюдались людьми добровольно. С появлением государства появились и правовые обычаи - обычаи, отвечающие либо интересам определенных групп людей (как правило, стоящих у власти), либо интересам всего общества в целом с точки зрения политических сил, стоящих у власти. Следовательно, не все обычаи становятся правовыми, а лишь те из них, которые попадают в орбиту государственных интересов, санкционируются государством и обеспечиваются его принудительной силой.
Т.О. Правовой обычай - это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права
Правовой обычай являлся господствующим источником права в рабовладельческом и феодальном обществах.
Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права.
В качестве примеров обычного права можно назвать
| |
а) Законы ХП таблиц (Древний Рим, У в. до н.э.);
б; Законы Драконта (Афины, УП в до н.э.):
в) Русская Правда (Киевская Русь, Х1 в.) и т.д.
Так, правовой обычай был господствующим источником права на территории Беларуси ХУ-ХУ1 вв. Однако, после принятия Статута Великого княжества Литовского 1529г., обычное право стало играть вспомогательную роль
Правовые обычаи как источники права сохранились до настоящего времени, хотя и потеряли свое былое значение: часть из них поглотилась законодательством либо прецедентным правом, но часть все же продолжает действовать в «чистом» виде. Они достаточно распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве обычаев делового оборота, на основе которых взаимодействуют партнеры, а также в межгосударственных отношениях, где значительную роль играет дипломатический этикет: например, обычай встречать делегации самого высокого уровня поднятием в их честь государственных флагов и исполнением гимнов. А в некоторых случаях в нормативно- правовых актах содержатся и прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не уреп/лированы законодательством. Так. например, в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» предусматривается при исследовании договоров в числе прочих обстоятельств учитывать и обычаи, сложившиеся в международной торговле.
Пример:
Передача власти от одного правителя другому в Англии сегодня также основана на обычае. Премьер-министр, председатель проигравший на выборах партии, после подсчета голосов избирателей идет в ьукингемский дворец, где, преклонив колено и поцеловав руку королеве Англии, вручает прошение об отставке. После того, как он покидает резиденцию королевы, приезжает лидер партии, которая победила на выборах. Преклонив колено перед королевой, из ее рук он получает право на формирование собственного правительства. Вся процедура передачи власти от одной партии другой занимает 40 минут.
2. Следующей формой права является юридический прецедент. Существует два вида прецедентов: судебный и административный. Под последним понимается решение, принятое административным органом и административным судом по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел.
Судебный прецедент (от лат. - предшествующий) является распространенным источником права в Англии. США. Канаде. Австралии и др.
Т.О. Судебный прецедент - решение суда, вынесенное по конкретному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.
Пример: В Англии высшей судебной инстанции является Палата Лордов Ее решения обязательны для всех судов страны. Следующей инстанцией является Апелляционный суд, решения которого обязательны для всех судов, кроме Палаты Лордов Наконец, третья инстанция - Высший суд правосудия решения которого становятся обязательными для судов низшей инстанции.
* Достоинство прецедента состоит в том, что он предметно и более точно, чем общая норма, способен отразить ."существо конкретного дела.
а) реформы социально-экономического характера;
б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;
в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;
г) улучшения правоприменительной практики и т.д.
Основным средством повышения уровня правосознания и правовой культуры является правовое воспитание, которое служит условием демократизации государственной и общественной жизни.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Цель правового воспитания - развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Формы правового воспитания: -
1. Правовое обучение.
2. Правовая пропаганда.
3. Юридическая практика.
4. Самовоспитание и т.д.
Большую работу по правовому воспитанию населения проводят органы внутренних дел.
Основной целью такого воспитания является - в выработке у населения твердого убеждения в том, что необходимо строго, неукоснительно и точно соблюдать правовые предписания установленные государством
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Т.О. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений и т.д.. в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Правосознание имеет свою структуру и виды.
ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ:
Т.О. Законность - есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.
Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Правосознание - есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явпениям в общественной жизни.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Знания вопросов рассмотренной лекции имеет огромное практическое значение на современном этапе развития нашего государства, т.к. мы живем в государстве, которое является правовым (ст. 1 Конституции Республики Беларусь). А в правовом государстве - закон и соблюдение законности, является основой его жизнедеятельности, а отсюда исходит и особая роль, которая принадлежит сотрудникам ОВД, каковыми мы являемся. Поэтому, для более углубленного, детального изучения рассмотренных вопросов, Вам необходимо дополнительно изучить:
1. А.Ф.Вишневский, учебник «Общая теория государства и права». Мн.. 1999. гл.15, стр.335-359: гл.19 стр.439-
461.
2. В.М.Корельский, учебник «Теория государства и права», Мн., 1997. гл.22 стр.323-338, гл.28 стр.435-463
Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.
Научное правосознание - характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений
б) По носителям:
1 Индивидуальное.
2. Групповое.
3. Массовое.
4. Общественное.
Индивидуальное правосознание - это представление о праве, законности, правопорядке, о правовых требованиях отдельного человека, индивида.
Групповое правосознание - под которым понимаются воззрения на право и правовую практику различных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ и т.д.
Массовое правосознание - которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бушующая толпа и т.д.).
Общественное правосознание - включает в себя правовые взгляды, идеи, мнения, теории, которые распространены в данном обществе.
Оно рассматривает право, как социальную ценность, которая должна служить интересам всех и каждого.
Общественное правосознание отражается в групповом, которое в свою очередь, накладывает отпечаток на индивидуальное правосознание
С правосознанием и правом неразрывна связана правовая культура, которая характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опираются все ветви власти.
Под правовой культурой понимается - обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством свобод и прав человека.
Правовая культура общества зависит прежде всего от:
1. Уровня правосознания, отношения общества, государства, индивидов к праву
2. Совершенства и демократизма правотворческого процесса
3. Качества законодательства, степени сбалансированного в нем отражения интересов индивидов, социальных групп, общества в целом.
4. Состояния в сфере реализации права, уровня работы правоохранительной системы.
5. Правового закрепления и реального обеспечения прав и свобод личности.
5 Состояния законности и правопорядка и т.д., и т.д.
Правовую культуру как и правосознание можно разделить на:
1. Индивидуальную.
2. Групповую.
3. Общественную.
/Данный вопрос Вам необходимо изучить самостоятельно во время самоподготовки./.
От уровня профессиональной правовой культуры сотрудников ОВД и их профессиональной грамотности, общей культуры, дисциплинированности и оперативности во многом зависит эффективность их деятельности в борьбе с правонарушениями и преступлениями, зависит авторитет среди населения.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм - это тип правосознания основанный на отрицательном отношении к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений
Подобное неуважительное отношение к праву имеет место в тех обществах, где идеи прав и индивидуальных свобод оказываются невостребованными и не представляют главной ценности для людей.
Как социальное явление нигилизм характеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям:
б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания:
в) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.д.
Формы правового нигилизма:
а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов:
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
в) издание противоречивых правовых актов:
г) подмена законности целесообразностью:
д) нарушение прав человека и т.д.
В современной юридической литературе все чаще и чаще поднимается вопрос о способах борьбы с правовым нигилизмом как крайне вредным, подрывающим правовой порядок, социальным явлением.
Выделяют следующие подходы:
Недостаток, состоит в том, что число прецедентов, которые применяется на практике в Англии, составляет около 500 тыс. Помимо них, имеется около 3 тыс. законов. В США ежегодно издается 350 томов судебных решений, которые используются в качестве прецедента.
3. Наиболее распространенным источником права является нормативный акт.
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения.
Главенствующее положение среди нормативно-правовых актов занимает закон. (Более подробно в 4 вопросе). Он обладает высшей юридической силой, то есть имеет верховенство над всеми иными нормативно-правовыми актами (указами, решениями, постановлениями и т.д.). Все остальные нормативно-правовые акты должны исходить из законов, не противоречить им.
Нормативный акт содержит общеобязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределенному кр7(тТу(оъе1а^ постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается'от акТов. нё об- ладающих прйзнакашГно^ .
4. Нормативный договор - это двухстороннее или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права.
Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между феодалами в средние века. В настоящее время они применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве.
5. Юридиче£кие^9£гдины - это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых'правоведов.
Пример: Научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Паниниана, Павла, Гая, Ульпиана и др). Их тесты, даваемые разъяснения, использовались судами при разрешении юридических дел
В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают в качестве непосредственных источников права. Но они являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны, чего пока нельзя сказать о Беларуси.
^ 6.На определенных этапах^дазвития общества роль источников права играли и еще продолжают играть религиозные писания "
Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права Догмы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями.
Постепенно сфера действия норм церковного права за счет светской власти сужалась.
В настоящее время религиозные тесты потеряли всеобщую значимость, как источников права, однако не утратили ее полностью.
В ряде мусульманских стран по-прежнему основными источниками права остаются тесты священных мусульманских религиозных книг (Коран). В них содержатся положения, обладающие общеобязательным характером.
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Т.О. Форма (источник) права - это способ официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.
Юридической науке известны несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права, это: -
а) Правовой обычай;
б) Юридический прецедент;
в) Нормативно-правовой акт,
г) Нормативный договор:
д) Юридические доктрины;
е) Религиозные писания.