Понятие, характеристика, классификация законов, вида подзаконных нормативно-правовых актов
Закон –это НА, принятый референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом гос-ой власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юрид-ой силой. Законы принимаются путем голосования. Классификация законов: 1. Конституция 2. Конституционные законы 3. Законы о ратификации международных договоров 4. Программные законы 5. Кодексы 6. Обыкновенные законы 7. Декреты Президента
Конст-ый закон принимается квалифиц-ым больш-ом (не менее двух третей от полного состава палаты) обеих палат. К конст-ым законам относятся Конст-ия РБ, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении ее в действие, о ее толковании. К Программным законам относят законы об основных направлениях внутр. и внеш. политики, о военной доктрине, закон о бюджете. Обыкновенный закон считается принятым, если за него проголосовало больше половины депутатов Палаты представителей и членов Совета Р от их полных составов. Обыкновенные, т.е. все другие законы и иные акты гос-ых органов издаются на основе и в соответствии с Конст-ей. Они чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений. Каждый закон имеет свой особый предмет регулирования от политической до социальной сферы. Среди законов следует выделить кодексы, являющиеся кодифицированными актами, обеспечивающими целостную регламентацию соответствующей отрасли права. Кодификацией считается процесс сведения к единству НПА путем переработки их содержания. Кодексы содержат большее число норм, отличаются сложной структурой, могут состоять из нескольких частей (общей и особенной): Гражд-ий кодекс, Труд. кодекс, Уголовный кодекс, и др.
Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не указан иной срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.Виды подзаконных НПА.Подзаконные правовые акты –это акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения. Распоряжения издаются Президентом и Премьер-министром, обычно не устанавливают норм права, но бывают норм-ми, если содержат обязательные предписания. Нормативные приказы издаются министер-ми, гос-ми комитетами в соответствии с их правотворческой компетенцией. Инструкции всегда явл-ся нормат-ми, издаются министерствами, гос-ми комитетами. Решения местных советов депутатов, а также исполн-ых и распоряд-ых органов принимаются в пределах их компетенции, также относятся к подзаконным НА, имеют обязательную силу на соответствующей терр-ии.
32.Понятие, структура и характеристика системы права. Системаправа– это нормативное образование, вкл-е в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, кот тесно взаимодействуют между собой и кот обусловлены системой общественных отношений. В качестве стр-ых элементов системы права выступают: 1) правовые институ 2) отдельные юрид-ие нормы; 3) отрасли права. Юрид-ая норма явл-я одним из основных элементов системы права, кот выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений. Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родст-ых норм наз-ся правовыми институтами. Первостепенное в объединении прав-х норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д. В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные инстит Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы админ-ого и констит-ого права. Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.Отрасль права является крупным подразделением системы права. Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права. Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.
33.Частное и публичное право,материальное и процессуальное право.Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах. Деление на частное и публичное право– это разделение на группы, кот систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов гос-а и общества в целом (конст-ое, админ-ое, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).Публичное право непосредственно связано с публичной властью, кот обладает гос-о. Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физ-х или юри-х), кот имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают гл образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, кот возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1) институционального (наставнического);2) пандектного (свободного, совокупного).Соотношение част-го и публичного права:1) частное право – это совокупность правовых норм, кот регулируют и охраняют интересы частных собствен-ов свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публ-е право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов госуд-ой власти и управления, формирования и работы парламентов, иных гос-ых учреж-ий, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого3) частное право в своей реализации опирается на публ-е. В общей правовой системе публ-ое и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени явл-я условным.Частное право явл-я правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в кот право осуществляется и исключает действие иных мотивов.Основная функ. частного права состоит в распределении матер-ых и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.Основная функция публ-ого права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, кот исходят от единст-ого центра, каким явл-я гос-ая власть Частное право явл-я основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.Частное право – это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы гос-ные и межгос-ые. В объективном праве сформировались две крупные целостности правовых норм 1) матер-ое право — это совок-ть норм, непосредственно регулирующих обществ-е отношения; 2) процессуальное право — это совок-ть норм, регулирующих деят-ть по реализации матер-ых норм. Таким образом, матер-ое и процессуальное право соотносятся как содержание и форма правового регулирования. Процес-ые правовые нормы служат формой воплощения в жизнь содержания норм матер-го права. Матер-ые регулятивные нормы, устанавливая субъективные права и юрид-ие обязан-и, формируют позитивное поведение своих адресатов. Матер-ые охранительные нормы обеспечивают действие материальных регулятивных норм. Процессуальные нормы регламентируют процедуру разрешения споров и конфликтов, процесс расследования и судеб. Рассмот-ия преступлений и иных правонарушений. Обе группы юрид-их предписаний в равной степени обязательны к соблюдению и В то же время юрид-е последствия нарушения норм матер-го и процессуального права различны. Следствием нарушения матер-ой нормы явл-я юри-ая ответ-ть правонар-еля, а следствием нарушения процессуальной нормы явл-я отмена принятого на ее основе решения или ничтожность (недействительность) результата деят-ти субъекта права.