Субъекты политической системы общества.
Субъекты политической системы: государство, государственные органы, политические партии, политические объединения, общественные организации, общественные объединения, политические лидеры и т.д.
Разница между политической системой и гражданским обществом: субъектом гражданского общества не является государство.
Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества. Роль государства в политической системе общества выражается в двух позициях:
1) государство занимает ведущее положение в политической системе общества:
a. так как выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальной границы по признаку гражданства. Гражданин – проживающий на территории соответствующего государства и имеющий устойчивую правовую связь с этим государством.
b. Является единственным носителем суверенитета
c. Обладает специальным аппаратом (публичная власть) предназначенным для управления обществом, имеет силовые структуры
d. Обладает как правило монополией на правотворчество
e. Владеет специфическим набором материальных ценностей – государственная собственность, валюта и т.д.
f. Определяет главные направления развития общества
2) Государство регулирует поведение других субъектов политических отношений, так как обладает следующими полномочиями:
a. Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики или политической деятельности. Правовые режимы – дозволение и запрет. (одним разрешено участвовать в политической жизни общества, другим нет. Иностранным гражданам запрещено функционировать политическую программу партии, участвовать в выборах, кроме муниципальных).
b. Регистрирует их соответствующими органами.
c. Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения
Наряду с государственными органами функционируют органы местного самоуправления, которые также являются субъектами политической системы. Население осуществляет право на МСУ как непосредственно, т.е. путем референдума, муниципальных выборов, собраний и сходов граждан. .
Черты органов МСУ:
- Структура и компетенции данных органов определяется населением самостоятельно в большинстве случаев. (государство устанавливает количество депутатов которые могут быть избраны и исполнять эти должности, по депутатскому корпусу).
- обладает полномочиями на решения вопросов местного значения, в частности ремонт дорог.
- в пределах своей компетенции издают правовые акты
- являются юр. лицами
- не входят в систему органов гос. власти.
Понятие и признаки права
Право – это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.
Признаки права:
1) государственно—волевой характер, т. е. выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни;
2) нормативность, т. е. выражение в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в качестве системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм;
3) взаимосвязь права и государства, которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;
4) общеобязательность, так как все принятые правовые предписания адресуются неопределенному количеству лиц и являются обязательными для исполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
5) формальная определенность,т. е. выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;
6) системность и иерархичность, так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;
7) регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;
8) установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства.
Сущность права отражает главные и устойчивые свойства права.
По своей сущности право является общесоциальным, так как выражает согласованную общественную волю, служит интересам всех без исключения, обеспечивает организованность и развитие социальных связей, выступает мерой свободы и ответственности субъектов правоотношений и их объединений, средством удовлетворения различных интересов и потребностей.
Социальная ценность права определяется:
1) общесоциальной востребованностью – состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;
2) инструментальной востребованностью – использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях.
20.Функции и принципы праваФункции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности:1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения.3) Определяют сущность, главные черты права.4) Отличаются динамизмом.5) Но при этом относительно постоянны. Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиаются в соответствии с потребностями практики.
Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития. Функции права могут рассматриваться в разных плоскостях. Условно функции права можно разбить на две группы: 1) Общесоциальные(совпадающие с функциями Государства):
а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности б) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы.в) Воспитательная (идеологическая) - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц. г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления д) Экологическая и т.д.; с учетом сферы действия их можно подразделять на внутренние и внешние, с учетом продолжительности осуществления на постоянные и временные, с учетом значимости на основные и не основные.2) Специально-юридические. Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группы функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выделиить следующие подгруппы:
а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности). б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).
в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. Охранительная функция права подразделяется на карательную и компенсационную.Карательная функция выр-ся в применении наказаний к лицам совершившим правонарушение. Компенсационная ф-ия права выр-ся в восстановлении нарушенных прав. В этом случае применяется правовостановительная санкции.
Превентивная ф-ия выр-ся в предупреждении правонарушений; Еще одной специально-юридической функцией явл.г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.Принцип права – исходные определяющие идеи, начала в соответствии с которыми строится система права и которые лежат в основе её функционирования. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Классификация принципов права. Принципы делятся на:.
Отраслевыепринципы присущи одной отрасли права. Принципы гр-го права и т.дМежотраслевые присущи двум и более отраслям права. Общеправовые принципы системы права – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права.1) принцип демократизма (сис-ма права строится на демократических началах). 2) гуманизма.3) принцип справедливости (имеет особую значимость. 4) принцип равенства юридических прав и обязанностей, 5) принцип единства прав и обязанностей. 6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.7) Принципа законности 8) Принцип правосудия
За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.
Принцип права по разному проявляется в системе права, Одни формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.