Понятия и виды политических режимов.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.Существуют следующие виды политического режима:1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.Признаки авторитарного политического режима:1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;5) доминирование противоправных решений.Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.Признаки демократического политического режима:1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);3) полное подчинение государства праву;4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.




13 Понятие, классификация,формы осуществления функций гос-а. Функции гос-а и их классификация.Функции гос-а – это главные направления его деят-ти, выражающие сущность и назначение гос-а в обществе. В функциях гос-а проявляется его сущность особой организации публичной полит-ой власти располагающей спец-м аппаратом управления и принуждения. В современной юрид. теории существует несколько критериев класс-ии функций гос-а. Нельзя особо выделить тот или иной критерий как наиболее правильный, так как они используются с различными целями и отражают разные стороны функцион-ия гос-а. Основные критерии классификации:По сферам общественной жизнивыделяют полит-ю, соц, экон, дух, экол.По принципу разделения властей: законод-ую, управленческуюисполн-ю) судебную, инф-ую. По способу осуществления: регулятивные и охранительные.По степени соц важности: основные и неосновные.По продолжительности: постоянные и временные.По сферам полит направленности: внутренние и внешние, кот в свою очередь также подразделяются:Внутренние на: поддержание существующего гос-го и общ-го строя, защита господствующего класса, экон-е, налогообложение, финансовый контроль, соц, дух, полит, эколог, защита прав и свобод лич, обеспечение законности и правопорядкаВнешниена: содействие по обеспечению международного мира, защита гос-ой границы и территории, межгосударственное эколог, экон и полит сотрудничествоМожно выделить четыре основные функции, которые выполняет любое государство:экон-я, т.е. развитие экономики как внутри гос-а, так и установление международных экономических связей;полит-я, т.е. обеспечение безопасности как внутри страны, так и на международном уровне, защита гос-го суверенитета;Соц-я, т.е. обеспечение достойного уровня жизни всего населения, охрана прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей людей и т.п.;идеологическая, т.е. поддержка науки, культуры, образования, а так же полит, религиозной, нравственной идеологии; В свою очередь Нерсесянц В.С. выделяет в качестве основных функций:правоустановительная функция, т.е. установление всех источн и норм действующего права;правореализаторская функция, т.е. претворение в жизнь установленных норм права;правозащитная функция, т.е. установление законности и порядка во всех сферах жизни общества;

внешнегосударственная функция, т.е. осуществление внешнего суверенитета гос-а; Можно отметить, что первые три функции относятся к внутренней деят-ти гос-а, тогда как четвертая отвечает за отношения гос-а с внешним миром.С разв-ем чел-а у гос-а могут появляться и новые функции Таким образом, что определять критерии классификации функций гос-а нужно исходя из того, какие конкретно при этом преследуются цели.Формы и методы реализации функций гос-а Под формами осуществления функций гос-а понимаются: Деят-ть основных звеньев механизма гос-а,. Такими формами яв-я законод-я, управлен-ая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная деят-ть. Рассмотрим основные специфические виды гос-ой деят-ти. Законод-ая деят-ть состоит в разработке, принятии и издании законод-ыми и представ-ыми органами законов, обязательных для исполнения Управлен-ая или исполнительная деят-ть представляет собой основанное на законах оперативное, повседневное исполнение органами государственного управления функций гос-а в сферах развития экон и культ, соци обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.Судебная деят-ть, т.е. реализация функции государства, которая осуществляет правосудие всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деят-ть - это выполнение функций госу-а посредством действия всех разновидностей гос-го надзора и контроля над законностью. Данная классификация способствует изучению и совершенствованию разделения труда между разными звеньями механизма по выполнению гос-ом его функций и тесно соотносится с принципом разделения властей.Однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, через которую осуществятся его функции. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различают:

14.Пон,приз-ки, прин-пы организаций и дея-ти механизма гос-аМеханизмом гос-асистему гос-ых органов и организаций, дейст-ую на основе единых, законод-но закрепл-ых принципов, призванную реализовывать гос-ую власть, выполнять функции и решать задачи гос-ва.Для изучения механиз(ма гос-а используют структурно-функциональный подход. направлений системного анализа и базируется на иссле-ии структуры и функций механизма гос-а в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.Признаки механизма гос-а:1) наличие системы госуда-ых органов, кот базируется на принципе разделения властей в организации и деят-ти гос-го аппарата;2) сложная структура;3) взаимообратная связь между функциями гос-а и гос-ым механизмом;4) решение задач по обеспечению управления гос-ом и выполнению гос-ых функций.Структуру механизма гос-а составляют следующие виды гос-ых органов:1) гос-ые органы, кот связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени гос-а:– органы представительной власти;– органы исполнительной власти;– судебные органы;– контрольно-надзорные органы;2) гос-ые учреждения, которые не обладают властными полномочиями и спец-о не исполняют функции по управлению, но на основании гос-ой собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, 1) гос-ые учреж-я и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;2) гос-ые предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;3) гос-ые гражданские служащие – те лица, профес-но занимаются управлением гос-а, поэтому занимают назначенную госу-ую должность;4) здания, сооружения и различное оборудование, обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма гос-а.Механизм гос-а действует на основе принципа разделения властей, кот заключается в том, что гос-ая власть делится на следующие ветви власти:1) законод-ая – власть, кот имеет верховный хар-р, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу гос-ой, а также общ-ой жизни;2) исполн-ая – та власть, кот представляет, кот занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законода-ми органами нормативных документов;3) судебная – власть, кот действует самостоятельно от исполнительной и законод-ой, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои гос-ой и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.Принц организации и деят-ти гос-ого аппарата – основопол-щие начала, идеи, определяющие хар-р функцион-ия и раз-ия аппарата гос-а в целом. Совре-ое гос-о и гос-ый аппарат строятся на принципах, к кот предъявляют требования:1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании гос-ых органов;2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.Различают также две группы принципов организации и деят-ти гос-го аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему гос-му механизму и подразделяются на соц-полит и организ-ные.К соц-полит принципам, в свою очередь, относят:1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законод-ю, исполнительную и судебную;2) демократизм. Демократия (народ, власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими гос-ми органами;3) гласность. В содержание данного принципа вкл-я необходимость достаточной инфо-ти общества, освещение деят-ти органов гос-ной власти СМИ, а также право каждого на получение инфо-и, кот непосред-но касается его законных прав и интересов;4) законность– строгое и неуклонное соблюдение всеми гос-ми органами правовых предписаний, законов5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деят-ти, очень сложной и специфической;6) гуманизм – принцип, кот призван обеспечить приоритет прав и интересов лич чел и гражданина при реализации деят-ти гос-ым аппаратом;7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зав-ти от нац-ти, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им гос-ой должности, причем на равных условиях;8) федерализм – пр. закрепляет равноправность гос-ых органов субъектов гос-ва с общефедеральными гос-ми органами.К организ-ым прин-ам относятся:1) иерархичность; 2) дифференциация и законод-ное закрепление функций и полномочий; 3) ответ-сть гос-ых органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должн-ых обязан-ей в сфере предусм-ых полномочий; 4) сочетание коллег-сти и единонлия в принятии решений; 5)соотношениеотраслевых и терр-ых начал управления.Частные принц организации и деят-ти гос-ого аппарата– это те, кот имеют дей-ие только на отдельные органы механизма гос-а.


Наши рекомендации