Понятие и признаки правового государства. Государство правовое, социальное и эффективное. Опыт формирования правового, социального и эффективного государства в Республике Беларусь.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Прежде всего, следует отметить, что словосочетание “правовое государство“ является буквальным переводом немецкого Rechsstaatи соотносится с вполне определенными концепциями, разрабатывавшимися в Германии на протяжении 19 века. Английский термин “the Rule of Law” (1) переводится на русский язык как “правление права” и отчасти используются как синонимы, но их все же нельзя признать эквивалентными. Разумеется, соответствующие им концепции тесно взаимосвязаны, а в период своего становления они вообще питались из одного источника - философии просвещения. Этот источник имеет много противоречивого, что собственно, и породило две традиции в понимании соотношения права и государства и в связи с этим две разновидности концепции: правового государства и правления права, выражавшими две стороны одного мировоззрения - правового. “… Характерными чертами этого мировоззрения - пишет А.Валицкий, - были, с одной стороны, культ рациональной государственной власти, а с другой - стремление к обоснованию контрактной (основанной на договоре) модели общества, в котором формально равные субъекты обладали бы определенными правами и были свободны от государственного вмешательства”. Легко заметить противоречивость этого просветительного идеала: идея разумного законодательства, которой руководствовался просвещенный абсолютизм, неизбежно приводила к мысли о полной рационализации общественной жизни, тогда как идея естественных прав личности, на которую ориентировался либерализм, существенно ограничивала сферу государственного вмешательства. Тем не менее, в конкретных исторических условиях эти две разные идеи - идея разумного законодательства и идея неотъемлемых прав личности - составили как бы одно мировоззрение, сосредоточенное на проблеме привнесения в общество права и поэтому удачно названное “ правовым мировоззрением”.(2)
Здесь важно подчеркнуть следующее: идея рационализации общественной жизни посредствам разумного закона - это еще античная идея, возникшая в рамках полисного мировоззрения и возрожденная в Новое время, однако при этом дополненная идеей незнакомой античным мыслителям, а именно: прав личности и ограниченного государства. Обе эти идеи присущи как концепции правового государства, так и концепции правления права. Но сторонники первых делают упор на идее рационализации и видят свой идеал в максимально возможной упорядоченности общественной и государственной жизни, стремятся “навязать порядок” с помощью государственного закона. В то время как в концепциях правления права подчеркивается, прежде всего, независимость права от государства: в государственном законе они видят угрозу праву и свободе. Их идеал - ограниченное государство и свободное правовое общество. Такого рода противопоставление, разумеется, достаточно условно и не означает того, что все немецкие теории можно выстроить по одну сторону демаркационной линии, а английские - по другую.
Современные англоязычные версии концепции правления права сложились в основном в борьбе с позитивистским правопониманием и разрабатывались в рамках либеральной парадигмы, не отрицая античной идеи о рационализации общественной жизни с помощью закона (как всеобщей и стабильной нормы). Они подчеркивают опасность государственного произвола в форме закона, а упорядоченность общественной жизни не связывают исключительно с ним. В англоязычных правовых теориях наиболее ярко проявляется идея независимости права от государства, а требования правления права обращены, прежде всего, к закону с тем, чтобы если не полностью избежать заключенной в нем угрозы праву, то, по крайней мере, уменьшить ее, свести до минимума. Таким образом, во всех версиях концепции правления права либо имплицитно, либо энсимцитно присутствует идея ограниченного государства.
Более широкая, или субстанциональная версия концепции правления права, признает необходимые формальные требования, предъявляемые к закону, требует оценки его содержания и связывает возможность реализации принципов правления права с либерально-демократической политической системой, в которой уважаются и гарантируются права и свободы индивида. В рамках философии права эту версию представляют Дж. Роулс и Дж. Фипнис, а в рамках теории права - Р. Дворкин, как социально политическая теория она разработана Ф. А. Хайско.
Понятие, содержание и принципы правового государства
Правовое государство -- это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство -это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Рассмотрим теперь основные признаки правового государства: Н.И. Матузов и А.В. Малько - Теория Государства и Права; Юристъ; Москва 1997, С.34
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.
Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.
Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.
2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Например, когда в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. " А жить с глазами, полными страха, - справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране." Правовое государство, личность, законность. - Москва., «Юрист»,1997. - С. 98-99. Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.
Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества, естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод.
Социальное правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе, и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую и социальную защищенность гражданам от произвола стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов.
Сформировавшееся в основных своих проявлениях в XIX в., правовое государство уходит своими корнями в античные времена. Истоки же социального государства хотя и можно обнаружить в древности (прежде всего в учении Аристотеля о государстве), но оно в основном — плод второй половины XX в. В условиях XXI в. формирование развитой правовой социальной государственности является уже не научной гипотезой, а выступает как стратегия общественного развития. Некогда доминировавшие взгляды консерваторов на роль и предназначение государства как исключительного гаранта индивидуальной и политической свободы уступили в нынешних условиях более приемлемым социал-демократическим воззрениям в вопросе о социальной функции современного государства. Современное государство только и может создаваться как правовое и социальное. Однако, если одни государства (преимущественно Западной Европы, США, Японии и некоторые др.) отличаются этими свойствами, то для большинства из них, в том числе и России, еще предстоит концептуальные идеи и конституционные нормы претворить в реальную практику. Можно сказать, что обществу XXI века еще предстоит испытать на себе все преимущества правового и социального строя. Сближение общества и государства, таким образом, будет происходить и по линии формирования правовой и социальной государственности.
Объектом социальных устремлений государства является человек, его многообразные социальные потребности и интересы, его социальный комфорт и социальное самочувствие. С этой точки зрения, социальная защита человека в самом широком плане и представляет объект воздействия социального государства. Высшая цель социального государства заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, т е материальную обеспеченность человека на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности. Этой же целью охватывается государственная поддержка слабо защищенных в социальном плане групп населения, так называемых социальных «аутсайдеров», защита семьи, охрана труда и др.
Высший этап в развитии социального государства связан с созданием в государственном механизме и структуре гражданского общества таких механизмов социальной адаптации населения, которые не только зависят от социального курса правительства, но сами определяют выбор такого курса. Иначе говоря, речь идет о создании социальной инфраструктуры общества, которая всякий раз при смене правительства обеспечивала бы необратимый характер социальной направленности государственной политики, не отрицая принципов социального государства. Формирование такой модели социального государства предполагает создание необратимой государственно-правовой, организационно-управленческой, законодательной инфраструктуры социальной деятельности, осуществление структурной реформы всей экономической и политической системы, основой которой явилось бы согласие всех политических сил общества (либералов, консерваторов, радикалов, социальных демократов и др.).
Правовым является такое государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).
Формирование правовой государственности предполагает учреждение в обществе такой государственно-правовой организации, которая способна была бы гарантировать эффективную правовую защиту и безопасность личности, беспрепятственной пользование правами и свободами; обеспечить демократический правопорядок в обществе, безусловное исполнение как властью, так и населением требований закона; исключить произвол в отношениях между властью и населением и утвердить реальное господство права в общественной жизни; утвердить механизм оперативного реагирования на совершающиеся правонарушения и обеспечить принцип неотвратимости ответственности за отклонения от установленного правопорядка.
Проблемы становления и развития социального правового государства остаются самыми актуальными для стран молодой демократии. Недостаточно закрепить в конституции то или иное понятие, даже имеющее базовый, фундаментальный характер, необходимо осуществлять эффективные меры для достижения поставленных целей, в том числе и с использованием правовых средств.
Особенностью развития конституционного права является его динамизм, широкое обновление и развитие составляющих его правовых норм. В этой связи очень важно, чтобы конституционное право адекватно отражало потребности развития общества, более того, содействовало его прогрессу, имело научную основу своего развития.
Беларусь, как закреплено в Конституции, является государством социальным. Эта норма обязывает властные структуры проводить активную социальную политику, а в области экономики — направленную на её стабилизацию. Тем более, что в ст. 2 Основного закона Беларуси записано, что "человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства".
Для социального государства в том виде, в каком пытаются его построить в Беларуси, в отличие от государства социалистического характерно следующее:
оно ответственно за существование общества;
в нём индивид имеет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;
это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.
Социальное государство — это не только пенсии и пособия, что, безусловно, очень важно. Выполнение государством функций социальной защиты не должно носить стихийный, хаотичный, вспомогательный характер. Большое значение имеет прежде всего реализация определённых принципов экономической свободы человека и права предпринимателей, лиц наёмного труда, ответственность государства за выработку и соблюдение правил деятельности на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения экономической и социальной жизни, обеспечение принципа равенства всех форм собственности. Важен принцип помощи нетрудоспособным, а не тем, кто не желает работать.
Говоря о правах, не следует забывать об обязанностях, об ответственности, которую индивид несёт перед обществом, что является составляющей гарантий прав и свобод каждого гражданина.
Анализируя нынешнее состояние социальной защиты наших граждан, можно говорить о недостатках процесса приватизации, отсутствии экономических расчётов при разработке ряда законодательных актов, которые регулировали бы экономические реформы, что обусловило их декларативность и оторванность от реальной жизни общества. Не были разработаны механизмы экономической и правовой защиты граждан от социальных потрясений, резкого снижения уровня доходов. Широкое распространение получили чрезмерная концентрация собственности у узкого круга людей, коррупция, обогащение одних за счёт других. Это означает широкомасштабные нарушения социально-экономических прав граждан, а государство должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям.
Ни одному современному государству не уйти от решения вопросов, связанных с социальной защитой его граждан. Не пожелают это сделать само государство и его институты — заставят его это сделать сами граждане, общественные объединения. Для преодоления негативных явлений, порождённых развитием рыночных отношений, — эгоизм, индивидуальная замкнутость, снижение планки духовных ценностей — социальное государство представляет целый ряд гарантий и уровней защиты своих граждан. Среди них:
обеспечение прожиточного минимума;
сохранение здоровья граждан и экологии;
закрепление права на труд;
определение собственности как источника существования, защита права собственности;
решение проблемы социального неравенства, особенно остро стоящей в постсоветских государствах;
забота государства о детях, семье и материнстве.
Одна из основных характеристик социального государства — гарантированность каждому человеку достойного прожиточного минимума. Конституция Республики Беларусь заверяет право каждого на "достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоянное улучшение необходимых для этого условий" (ст. 21). Безусловно, речь идёт о "каждом", кто не в силах самостоятельно поддерживать своё существование. В законодательстве Германии предусмотрено, что только тот, кто не может самостоятельно добыть себе средства к существованию и не получает при этом никакой посторонней помощи, имеет право на личную и материальную поддержку со стороны государства. Эта помощь соответствует его специфическим потребностям, побуждает к самопомощи, стимулирует участие в общественной жизни и гарантирует достойное человека существование (параграф 9 Общей части Кодекса социальных законов ФРГ). Таким образом достигается сбалансированный подход государства и отдельного индивида к решению вопроса об обеспечении достойного существования, устанавливается грань, за пределами которой начинается иждивенчество; первичная активность самого человека и только затем уже возможна помощь государства, задача которого — создать такую нормативную базу, которая будет способствовать развитию личности, использованию ею своих возможностей на практике.
Развитие личности, безусловно, возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и т.п. На государстве лежит обязанность устранять, насколько это возможно, причины ухудшения здоровья граждан. Для их преодоления должны создаваться общедоступная и широкая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, специальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста, предотвращение загрязнения окружающей Среды и т.д.
Основным источником существования является труд. В ст. 41 Конституции Республики Беларусь труд провозглашён "как наиболее достойный способ самоутверждения человека". Подобная формулировка в сочетании с другими нормами Конституции косвенно предоставляет право не заниматься трудовой деятельностью: незанятость не может служить основанием для привлечения гражданина к какой-либо юридической ответственности (административной, уголовной или иной). по существу, мы можемможеи говорить о свободе труда.
В ст. 41 Конституции Беларуси установлен запрет на принудительныйпринудительынй труд, "кроме работы или службы, определяемой приговором суда, или в соответствии с законом о чрезвычайном или военном положении". С учётом данной нормы, а также содержания ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах нельзя оценивать как неконституционные положения уголовного или административного законодательства о применении такой меры наказания, как исправительные работы.
Желательно, чтобы распределение молодых специалистов по окончании государственных учебных заведений основывалось не на акте правительства, а на законе. Следовало бы расширить права и выпускников учебных заведений. В своё время мы высказывали в белорусской прессе идею о том, что при отказе от работы по распределению они имеют право и обязанность компенсировать затраты государства на их обучение. Это предложение нашло своё развитие в текущем законодательстве.
Как известно, собственность также может служить источником существования. Государство гарантирует каждому право собственности и содействует её приобретению. Право собственности бессрочно. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь в двух случаях:
1) по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определённых законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчуждаемого имущества;
2) согласно решению суда.
В первом случае в качестве примера можно привести снос домов, находящихся в собственности граждан, для строительства объектов общего пользования (например, дорог). По решению суда имущество гражданина может быть конфисковано (то есть изъято безвозмездно) в связи с совершением им уголовно наказуемого деяния. Конфискация имущества как вид уголовного наказания может быть назначена в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь.
Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные средства — правовые, экономические, организационные и др. Так, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22), закрепляется установление партнёрских отношений и взаимодействия между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст. ст. 13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодёжи, семьям, имеющим детей (ст. ст. 32, 47), и др.
Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, служит система социального обеспечения, в том числе выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание, однако, как видим, суть социального государства не может сводиться только к этому. В то же время в социальном государстве должна быть сбалансированная система льгот и преимуществ, в ином случае это может привести к ущемлению прав граждан, за счёт которых оно формируется.
Особо хотелось бы остановиться на таком важнейшем направлении деятельности государства, как забота о детях, семье, материнстве. В Республике Беларусь проживает 2,6 млн. детей, или каждый четвёртый житель республики — несовершеннолетний. Забота государства о детях была и остаётся основной частью государственной политики президента, правительства, местных органов власти. Однако сегодняшнее положение детей не может в полной мере удовлетворить государство и общество. Не снижаются неблагополучные тенденции, влияющие на уровень обеспеченности прав и свобод детей. В последние годы появились нищие, малолетние наркоманы, беспризорники.
Корни многих проблем кроются в морально-психологическом климате семьи. Рост бедности, увеличение количества неполных семей, алкоголизм, снижение духовных ценностей ведут к тому, что многие родители не хотят воспитывать детей в соответствии с правовыми и моральными нормами. Однако концентрирование внимания прежде всего на проблемах, которые существуют в этой области, не означает, что в государстве не созданы необходимые правовые, социальные, материальные условия для защиты прав детей.
Один из позитивных аспектов государственной политики — стремление государственных институтов (президент, парламент, правительство, суды, правоохранительные органы) обеспечить всестороннюю гарантированную защиту детства, семьи, материнства. Конституция в целом, законодательство, практика их применения должны быть направлены на поддержание физического и нравственного здоровья ребёнка. Заботясь о детях, общество думает о своём будущем.
Конституционные нормы не исключают, а наоборот, предполагают, как справедливо отмечается в литературе, следующую концепцию необходимой системы: ребёнок, семья, общество, государство.
Уровень развития социального государства зависит от экономического развития. Согласно ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы постепенно полностью осуществить всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер, признаваемые в настоящем Пакте права. Таким образом, государство может распоряжаться только имеющимися ресурсами. Их размер зависит от многих факторов, например от собираемости налогов, системы налогообложения, насколько она эффективна и в какой степени стимулирует рост производства, совершенствование экономических отношений.
Опыт свидетельствует, что социальное государство и рынок (рыночные отношения) — явления совместимые. Более того, государства, основанные на рыночной экономике, добились больших успехов в социальной защите своих граждан, чем государства, в которых доминировала плановая экономика с главенствующей государственной собственностью. На определённом этапе перехода к рыночным отношениям их развитие иногда воспринималось как отрешённость государства от забот людей, безразличие к их нуждам. Это привело к ослаблению функций государства по социальной защите граждан.
Однако государственное регулирование не должно сводиться к сужению сферы предпринимательства, частной инициативы, ограничению права частной собственности. Наоборот, для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.
Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах развития правового государства. Эффективность права в обеспечении развития личности зависит от многих факторов. Актуальными являются следующие: адекватность правового регулирования потребностям общественного развития, предсказуемость развития права, равенство всех перед законом и судом, гарантированность правосудия (право на объективный, беспристрастный и независимый суд), право на квалифицированную юридическую помощь, на презумпцию невиновности и др.
Наиболее существенными, на наш взгляд, представляются три момента:
1) использование во внутреннем праве международных стандартов;
2) использование судебных прецедентов в качестве источника права;
3) проблема обеспечения конституционного права на судебную защиту.
Важной и необходимой предпосылкой для установления благоприятных для развития личности условий является использование во внутреннем (национальном) праве сформированных международных стандартов. По уровню их реализации можно судить о том, насколько государство приблизилось к идеалу правового, демократического, социального государства.
Наличие конституционной нормы о приоритете общепризнанных принципов свидетельствует о стремлении законодателя строить независимое государство на правовых, демократических началах. В этом случае имеется несколько немаловажных аспектов. Признание приоритета общепризнанных принципов международного права означает не что иное, как определение вектора развития всей правовой системы. В этом смысле общепризнанные принципы находятся как бы над конституцией, они предопределяют понимание конституционных норм. Норма, запрещающая заключать международные договоры, противоречащие конституции, является гарантией государственного суверенитета Республики Беларусь, которая самостоятельна в проведении своей внутренней и внешней политики.
Представляется, что осуществить на практике это правовое предписание не просто, но необходимо в силу того, что на международном уровне вырабатываются стандарты взаимоотношений государства и человека, статуса человека и гражданина, и к ним необходимо приближать национальное законодательство, правовую систему новых государств. Если практика будет формироваться с учётом исполнения этой нормы, то выиграют от этого и государство и граждане.
Договоры должны иметь прямое, непосредственное действие. Мы считаем, что давно назрела необходимость в подготовке комментария к двум важнейшим Международным пактам — о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Это будет реальным вкладом учёных и специалистов в становление правового государства, в утверждение прав и свобод каждого человека и гражданина, отвечающих международным стандартам.
Анализ практики применения ратифицированных международных договоров на пленумах высших судебных инстанций также видится позитивной мерой. Пока эта проблема остаётся вне их постоянного внимания.
В процессе решения задач конституционного строительства необходимо уяснить значение и объём каждого права. Содержание прав и свобод становится нередко предметом ожесточённых дискуссий, отличающихся высокой степенью конфронтации, а нередко и спекуляций, полярностью мнений. Этому иногда способствует деятельность государственных органов (парламент, суды), непосредственно их интерпретирующих. С нашей точки зрения, содержащиеся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод нормы могут уже сейчас стать ориентиром для правоприменительной практики. Важным шагом на пути утверждения института конституционного контроля, свободного от политических пристрастий и служащего только интересам правосудия, может быть использование решений Европейского Суда по правам человека (его правовых позиций) для подготовки заключений Конституционного Суда по вопросам, являющимся предметом его рассмотрения.
Каждая система имеет свои особенности, присущие ей источники права. Принято рассматривать в качестве источников права лишь нормативные акты, но не судебные прецеденты и обычаи. Представляется, что эти взгляды следует изменить. Судебный прецедент и в нашей правовой системе может и должен рассматриваться в качестве источников права.
Право на правосудие иногда понимается слишком упрощённо — как недопустимость ограничений на обращение в суд. Конституционный Суд Республики Беларусь много сделал для обеспечения конституционного права на судебную защиту. Оно не исключает предварительного порядка рассмотрения споров (например, в КТС), альтернативного порядка (обращение в вышестоящий или иной орган, что не должно лишать права на обращение в суд). В то же время правосудие предполагает независимость, беспристрастность и компетентность суда. Конституционное право — это фундаментальная отрасль права. в силу своей природы оно более всего подвержено политическому влиянию. В то же время научные исследования в области конституционного права позволяют находить оптимальное решение как в правотворческой сфере, так и в практике исполнения законодательства. Так, согласно ст. 104 Конституции Беларуси закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Этот конституционный принцип, как нам кажется, необходимо распространять и на действие всех подконституционных нормативных актов, а не только законов. Аналогичный подход должен быть не только при решении вопроса о возложении юридической ответственности, но и в случае такого изменения законодательства, в результате которого ухудшается положение граждан, юридических лиц, в том числе осуществляющих хозяйственную деятельность. Например, недопустимо придавать обратную силу актам, предусматривающим дополнительные налоговые нагрузки на субъекты хозяйствования. С этой проблемой непосредственно связано своевременное опубликование нормативных актов, затрагивающих права и свободы гражданина. Если законы, декреты, указы, постановления правительства обычно публикуются и таким образом доводятся до сведения населения, то этого нельзя сказать о нормативных актах министерств и ведомств, местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.
Также целесообразно остановиться на проблемах, связанных с практическим применением конституционных норм. Это — толкование конституции и закона, нарушение конституции, адекватность текущего законодательства конституционным нормам. На практике возникают вопросы соотношения нормативного и казуального толкования конституции и других актов. Согласно Основному закону Республики Беларусь правом официального нормативного толкования конституции обладает парламент на основе соответствующего предложения президента. К сожалению, Конституционный Суд непосредственно таким правом не обладает, однако он может проверить конституционность такого закона, по всей форма являющегося конституционным, и принять соответствующее решение. Таким образом, акт Конституционного Суда обладает большей юридической силой, чем акт парламента о толковании конституции.
Что же касается аутентичного нормативного толкования, даваемого судами (общими, хозяйственными), то подход к определению их соотношения должен быть иной: аутентичное нормативное толкование обладает верховенством.
Проблема соотношения конституции и закона иногда возникает в связи с необходимостью расширения конституционных полномочий государственных органов. Наряду с правами и обязанностями государственного органа, которые закреплены в конституции, в ней прямо указано: компетенция Консти<