Административные наказания за совершение таможенных правонарушений
Охранительные нормы статей главы 16 КоАП РФ содержат перечень санкций (наказаний), являющихся мерой ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела. Правила установления и назначения административных наказаний рассмотрены в главах 3 и 4 КоАП РФ. Легальное определение административного наказания содержится статье 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание за нарушение таможенных правил - это установленная государством санкция, применяемая уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судами к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере таможенного дела. Меры административной ответственности применяются в целях общей и частной превенции, то есть целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Карательная природа административного наказания состоит в том, что правонарушитель лишается какого-либо субъективного права (лишение права собственности при назначении конфискации товаров и транспортных сресдтв) или на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности (уплата административного штрафа).
Статьей 3.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено девять видов административных наказаний, которые перечисляются в порядке от менее к более суровым:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности.
Учитывая экономическую природу нарушений таможенных правил, законодатель в санкциях статей главы 16 КоАП РФ, применяет только три вида административных наказаний:
ü предупреждение;
ü административный штраф,
ü конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.
При этом предупреждение и административный штраф являются основными видами наказаний, тогда как конфискация орудия совершения или предмета правонарушения может выступать, как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Смысл данного деления состоит в возможной комбинации назначения различных наказаний за совершение одного правонарушения с целью достижения максимального соответствия мер административной ответственности и степени общественного вреда совершенного правонарушения. Согласно ст. 3.3. КоАП РФ за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Рассмотрим характеристики административных наказаний, предусмотренных в области нарушения таможенных правил.
ü Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4. КоАП РФ). Устные предупреждения не могут рассматриваться, как наказания.
Данное наказание имеет профилактическую роль, относится к наказаниям морального характера, состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Очевидно, что данное наказание назначается за административные правонарушения, обладающие минимальной степенью общественной опасности. В главе 16 КоАП РФ санкции в виде предупреждения содержатся только в четырех статьях, которые связаны с нарушением режима нахождения лиц в зоне таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), нарушением сроков и маршрута процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ), правил предоставления отчетности о товарах в таможенный орган (ст. 16.15 КоАП РФ) и нарушением правил информирования таможенного органа об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (п.3 ст.16.23).
Предупреждение применяется как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц-участников ВЭД. Если говорить о частоте использования подобного вида наказания, то оно применяется достаточно редко. По данным Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС в 2010 году должностными лицами таможенных органов было выписано 2405 постановлений-предупреждений, что составляет около трех процентов от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях.[5]
Порядок исполнения административных наказаний регламентирован в главе 32 КоАП РФ. Статья 32.1. определяет, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в установленном законом порядке.
В рамках таможенного союза наказание в виде предупреждения содержится в административном законодательстве всех государств-членов (ст. 45 КоАП РК и ст. 6.2 КоАП РБ).
ü Административный штраф относится к наказаниям имущественного характера и является денежным взысканием в доход государства в пределах, установленных законом. Административный штраф является наиболее часто применяемым видом наказания в области таможенного дела, предусмотрен санкциями всех статей главы 16 КоАП РФ, применяется к юридическим, физическим и должностным лицам. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
На основании п. 3 ст. 3.5. КоАП РФ размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
Величина административного штрафа устанавливается:
· в фиксированном размере, не превышающем для физических лиц пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей. Данный способ установления величины штрафа чаще всего представлен в санкциях главы 16 КоАП РФ «Нарушение таможенных правил»;
· в величине, кратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, и не может превышать трехкратный размер указанной стоимости (п.3 ст. 3.5. КоАП РФ);
· в величине кратной сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения таможенных пошлин и налогов и не может превышать ее трехкратный размер.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правила исполнения наказания в виде административного штрафа описаны в статье 32.2 КоАП РФ и предусматривают уплату штрафа непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности и не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и административный штраф, относится к имущественному наказанию.
ü Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения(п.1 ст. 3.7. КоАП РФ)- принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность не изъятых из оборота вещей.
Конфискация назначается только судьей. Не является конфискацией изъятие товаров, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.
Анализ норм главы 16 КоАП РФ указывает на то, что в ее пределах данный вид наказания используется широко и предусмотрен санкциями десяти статей из двадцати трех. Предметом конфискации являются товары и (или) транспортные средства, явившиеся предметом административного правонарушения. Данный вид наказания применяется в отношении физических и юридических лиц, и не применяется в отношении должностных лиц.
Постановление судьи о конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов - органами внутренних дел.
Глава 4 КоАП РФ закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае нарушения таможенных правил.
· Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение;
· При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
· При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
· Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
· Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При назначении наказания учитывается система факторов субъективного и объективного характера, позволяющая уполномоченным должностным лицам таможенных органов и судов не применять административные наказания к лицам, допустившим нарушение таможенных правил:
1. При выявлении признака малозначительности правонарушения, должностные лица при разрешении дела могут освобождать виновных лиц от наказания, ограничившись устным замечанием (ст. 2.9. КоАП РФ). Малозначительность означает, как незначительность материального выражения последствий совершенного деяния, так и последствий нематериального характера. Критерии малозначительности таможенных правонарушений в законе не определены, это категория оценочная и формируется в процессе правоприменительной деятельности.
2. При отсутствии какого-либо элемента состава правонарушения, не позволяющем оценивать событие, как наказуемое деяние:
· не достижение физическим лицом шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);
· невменяемость лица, которая характеризует психическое состояние физического лица, заключающееся в неспособности по состоянию здоровья, уровню социально-психического развития в определенном возрасте осознавать фактический характер своих действий и их вредность, а также руководить ими в момент (или во время) совершения правонарушения и тем самым нести ответственность ( ст. 2.8. КоАП РФ)
· действие в состоянии крайней необходимости, то есть причинение лицом вреда охраняемым законом интересам, для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7. КоАП РФ);
· наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства). Это события, вредные последствия которых не могли быть предотвращены обязанным лицом всеми доступными ему средствами. К таковым относятся явления стихийного характера. Наличие подобных обстоятельств подлежит обязательному доказыванию самим субъектом правонарушения. Так, статья 157 ТК ТС предусматривает обязательную последовательность действий таможенных перевозчиков в случае действия непреодолимой силы, за несоблюдение которой предусмотрено наказание по ст. 16.6 КоАП РФ: принять все необходимые меры для обеспечения сохранности транзитных товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств, перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган на территории таможенного союза, либо иное место, указанное таможенным органом;
· смертьфизического лица, в отношении которого возбуждено административное производство;
Для максимального справедливого назначения наказания необходимо руководствоваться принципом индивидуализации наказания с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственностьприводится в законе (ст. 4.2 КоАП РФ) и является примерным, так как лицам, уполномоченным рассматривать административные дела, предоставлено право признавать таковыми иные, не указанные в КоАП РФ обстоятельства.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственностьимеют различную природу и отвечают принципам:
ü гуманности права, например совершение административного правонарушения в состоянии аффекта, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
ü поощрения позитивного поведения правонарушителя: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.
Перечень отягчающих обстоятельств установлен в статье 4.3. КоАП РФ, является исчерпывающим и расширительному толкования не полежит. По своему содержанию, отягчающие обстоятельства относятся к характеристике содеянного, увеличивающей степень его общественной опасности. Например, вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, совершение административного правонарушения группой лиц, совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Отягчающим обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, т.е. срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (в течение 1 года со дня окончания исполнения привлеченным лицом административного наказания). Так как «повторность» не регламентирована административным законодательством, руководствуясь содержанием внутриведомственных разъяснительных писем таможенных органов, однородность в определяется многократным нарушением одной и той же статьи КоАП РФ.
При назначении административного наказания необходимо учитывать порядок действия административного законодательства во времени. Особое значение этот фактор приобретает в случае издания акта амнистии, и отмены закона, установившего административную ответственность, что исключает возможность наказания виновного лица. В административном законодательстве действует общий принцип действия норм во времени: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ст. 1.7. КоАП РФ). Однако, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение (либо иным образом улучшающий положение лица), совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Особое внимание при назначении наказания следует уделять оценке таких временных характеристик правонарушений, как сроки давности. Истечение этих сроков, является исключающим фактором для назначения наказания (ст. 4.5. КоАП РФ) либо исполнения наказания (ст. 31.9.КоАп РФ). В первом случае речь идет о сроке давности привлечения к административной ответственности, а во втором о сроке давности исполнения постановления о назначении административного наказания. По таможенным правонарушениям первый из них составляет 1 год с момента совершения правонарушения (либо выявления правонарушения), а второй - 2 года с момента вступления постановления в силу.
Для правильного исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил, особое значение имеет отнесение правонарушений к длящимся с учетом формы его выражения (действия или бездействия). Особенности определения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил приведены в таблице.
Тип и форма правонарушения | Начало отсчета срока давности | Пример нарушения таможенных правил |
Недлящееся в форме действия | День, следующий за днем нарушения таможенных правил | Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу, нарушение режима зоны таможенного контроля и.т.д. |
Недлящееся в форме бездействия | День следующий за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности в сфере таможенного дела | Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений, невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами |
Длящееся (действие, бездействие) | День обнаружения нарушения таможенных правил | Недекларирование товаров и (или) транспортных средств, недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации |
Закон определяет единственное основание, приостановления срока давности: при удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется административное производство, о рассмотрении дела по месту его жительства (п.5 ст.4.5 КоАП РФ).