Виды субъектов административного правонарушения
По КоАП Республики Беларусь субъектами правонарушения могут быть физические и юридические лица. Об этом свидетельствует регламентация части 1 статьи 1.4. В ней записано, что «физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом». Обратим внимание на категоричность заявления законодателя о том, что юридическое лицо является субъектом правонарушения. Конечно, термин «юридическое лицо» для административно-деликтного права не приемлем. Он позаимствован из гражданского нрава (ст. 44 ГК Республики Беларусь) и употребляется в административно-де- ликтном. Юридическое лицо как таковое никаких действий совершать не может, а тем более деликтных деяний. Их совершает орган управления или его должностные лица, иные работники юридического лица. Таким образом, употребляя термин «юридическое лицо», следует иметь в виду лишь отдельный его компонент — орган управления или работника юридического лица.
В Особенной части КоАП также ряд статей называют юридическое лицо субъектом конкретного административного правонарушения (см. ст.ст. 11.52, 12.30 и т.д.). В отдельных статьях употребляется термин «банк», в других — «организация», в третьих — «наниматель», в четвертых — «орган». Так, в статье 11.24 записано: «Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов...», в статье 11.34 — «Превышение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сроков проведения внешнеторговых операций» (см. также ст. 11.32, ч. 2 ст. 12.20, ч. 2 ст. 12.14, ст. 12.30, ч. 2 ст. 23.11). В статье 11.27 говорится о банке как субъекте правонарушения. Так, в части 1 записано: «Досрочная выплата банком процентов по вкладам (депозитам) юридических и физических лиц, а равно начисление и (или) выплата повышенных процентов работникам банка». Банк как субъект административного правонарушения назван (см. также в ч. 2 ст. 11.27, ст.ст. 11.32, 13.9—13.11). В статье 13.2 называется организация: «Осуществление деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постанов-
ки на учет в налоговом органе»,— в статьях 9.14, 9.15, 9.17, 9.19, 24.2 — наниматель, в части 3 статьи 12.4 — орган юридического лица, в статьях 13.1, 13.3-13.6, 13.8 — поставщик.
В статьях Общей части КоАП обращается внимание на вину юридического лица в совершении правонарушения его должностным лицом или иным работником. В этом плане наиболее показательной является статья 3.5. Она устанавливает, что юридическое лицо признается виновным и подлежит административной ответственности, если деяние, предусмотренное Особенной частью КоАП, совершено должностным лицом или иным работником юридического лица в пользу или интересах этого юридического лица, с ведома или разрешения органа этого юридического лица.
Приведенные регламентации свидетельствуют, что законодатель рассматривает юридическое лицо как субъекта административного правонарушения в двух аспектах: как непосредственного исполнителя; как соучастника. В первом виде юридическое лицо выступает в соответствии с приведенными статьями Особенной части КоАП. Во втором — во всех остальных случаях, когда юридическое лицо предусматривается в качестве субъекта административной ответственности в соответствующей статье Особенной части. Юридическое лицо выступает в таком качестве, если в диспозиции субъектом правонарушения называется должностное лицо или иной работник юридического лица либо субъект правонарушения вообще не определяется. Его можно определить по субъектам ответственности, которые всегда устанавливаются в санкции правовой нормы. Например, в диспозиции статьи 16.8 конкретный вид субъекта не назван: «Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила»,— а в санкции названы лица, подлежащие ответственности. Нарушение указанной диспозиции влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин. Таких норм большинство.
В статье 11.8 записано, что осуществление должностным лицом банка инвестиций в уставной фонд юридического лица без согласования с Национальным банком Республики Беларусь влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.
Субъектом административного правонарушения является и индивидуальный предприниматель, когда он оговорен в диспозиции правовой нормы соответствующей статьи Особенной части КоАП. Так, в статье 11.7 наравне с другими лицами назван и предприниматель в качестве субъекта правонарушения. То же в статьях 11.16, 11.18. В статье 12.8 определяется лишь один субъект правонарушения — индивидуальный предприниматель. Эта статья является, по существу, единственной, когда индивидуальный предприниматель выступает единственным субъектом правонарушения. В ряде статей индивидуальный предприниматель указывается субъектом наравне с должностным или юридическим лицом. Бывает и так, что он, подобно юридическому лицу, не называется в диспозиции нормы. Чтобы определить, является ли индивидуальный предприниматель субъектом конкретного правонарушения, следует обратиться к санкции этой статьи. Если он фигурирует в качестве субъекта административной ответственности, то он, следовательно, является и субъектом правонарушения. Индивидуальный предприниматель не несет ответственности за чужую вину.
Таким образом, в соответствии с КоАП Республики Беларусь, к субъектам административного правонарушения относятся:
1.физические лица;
2.юридические лица в виде его органа, должностного лица или иного работника;
3.предприниматели.
Физическое лицо — это в первую очередь гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Кроме того, КоАП к физическим лицам относит должностных лиц, иных работников юридического лица, несовершеннолетних и малолетних (см. ст. 1.3 КоАП). Руководствуясь статьями Особенной части, можно назвать ииных лиц — это родители и лица, их заменяющие (ст. 9.4), член религиозной организации (ч. 4 ст. 9.9), кассир юридического лица (ст. 11.7), эмитенты (ст. 11.10), член органа управления банка (ст. 11.28), другие работники банка (ст. 11.30), нерезидент Республики Беларусь (ст. 11.35), резидент (ст. 11.41), экспортер, импортер (ст.ст. 11.50, 11.51), поставщик (исполнитель), государственный заказчик (ст. 12.5), служащий биржи (ст. 12.14), работник индивидуального предпринимателя (ст. 12.16), работник торговли (ст. 12.17), налоговый агент (ст.ст. 13.1, 13.4, 13.7, 13.8), уполномоченное лицо (16.4), медицинский
работник (ст. 16.5), лицо, находящееся на воздушном судне (ст. 18.6), пешеход, лицо, управляющее велосипедом, гужевой повозкой, лицо, участвующее в дорожном движении и не управляющее транспортным средством (ст. 18.23), лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 18.25), представители административной власти (ст. 18.28), пассажиры (ст. 18.30), председатель, члены приемочной комиссии (21.6), инженер (ст. 21.8.), организатор собрания (ч. 2 ст. 23.34), свидетель, потерпевший (ст.ст. 24.4, 24.5), военнообязанный (ст. 25.6), призывник (ст. 25.7).
В ряде статей КоАП (ст.ст. 9.14-9.19) встречается и такой субъект административного правонарушения, как наниматель. В соответствии с частью 6 статьи 1 ТК Республики Беларусь под нанимателем понимается «юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставляется право заключения и прекращения трудового договора с работником».
Многочисленность и разнообразие субъектов — физических лиц позволяет разделить их на виды. В административно-деликт- ной научной литературе их делят на три вида:
1.общие;
2.специальные;
3.отдельные.
К общим субъектам относятся граждане Республики Беларусь. Они обладают только общими признаками, т.е. такими, которые должны быть присущи любому физическому лицу как субъекту административного правонарушения,— это возраст и вменяемость. Общие признаки закреплены в статьях Общей части КоАП. В Особенной части эти признаки не описываются, но обязательно учитываются при определении субъекта конкретного состава правонарушения. К общим субъектам относятся и иностранные граждане, лица без гражданства, поскольку они отдельно не выделяются, а выступают в совокупности с гражданами Республики Беларусь, за исключением нескольких видов правонарушений (ст.ст. 23.31, 23.32, 23.55). Общие субъекты по количеству правонарушений, в состав которых они входят, являются самыми многочисленными.
Специальные субъекты правонарушения — это те физические лица, которые обладают, кроме общих признаков, еще и дополнительными, предусмотренными в большинстве случаев статьями Особенной части КоАП. В большинстве случаев потому, что
признаки некоторых из них не названы в статьях Общей части. К ним относятся должностные лица, водители транспортных средств, несовершеннолетние, наниматели, плательщики, работники юридического лица, т.е. те, которые обладают дополнительными специальными признаками и могут совершить целый ряд административных правонарушений.
Отдельные субъекты правонарушения выступают в качестве субъектов единичных правонарушений или отдельного их вида. Признаки таких субъектов описываются в статьях Особенной части КоАП или в иных нормативных правовых актах. Перечень рассматриваемых субъектов дан выше под названием «иные лица». Все они обладают общими признаками и имеют свои особые, свойственные только им признаки. Это родители и лица, их заменяющие, кассир юридического лица, эмитенты, нерезиденты Республики Беларусь, служащий биржи, работник индивидуального предпринимателя, работник торговли, налоговый агент и т.д.
Специальные субъекты могут совершать как отдельные правонарушения, присущие только им в силу их правового статуса, так и правонарушения наравне с общими субъектами. Отдельные субъекты совершают только присущие им конкретные виды правонарушений. Например, родители и лица, их заменяющие, являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.4 КоАП; работник торговли — субъект правонарушения, описанного в статье 12.17; лицо, находящееся на судне,— субъект правонарушения, описанного в статье 18.6; пассажиры — субъекты правонарушения, описанного в статье 18.30; призывник — субъект правонарушения, описанного в статье 25.7. Они совершенно обособленны от общих субъектов и не могут по своему статусу совершить правонарушение, субъектом которого является общий субъект. Этот признак отдельных субъектов отличает их от общих и специальных субъектов правонарушений.
Ряд правонарушений могут совершать только общие субъекты. Например, причинение телесного повреждения (ст. 9.1), клевета (ст. 9.2), оскорбление (ст. 9.3), мелкое хулиганство (ст. 17.1). Подобных правонарушений довольно много. Их значительно больше, чем правонарушений, совершаемых только специальными и отдельными субъектами, вместе взятых. Это свидетельствует о том, что основными субъектами административных правонарушений являются общие субъекты.
Юридические лица и предприниматели выделяются в отдельные виды субъектов, так как имеют специфические признаки. Юридические лица и предприниматели могут быть субъектами специальных, присущих только им административных правонарушений. Пусть их немного, тем не менее они подчеркивают особенности субъектов рассматриваемого вида правонарушений. Кроме того, подобные правонарушения имеют преимущественно хозяйственный профиль и нередко совершаются и физическими лицами. Например, нарушение порядка пользования автомобильными дорогами общего пользования (ст. 18.36), нарушение землепользователем правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений (ст. 18.37), нарушение правил охраны магистральных трубопроводов (ст. 18.40).
Юридическое лицо, по статье 44 ГК Республики Беларусь,— это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть лицом и ответчиком в суде. Каждое юридическое лицо имеет самостоятельный баланс или смету. Из определения следует, что юридическое лицо в первую очередь — это организация, коллектив людей в организационном единстве, юридически оформленный и предназначенный для выполнения соответствующих задач социально-культурного, хозяйственного или иного характера. Каждая организация имеет свою структуру с органом или системой органов управления, обладающих соответствующей компетенцией. Кроме того, юридическое лицо должно иметь обособленное имущество, нести самостоятельную ответственность по своим обязательствам своим имуществом, выступать в гражданском обороте и суде от своего имени. Отсутствие одного из названных признаков не дает оснований говорить о наличии юридического лица. Иными словами, не каждая организация, орган или система органов управления могут быть юридическими лицами.
Юридическое лицо по КоАП является субъектом правонарушения тогда, когда оно обозначено в диспозиции административно-деликтной нормы. Например, на юридическое лицо как субъект административного правонарушения указывается в части 3 статьи 12.10 «Расторжение по инициативе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей договоров на приобретение,
строительство, реконструкцию жилых помещений ранее срока, указанного в них, при использовании денежных средств граждан по основаниям, не предусмотренным в этих договорах». Подобное установлено и в части 2 статьи 12.14 «Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании или рекламе слов "биржа" или "товарная биржа", а также образованных на их основе слов и словосочетаний». Таких правонарушений немного, примерно восемь. В иных случаях в диспозициях не употребляются слова «юридическое лицо», называется организация, наниматель, должностное лицо, иной работник юридического лица или вообще не определяется конкретный субъект правонарушения. В санкции указываются субъекты ответственности, среди которых нередко встречаются и юридические лица. Подобным примером может служить статья 9.17. В ней установлено, что «нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до шестидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин». В диспозиции статьи 10.1 конкретный субъект правонарушения вообще не назван, а в санкции среди других субъектов ответственности указывается и юридическое лицо. В таком качестве, т.е. субъекта административной ответственности, юридическое лицо проявляет себя чаще всего. С учетом изложенных положений можно утверждать, что при совершении любых административных правонарушений с присутствием юридического лица наличествуетсоучастие. Соучастниками являются исполнители и пособники.
Юридические лица как таковые не могут быть исполнителями. Понятно, что организация, все ее работники как единое целое не могут участвовать в совершении ни одного административного правонарушения. Совершают правонарушение отдельные лица организации (юридического лица) или группа их. Таким образом, конкретным субъектом (исполнителем) административных правонарушений преимущественно являются отдельные физические лица, работники организации, юридического лица. Ими могут быть должностные лица органа управления или иные работники этого органа, организации, юридического лица. Подобное разделение на работников органа управления, организации допустимо, так как не все они могут быть юридическими лицами. В законе говорится только о работниках юридических лиц. Если ими со-
вершено административное правонарушение в пользу или интересах этого юридического лица, то присутствует соучастие. Под органом следует понимать как совокупность лиц (коллегию), уполномоченных решать вопросы руководства, так и его руководящий состав: руководителя органа, заместителей руководителя. Только они могут быть соучастниками подобного административного правонарушения и выступать в качествепособников. Те лица, которые непосредственно совершают административное правонарушение, являютсяисполнителями.
Сказанное является черезвычайно важным в понимании субъектов административного правонарушения и приводит к выводу о том, что юридическое лицо не является субъектом административного правонарушения, а может быть только субъектом административной ответственности. Вина юридического лица, о которой речь идет в статье 3.5 КоАП, определяется виновностью должностного лица в виде руководителя, заместителя(-лей) руководителя органа управления или самого органа управления этого юридического лица. Конкретным исполнителем совершения административного правонарушения является должностное лицо или иной работник юридического лица. Термин «юридическое лицо» связывается преимущественно с тем, чтобы установить его в качестве субъекта повышенной административной ответственности. При этом необходимо учитывать следующее: юридическое лицо будет субъектом административной ответственности при условии, что деяние, предусмотренное Особенной частью КоАП, совершено в пользу или интересах этого юридического лица или с ведома или разрешения органа этого юридического лица.
Следовательно, юридическое лицо — это условный субъект административного правонарушения, объединяющий два вида его соучастников:
1.исполнителей;
2.пособников.
Исполнителями являются должностные лица или иные работники юридического лица, которые непосредственно совершают административное правонарушение.
Пособники — это руководитель органа управления, заместитель(-ли) руководителя органа управления или орган управления, когда они, например, вынесли решение, разрешающее совершить определенное противоправное деяние, или правонарушение совершалось с их ведома. Надо также отметить, что названные лица
выступают в подобном качестве и тогда, когда административное правонарушение совершается должностным лицом или иным работником юридического лица в пользу или интересах этого юридического лица.
Руководитель органа управления, заместитель(-ли) руководителя органа управления юридического лица могут быть и обособленными, самостоятельными субъектами административного правонарушения при условии, что в диспозиции административно-деликтной нормы оговорены (обозначены):
- юридическое лицо (ст.ст. 11.24, 11.34, ч. 3 ст. 12.10, ч. 2 ст. 12.20, ст. 12.30, ч. 2 ст. 23.11);
- должностное лицо (ст.ст. 9.6, 11.5—11.8, 12.3, ч. 2 ст. 12.4, 23.19, 23.21);
- наниматель (ст.ст. 9.14, 9.15, 9.17, 9.19);
- банк (ст.ст. 11.27, 11.32, 13.9-13.11);
- орган (ч. 3 ст. 12.4);
- поставщик (ст. 12.5);
- организация (ст.ст. 13.2, 13.10).
Сущность индивидуального предпринимателя раскрывается в статье 1 Закона Республики Беларусь от 15 июля 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь»1.
В соответствии со статьей 1 индивидуальный предприниматель — это лицо (гражданин), осуществляющее самостоятельно и инициативно деятельность, направленную на получение прибыли или личного дохода, от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.
Индивидуальный предприниматель является субъектом разных видов правонарушений, и все они связаны с его деятельностью. В части 1 статьи 4.8 КоАП установлено, что физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществлением им предпринимательской деятельности и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Приведенная формулировка позволяет сделать следующий вывод: чтобы физическое лицо в виде индивидуального
[1] См.: Ведомости Верховного Совета БССР. 1991. № 19. Ст. 269.
предпринимателя было субъектом административного правонарушения, необходимо наличие трех условий:
1) быть индивидуальным предпринимателем;
2) совершить деяние в русле осуществления предпринимательской деятельности;
3) такое деяние должно быть предусмотрено соответствующей статьей Особенной части КоАП.