Вопрос 1. Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
по программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии Полицейский
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ
Тема № 1.1.4(1): «ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ»
Время – 2часа
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры специальных дисциплин Протокол № ___ от «__» _________2016 г. | Подготовил: преподаватель кафедры специальных дисциплин подполковник полиции И.М. Павлов |
Симферополь - 2016
Объем времени, отводимый для изучения данной темы: 2 часа.
Место проведения:согласно расписанию.
Методика проведения:повествовательное изложение материала, объяснение, проблемное изложение материала.
Основное содержание темы:Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Основания применения физической силы.
Основные термины и понятия:право в субъективном смысле, огнестрельное оружие, патроны, боеприпасы, специальные средства, физическая сила, крайняя необходимость, необходимая оборона, обоснованный риск, близкие родственники, близкие лица.
Цели занятия:
1. Изучить правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
2. Изучить основания применения физической силы.
План
Введение- 5 мин
1. Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
-30 мин
2. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Основания применения физической силы. - 30 мин
Заключение- 5 мин
Литература
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (редакция с измен. от 21.07. 2014)
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015)
3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.12.2015)
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3– ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)
5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
6. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об оружии" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)
Основная:
1. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейского). Часть 1: учебник / под общей редакцией В.Л. Кубышко – М.: ДГСК МВД России, 2015 – 232 с.
2. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейского). Часть 2: учебник / под общей редакцией В.Л. Кубышко – М.: ДГСК МВД России, 2015 – 320 с.
3. Организация кадровой работы в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. КубышкоВ.Л. М.: ДГСК МВД России, 2012. 216 с.
4. Права полиции в схемах: справочное пособие / под ред. ФутоС.Р. и Черникова В.В. М.: Издательский дом «Городец», 2011. 128 с.
5. Справочник полицейского в вопросах и ответах: учебно-практическое пособие / под общей редакцией М.А. Чуносова – Симферополь: КФ КрУМВД России, 2015 – 256 с.
Введение
Для выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности Закон наделил сотрудников полиции правами по применению различных мер государственного принуждения. Особое место среди них занимает право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. С одной стороны, это правомочие, как никакое другое, глубоко вторгается в сферу основных прав и свобод граждан и сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий вплоть до лишения человека жизни, с другой - это действенное средство защиты прав и законных интересов правопослушных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Учитывая это, в Законе о полиции, равно как и в ранее действовавшем Законе о милиции, правовому регулированию применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия посвящена отдельная глава.
В целом Закон о полиции сохранил основные положения Закона о милиции, конституционность которых подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации, а состоятельность - почти двадцатилетним опытом практического применения. Определенные новеллы Закона обусловлены стремлением усилить гарантии прав и свобод граждан, вовлеченных в орбиту деятельности полиции, обеспечить единообразие правоприменительной практики.
Вопрос 1. Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Правовой основой применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является Федеральный закон «О полиции» от 07.02 2011, уголовное законодательство, регламентирующее обстоятельства, исключающие преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление), постановления Правительства РФ и иными нормативными актами (например, Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О полиции» на сотрудников полиции возложены обязанности по обеспечению безопасности личности, охране интересов общества и государства, в том числе и в состоянии необходимой обороны, которые становятся правовой основой при несении службы.
В то же время ст. 18 Федерального закона «О полиции» раскрывает правовые основы применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Это право вытекает из правового положения полиции, наделенной государственно-властными полномочиями для организации и практического осуществления охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. А в соответствии с законодательством нарядам полиции предоставлено право применения физической силы, специальных средств и как крайней меры – огнестрельного оружия.
Право в субъективном смысле – это предоставленная индивидууму возможность, в зависимости от его усмотрения, осуществлять те или иные действия.
Статья 18. Федерального закона «О полиции» право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
1.Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3.В состоянии необходимой обороной, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
Необходимая оборона, причинение вреда призадержание лица, совершившего преступление, и крайняя необходимость как обстоятельства, исключающие преступность деяния, определены в ст. ст. 37,38 и 39 УК РФ.
Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) - это состояние, в котором может находиться сотрудник полиции, когда он причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей себе лично или же другой личности, собственным правам или правам иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, когда эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости.
Причем превышением пределов крайней необходимости считается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Так же как и в случае с причинением вреда при задержании лица, совершившего преступление, такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Если при необходимой обороне сотрудник полиции может причинить более значительный вред, чем вред от самого преступления, то при крайней необходимости нельзя причинять даже равный вред. При крайней необходимости, которая обычно реализуется при стихийных бедствиях (пожарах, землетрясениях и т. п.), сотрудник полиции в целях предотвращения большего вреда может причинить меньший вред.
Между тем следует иметь в виду, что УК РФ предусмотрены и иные обстоятельства, исключающие преступность деяния. Так, в соответствии с правилами, установленными ст. 40 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности также лицо, причинившее вред охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).
Применение же психического принуждения к лицу, сохранившему возможность руководить своими действиями, при отсутствии необходимых признаков крайней необходимости в соответствии с ч. 2 ст. 40 УК РФ не освобождает такое лицо от уголовной ответственности.
Обоснованный риск (ст. 41УК РФ) со стороны сотрудника полиции может быть тогда, когда им причиняется вред охраняемым уголовным законом интересам для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и сотрудник полиции, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Между тем риск не будет признан обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия. Риск не будет признан обоснованным и в том случае, когда угроза имела место, а лишения жизни многих людей, экологической катастрофы или общественного бедствия не было.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Периодическая проверка сотрудников органов внутренних дел на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осуществляется кадровыми подразделениями по месту службы сотрудников.
5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Ответственность - это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за совершение деяния, содержащего состав правонарушения.
Здесь же необходимо отметить следующее.
В статье 38 УК РФ в отношении такого обстоятельства, исключающего преступность деяния, как причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, предусмотрено, что:
не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер (ч. 1);
превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч. 2).
Среди специальных норм УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, следует назвать: часть 2 ст. 108 - убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; часть 2 ст. 114 - умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; ст. 286 - превышение должностных полномочий, т.е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (в ч. 3 указанной статьи предусмотрена повышенная ответственность за такие деяния, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения;б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий).
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Здесь говорится о соответствии применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия требованиям закона, а не о соразмерности причиненного вреда силе оказываемого противодействия. Кроме того, в ч. 9 данной статьи речь идет о причинении вреда не только правонарушителю, а вообще гражданам (т. е. в том числе и правонарушителю) и организациям.
Как следует из нормы ч. 9 статьи 18, условием освобождения от ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям, является правомерность применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. В этом отношении во взаимосвязи с данной нормой находится норма ч. 3 ст. 33, предусматривающая, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ.
Также норма части 9 комментируемой статьи согласуется с положением п. 3 ст. 1064 гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» части второй ГК РФ, устанавливающим, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Иначе говоря, согласно данной гражданско-правовой норме ответственность за вред, причиненный правомерными действиями, может наступить лишь в случаях, предусмотренных законом.
Итак, что же является правовой основой применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Правовой основой применения:
– физической силы являются ст.ст. 18 и 20 Федерального закона РФ «О полиции» и п. 23 Устава патрульно-постовой службы;
– специальных средств – ст. ст. 18 и 21 Федерального закона РФ «О полиции» и п. 23 Устава патрульно-постовой службы;
– огнестрельного оружия – ст. 18, части 1 и 3 ст. 23 Федерального закона РФ «О полиции» и п. 23 Устава патрульно-постовой службы.
Вывод по вопросу:Для выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности Закон наделил сотрудников полиции правами по применению различных мер государственного принуждения. Особое место среди них занимает право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.