Правовое сознание и правовая культура

1.1 Понятие правосознания, его структура,
виды и фуккции

Как особая форма общественного сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает:

– осмысление и ощущение необходимости права;

– оценку права;

– осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

– осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

– восприятие процесса и результатов реализации права;

– соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т. д.).

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Право-сознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но, в первую очередь, правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина [4, с. 328].

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

Структура правосознания

Правосознание по своей структуре, по внутреннему стро-ению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизиро-ванное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретно исторических факторов: достигнутым уровнем социально—экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т. п. [3, с. 523].

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

– общественный интерес, мотивы деятельности опре-деленных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

– психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убе-ждения, свойственные социальным группам общества;

– представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

– чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

– способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т. д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, — недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.

Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатывается у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.

В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внеш­них форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпи-рическом уровне, т. е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология ― на уровне присущих ей закономерностей выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, так как субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология — наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

Виды правосознания

Для понимания того, чт. е. правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику.

Существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды. В зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием, выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества.
В зависимости от способа отражения выделяют обыденное
и теоретическое, или научное, правовое сознание.

Предполагается, что существует два этапа существования общественного правового сознания. Первый этап связан со становлением общественного сознания, второй же связан с влиянием общественного правового сознания на становление правосознания личности, т. е. первый этап связан с форми-рованием правового сознания общества и формирует его индивидуальное сознание. Ведь по сути дела общественное сознание есть нечто абстрактное и представляет собой не один какой-нибудь мозг, а наиболее устоявшиеся идеи, представле-ния, концепции по поводу права и его институтов. Общественное правовое сознание складывается из наиболее общего отражения юридической действительности, свой-ственного большей части общества. И когда общественное сознание существует в обществе, то новые индивиды, которые появляются в данном обществе, принимают эти общие черты отражения правовой действительности, навязанные им существующим государством и правом, но не всецело. И тогда проявляется влияние общественного правового сознания на индивидуальное, т. е. проявляется второй этап. В связи с этим и появляются разногласия у ученых: одни видят, что обществен-ное сознание преобладает над индивидуальным, другие, наоборот, — что индивидуальное преобладает над обществен-ным. Но не стоит идеализировать общественное и индивидуальное правовое сознание, так как общество не стоит на месте, оно развивается и меняется (но не столь заметно). Вместе с обществом развивается и изменяется и общественное правовое сознание. А так как источником общественного правового сознания выступают наиболее общие идеи, представления, концепции о праве и его институтах, и последние формируют индивидуальное правое сознание, то здесь видим несомненное влияние индивидуального правового сознания на общественное. Вот так представляется взаимодействие и взаимовлияние общественного и индиви-дуального правового сознания. И сходя из этого можно уточнить понятия общественного и индивидуального правового сознания. Необходимо указать в этой системе роль группового правосознания. Группы людей возникают на основе общих интересов и потребностей, исходя из этого правосознание у членов данной группы будет включать те представления о праве и его институтах, которые наиболее схожи у членов данного коллектива. Правовое сознание индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обусловливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в право-сознание данной группы.

Индивидуальное правовое сознание — это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида. Не исключено влияние индивидуального правового сознание на групповое и общественное. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида.

Групповое правовое сознание ― такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания [2, с. 363].

В правовом сознании общества закрепляются типичные устойчивые взгляды на право и его институты, существующие в данном обществе. Лишь на этом уровне окружающая правовая действительность отражается в целом и всесторонне.

По способу отражения правовой действительности выделяют обыденное и научное правовое сознание (теоретическое). Особенностью этих способов является то, насколько они связаны или нет с использованием научной методологии.

Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Это отражение правовой действительности происходит стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой лишь иногда. Обыденное правосознание представляет отражение правовых явлений на основе опыта индивида. Наибольшее значение здесь имеют психические формы отражения, но не стоит отождествлять с правовой психологией. В обыденном сознании присутствуют элементы рационального и логического, т. е. элементы правовой идеологии. Необходимо указать, что этот вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер; наряду с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах.

Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Но не стоит отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, так как присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и др. В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания, примером могут служить теологические концепции.

Немаловажно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.

Функции правосознания.

Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окру-жающей правовой действительностью. В литературе можно встретить большое число функций правового сознания. По мнению некоторых ученых, существуют три основные функции, а остальные функци есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.

Посредством познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом обществен­ной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого.

Здесь возникают у индивида правовые чувства, эмоции, настроения и навыки. Начинает свою работу регулятивная функция. В чем же она проявляется? Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того, имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но, конечно же, не стоит идеализировать этот процесс, так как на поведение людей, кроме правого сознания, оказывает влияние и нравственное, политическое, философское и другие виды сознания. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т. е. позитивного права. От уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В-четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и др. Иными словами, правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.

Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только «отдельная часть» механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание высту­пает в качестве идеологического и социально-психоло­гического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

В научной литературе социалистического периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от трех вышеупомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая.

Значение идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового сознания ― государство и право ― это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как взаимоотношение личности и общества, общественное разде-ление труда и др. И правильное отражение таких социальных явлений, и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т. е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами, идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т. е. господствующим классом.

Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необхо-димом для достижения конкретной правовой цели. Право-сознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений — экономических, политических, этических, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отноше­ний является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявле­ние социальной необходимости.

Функция правообразующая составляет часть регулятивной функции, связанной с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства.

Понятие правовой культуры

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эсте-тическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Правосознание ― это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Это еще и новый этап состояния общественного сознания.

Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию как одной из важнейших форм общественного сознания и даже мировоззрения, теория права выделяет и изучает структуру правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризует два пласта ― правовая идеология и правовая психология.

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов ограничено, связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое право-сознание и его более крупная социальная форма ― правовая культура ― изучаются именно в теории права.

Правовая культура ― многозначная характе-ристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.

Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве. Необходимым элементом правовой культуры является нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.

Показателями уровня правовой культуры в цивилизованном обществе являются: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов, уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина, системность и доступность законодательства, строгое и неуклонное соблюдение законности и ряд других. С точки зрения этих показателей можно оценить правовую культуру правотворчества, правовую культуру право-применения или обеспечения правопорядка в стране, правовую культуру общества в целом, социальных групп и страт (например, правовую культуру должностных лиц), отдельных людей [1, с. 385].

Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и право-охранительной системы.

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица; характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры ― один из признаков правового государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права ― юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры ― политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Поскольку культура ― выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна, следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т. е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их форма-лизацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие ― самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, — одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосред-ственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, т. е. стать правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, т. е. правовыми, не становились. Здесь могли институциона-лизироваться лишь личностные связи. Только после форми-рования обмена как универсального способа кооперации людей в общество, безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась обще-обязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, — часть культуры, ее сторона, «момент».

Правовая культура личности

Правовую культуру личности составляют:

– правосознание и правовое мышление;

– правомерное поведение;

– результаты правомерного поведения и правового мышления.

Правовая культура личности (общая и специальная — про­фессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от:

– степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества;

– специфики профессиональной деятельности;

– индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в правомерном пове-дении, спецификой решения жизненных проблем, выра-жающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены нормами права.

Профессиональная правовая культура — одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессио-нально занимается юридической деятельностью, тре­бующей специального образования и практической подготов­ки.

Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т. д.). Причем уровень профессиональной куль-туры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государ -ственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомо-бильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т. д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной куль-туры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Главное в профессиональной правовой культуре — высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т. д.

Выделяя три вида правовой культуры, следует пом­нить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом куль-турно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.

Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т. е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов.

Юрист — личность, которая призвана стать выше сво­их привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители — часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок, с которыми не просто. Нередко работа над раскрытием и рас­следованием преступлений — схватка между личностями, ха­рактерами. Человек формируется в личность в процессе соци­альной практики. Юридическое образование — первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и по­нимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязанно­стей, прав и основных свобод человека, признанных законо­дательством страны и международным правом.

Теоретический уровень правовой культуры представля­ет собой научные знания о сущности, характере и взаимодей­ствии правовых явлений вообще, механизма правового регули­рования, правового поля государства, а не только его отдель­ных направлений.

Правовая культура юриста содержится в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократиче­ского и морального содержания.

1.7 Соотношение правовой культуры
и правового нигилизма

Нигилистическое отношение, т. е. абсолютное отрицание, формулируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка — это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои — «воры в законе», авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционеров, вместо того чтобы внушить ему мысль, что милиционер — это его защитник, помощник.

Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и СМИ, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Во многих кинокартинах герои-полицейские ― это лица негритянского происхождения, и этим также снимаются нелепые расовые, националистические, шовинистические представления.

Таким образом, правовой нигилизм ― это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требова-ниям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права.

Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод ― законность ― это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества ― уже не психологическая, а социальная характеристика. Причины правового нигилизма самые разные: от вполне обоснованных протестов тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще как ненужного социального института. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура.

Рекомендуемые источники

1. Лазарев, В. В. Общая теория государства и права : учеб. для юрид. вузов / В. В. Лазарев. — М., 2001. ― 520 с.

2. Корельский, В. П. Теория государства и права : учеб. для вузов /
В. П. Корельский. — М. : НОРМА, 2001. ― 581 с.

3. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права : учебник /
А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред.
А. Ф. Вишневского. — М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2004. — 640 с.

4. Пиголкин, А. С. Общая теория государства и права : учеб. для юрид. вузов / А. С. Пиголкин. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. ― 471 с.

ТЕМА 2

ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ

Правовой статус личности

В любой правовой системе личность гражданина занимает центральное место и выступает в ней во многих качествах — гражданина, субъекта права, правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, праводееспособности, правового статуса. К ней обращены юридические

Наши рекомендации