Правовое сознание и правовая культура

Правовое сознание является важнейшим фактором осуществления права. Существует несколько подходов к определению правосознания. Правосознание выступает как весьма независимое, целостное явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права может рассматривать такие важные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной девиации и т.д.

Говоря о структуре правосознания, ученые, стоящие на позициях материализма выделяют в нем два элемента: правовую идеологию и социально-правовую психологию. Правовая идеология – это систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права).

Правовая психология – это система правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, выражающих отношение людей как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям. Теперь необходимо перейти к рассмотрению основных форм бытия правосознания.

В современной философско-правовой литературе выделяют институциональную и неинституциональную формы бытия правосознания.

Институциональная форма бытия правосознания, присутстует в виде документов, является формой живого процесса мышления юристов-профессионалов, согласующейся с общеообязательной нормой и всецело ей подчиняющейся. Это область «законоположений», «юридического закона», то есть законосообразности суждений и решений

Неинституциональная форма бытия правосознания, выступает как недокументальная и неофициальная форма правового мышления, единение воли и чувств, существует в виде живого процесса или акта сознания в его внепредметном виде, фиксируемого в письменной форме задним числом (теоретических трудах, художественной литературе, личных документах).

Правовая культура представляет собой совокупность знаний и навыков, умение применять их на практике, обеспечить законность в обществе. Правовая культура, как особое социальное явление включает в себя всю совокупность ценностно-ориентированных элементов правовой реальности и содержит в себе как составной элемент ценностное целеполагание. Она также позволяет синтезировать в себе правовые знания, взгляды и установки личности, правовую активность граждан.[2]

Высокий уровень правовой культуры является одним из существенных признаков правового государства.

Теория управления и менеджмент как предмет философского анализа

Управление- это совокупность определенных воздействий субъекта управления на управляемый объект. Наука об управлении (менеджмент) является теоретико-содержательным отражением практического регулирования взаимоотношений субъекта и объекта. Философия управления претендует на обобщенный, понятийно-смысловой анализ теоретико-методологических проблем менеджмента, на выяснение методологических начал концепций менеджмента и эволюции основных парадигм, а также на выработку поведенческо-этического кодекса эффективного функционирования организации.

На основе сделанных уточнений можно приблизительно наметить специфику «философии управления», т.е. той интеллектуальной сферы, где пересекаются познавательные интересы философии и управления: она изучает концепции о месте и роли человека-субъекта в системе управления, а также формы и способы их реализации в функционировании и развитии систем управления. Как самостоятельная философская дисциплина, «философия управления» зиждется на двояком основании - формального и содержательного характера.

Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для повторения к экзамену по курсу «Философия»

Для всех форм обучения.

1. Философия, ее предмет и функции.

2. Мировоззрение и философия. Типы мировоззрений.

3. Традиционная трактовка основных направлений в философии.

4. Роль философии в жизни человека и общества.

5. Философская методология и метод.

6. Характерные черты древнегреческой философии.

7. Средневековая философия: патристика и схоластика.

8. Особенности философии XVII в. Развитие рационализма и эмпиризма.

9. Общая характеристика немецкой классической философии.

10. Основные этапы в развитии русской философии.

11. Характерные черты и направления русской философии XIX в.

12. Общая характеристика философии русского зарубежья XX в.

13. Особенности древнеиндийской философии.

14. Основные черты современной западной философии.

15. Марксистская философия: ее особенности и основные этапы.

16. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

17. Философская традиция древнего Востока.

18. Экзистенциализм как одно из основных направлений современной западной философии.

19. Общая характеристика прагматизма.

20. Познание как предмет философского анализа. Основные принципы познания.

21. Проблема познаваемости мира.

22. Чувственное и рациональное познание, их формы.

23. Понятие истины. Роль практики в познании.

24. Основные принципы диалектики.

25. Основные методы философии: диалектика и метафизика.

26.Философское учение о противоречиях. Закон единства и борьбы противоположностей.

27.Количество и качество как философские категории. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

28. Философский принцип отрицания отрицания.

29. Основные философские категории и их специфика.

30. Философская категория бытия. Основные формы бытия.

31. Картины мира и их специфика.

32. Диалектика природного и социального бытия.

33. Категории «материальное» и «идеальное» в философии.

34. Формы материального бытия и их характеристика.

35. Понятие материи.

36. Движение как способ существования материи.

37. Пространство и время как формы существования материи.

38. Проблема бытия человека в философском измерении.

40. Проблема сознания в философии.

41. Предпосылки и структура сознания.

42. Специфика философского взгляда на культуру.

43. Традиционная трактовка основного вопроса философии.

44. Особенности познания социальной действительности.

45. Социальная философия, ее предмет и метод.

46. Человек как феномен общественной жизни.

47. Философское понимание исторического процесса.

48. Духовная жизнь общества.

49. Общественное сознание и его структура.

50. Формы общественного сознания и их характеристика.

51. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, человек, личность.

52. Основания ценностного сознания в парадигмах классической философии.

53. Ценность и благо.

54. Оценка как аксиологическая категория и социокультурное явление.

55. Проблема смысла жизни.

56. Ценностные характеристики современной цивилизации.

57. Свобода воли и социальная ответственность личности.

58. Общество как подсистема объективного мира. Уровни и аспекты системного рассмотрения общества.

59. Исторические типы социально-философских воззрений на общество.

60. Общественные отношения и их структура.

61. Социальная деятельность (общая характеристика).

62. Общество как развивающаяся система.

63. Сущность и критерии исторического прогресса.

64. Система движущих сил исторического процесса.

65. Противоречивость общественного прогресса.

66. Развитие общества как естественноисторический процесс.

67. Предпосылки и направленность исторического процесса.

68. Формационный подход к описанию исторического процесса.

69. Понятие цивилизации. Теория цивилизаций об историческом процессе.

70. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

71. Сущность философского подхода к правовым явлениям.

72. Основные черты философско-правового мировоззрения.

73. Методологические принципы понимания права.

74. Право как продукт исторического развития общества. Происхождение права.

75. Сущность правового сознания.

76. Основные философско-правовые идеи.

77. Мораль и право, их соотношение.

78. Проблема человека в истории философии.

79. Социальное государство и социальные нормы.

80. Философское осмысление правового государства.

81. Роль правосознания в российском государстве.

82. Учение Аристотеля о разграничении общества и государства.

83. Эволюция учения о гражданском обществе.

84. Сущность гражданского общества и его структура.

85. Особенности и противоречия современного гражданского общества.

86. Роль философии в формировании правосознания гражданина.

[1] См.: Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X- XVII веков. М., 1990. С. 24.

[2] Васин Г.Н. Сущность и функции правовой культуры.// Социально-гуманитарные знания. – 2007.– №4. – С.334.

Наши рекомендации