Государственный орган, признаки и классификация
Первичным и наиболее важным структурным звеном государственного аппарата является государственный орган, т. е. элемент механизма государства, который имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействующий с другими элементами механизма, образующими единое целое. Как видно из определения государственный орган имеет определенные признаки:
– образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе, т. е. образование и компетенция государственного органа определяются законодателем. Компетенция государственного органа — это совокупность его государственно-властных правомочий, т. е. его права и обязанности. При этом, как отмечает В. С. Несесянц, «права государственного органа (учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. В свою очередь, обязанности, возложенные в установленном правом порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать (в установленном порядке) соответствующие действия государственно-властного характера» [3, с. 263];
– орган государства, действуя специализированно в системе других органов, является самостоятельным элементом государственного аппарата;
– органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
– орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными;
– органы государства обладают властными полномочиями, которые определяются их компетенцией;
– органы государства имеют внутреннее строение. Они состоят из структурных подразделений, которые осуществляют те или иные функции и реализуют цели, ради которых они образованы;
– для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансо-вые средства, свой счет в банке, источник государственного финансирования;
– орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее суще-ственным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учрежде-ниями), а также негосударственными органами и организа-циями, с другой стороны.
Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуще-ствлять надзор за их реализацией.
3.3 Классификация государственных органов
Государственные органы можно классифицировать по различным видам и по различным основаниям:
1) по порядку создания и характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные;
2) по порядку осуществления компетенции различают единоличные и коллегиальные государственные органы, при этом единоличный орган отличается от должностного лица государства, не являющегося государственным органом, тем, что в первом компетенция должностного лица и государ-ственного органа совпадают;
3) по характеру полномочий государственных органов выделяют органы общей компетенции и органы специальной компетенции;
4) по структуре или способу организации государственные органы можно поделить на простые, не имеющие внутреннего подразделения, и сложные, обладающие соответствующей структурой организаций;
5) по территориальному признаку государственные органы делятся на федеральные, органы субъектов федерации и местные, при этом органы, называющиеся органами местного самоуправления, обычно не являются государственными и не входят в систему органов государства. Однако, как правило, они не только осуществляют местное самоуправление, но и выступают как специфические элементы механизма государственной власти, поскольку по закону наделяются отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству;
6) по способу возникновения государственные органы подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (предста-вительные органы). Производные органы создаются первич-ными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.