Развитие конституционного законодательства Казахстана
Конституция Казакской АССР 1926 года
Первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казакской АССР 18 февраля1926 года после образования СССР и с учётом Конституции РСФСР 1925 года, так как Казахстан являлся частью РСФСР. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Конституция Казахской ССР 1937 года
Конституция Казахской ССР, принятая на Х Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года, состояла из 11 глав и 125 статей. В ней было прописано: «Вне пределов ст. 14 Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права».
Конституция Казахской ССР 1978 года
Конституция Казахской ССР, принятая на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года, состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей[2]. Согласно ней вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Конституция Республики Казахстан 1993 года
Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи[2]. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие
Конституция Республики Казахстан 1995 года[
Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений
Гражданство РК
Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.
В этом определении выделены главные черты, характеризующие гражданство.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство - правовое, а не фактическое состояние.
Конституция РК и Закон о гражданстве РК устанавливают ряд общих принципов, которые определяют сущностные черты отношений гражданства:
1. Гражданство РК является единым. За гражданином РК не признается гражданство другого государства. Казахстанская Конституция исходит
из принципа непризнания института двойного гражданства.
2. Гражданство Республики Казахстан является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РК по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство РК имеет открытый и свободный характер. Это выражается, во-первых, в закреплении законом нормы о том, что прием, осуществляется на доступных для человека основаниях. В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. Закон устанавливает, что ребенок, родившийся на территории РК от лиц без гражданства, является гражданином РК. Свободный характер гражданства РК выражается, и в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина РК изменить гражданство, и этого права никто не может быть лишен.
4. Гражданин РК не может быть лишен своего гражданства и изгнан за пределы Казахстана. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Такой способ прекращения гражданства не характерен для стран с демократическим режимом и наиболее присущ государствам тоталитарным и деспотическим. Лишение гражданина гражданства и высылка за пределы родины, как правило, преследует в таких странах цель борьбы с инакомыслием.
6. Казахстанское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РК лицами, проживающими за пределами РК. Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Казахстана и беспрепятственно возвращаться. Эта свобода закреплена в ст. 21 Конституции РК.
7. Гражданство РК основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином РК с лицом, не принадлежащим к гражданству РК, а также при изменении гражданства другим супругом.